Алена Бригадина
Практикум для родителей «Графо — моторные навыки дошкольников. С пользой и радостью»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей
«Графо - моторные навыки дошкольников.
С пользой и радостью»
Подготовила: воспитатель Бригадина А. Ю.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас на практикум, посвященный формированию графо - моторных навыков детей, и этот практикум хотелось бы начать со слов великого писателя и педагога, Василия Александровича Сухомлинского:
Темочки:
(Слайд 1)"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. "
В ноябре на семинаре-практикуме «Движение и речь» вы познакомились с играми и упражнениями, направленными на развитие общей и мелкой моторики дошкольников, узнали о их значении в жизни детей.
Успешность их формирования напрямую зависит от подготовленности общей моторики и мелкой моторики рук.
Графо-моторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и способствовать выработке у ребенка графических навыков.
Сначала предлагаю разобраться с самим понятием «графо-моторика». Это не только развитие всем привычной моторики рук.
(Слайд 2) Графо-моторика или графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, обводить контуры предметов и рисунков, копировать простейшие узоры, соединять точки, и, конечно же, правильно удерживать пишущий предмет.
(Слайд 3) В задачи графо-моторики входит :
-правильное удержание ручки и карандаша;
-точность в ведении линий;
-ритмичность движений (умение сочетать темп и ритм движений);
-правильный нажим;
-зрительное восприятие заданного материала (т. е. ребенок должен видеть весть рисунок, который он обводит, раскрашивает или копирует, а не сосредотачиваться только на той части, с которой работает в настоящий момент);
- слухо-моторное восприятие (понадобится в старшем возрасте, когда дети будут выполнять графические диктанты);
-внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
- умение ориентироваться на листе бумаги;
-двигательные навыки, т. е. координация различных частей тела (например, поза туловища и наклон головы).
(Слайд 4) Прежде чем приступать к работе по формированию графо-моторных навыков и в входе работы необходимо научить детей соблюдать следующие гигиенические правила:
- сидеть прямо, не касаясь грудью стола;
- карандаш держать тремя пальцами: большим, указательным и средним (как клювик у птички, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони; пальцы от стержня держать на небольшом расстоянии;
- руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола; левая рука лежит на столе и снизу придерживает лист;
Когда дети начинают работать в тетрадях, появляется еще одно правило: тетрадь положите так, чтобы левый нижний уголок смотрел вниз, а правый верхний – вверх.
Формирование графо-моторных навыков так же, как и любое другое обучение дошкольников, проводится с помощью разнообразных игровых упражнений, в определенной последовательности, постепенно усложняясь.
Практическая часть
Поскольку у нас практикум, мы будем знакомиться с этими упражнениями, выполняя их и составляя в ходе выполнения памятку, которая будет напоминать вам последовательность формирования у детей графо-моторных навыков.
Итак, первое, чему учат детей, начиная с младшего возраста – это раскрашивание.
Задание 1
Возьмите красный карандаш правильно. Покажите мне. Раскрасьте домик движениями сверху вниз. Помните, что нельзя выходить за края контура и оставлять пробелов.
А теперь, возьмите зеленый карандаш и раскрасьте квадрат движениями слева направо.
Далее детей учат обводить различные контуры. Для этого используют трафареты. Сначала обводят по внешним контурам, затем – по внутренним.
Задание 2
Возьмите трафарет …., обведите его пальчиком, а теперь – положите на лист, левой рукой прижмите, а правой – обводите (так же выполняется задание с внутренней обводкой).
После того, как дети усвоили работу с трафаретами, приступают к обведению контурных изображений. Начинать следует с простых изображений, постепенно усложняя (деталей становится больше, размеры деталей уменьшаются). Перед тем, как работать с карандашом, ребенку предлагают обвести контур пальчиком. Показ тетрадей детей.
Задание 3
Возьмите простой карандаш, обведите лошадку по контуру. Старайтесь вести линию, как можно дольше не отрывая руки.
В старшем возрасте контурные изображения так же используются. В них появляются элементы цифр и букв. Можно так же предлагать обводить цифры и буквы, но только в специальных прописях, где отмечено, начало работы (точка) и ход (стрелкой).
Задание 4
Возьми ручку и обведите контур лебедя, начиная от точки. Так же обведите цветок, букву, цифру.
Следующим этапом формирования графо-моторных навыков является штрихование.
Сначала дети учатся штриховать простые контуры сверху вниз и слева направо.
Задание 5
Возьмите правильно простой карандаш и заштрихуйте домик сверху вниз, а грибок – слева направо.
Далее предлагаются диагональные штриховки разных направлений, комбинированные, фигурные.
Задание 6
Выполните штриховки по образцу.
Дорисовывание.
В средней группе детям предлагают задания на дорисовывание простых деталей, например, колеса к машине. В старшем дошкольном возрасте детей учат дорисовывать половину рисунка в зеркальном изображении, сначала простого – мяч, квадрат (показ, затем – более сложные детализированные.
Задание 7
Дорисуйте …
Завершающим этапом в формировании графо-моторных навыков дошкольников является – рисование на листах в клеточку.
Сначала детей знакомят с клеткой: дети считают уголки, учатся отсчитывать заданное количество клеток слева направо, раскрашивают клетку, обводят.
Работа по клеточкам начинается с копирования простых узоров и фигур на основе одной клетки, потом узоры усложняются (состоят из разных ритмично повторяющихся элементов, захватывают 2-3 и более клеток, имеют диагональные линии);
Задание 8
Продолжи узор.
Далее дети учатся копировать по клеткам сложные рисунки и выполнять графические диктанты.
Задание 9
Скопируй рисунок, начиная от точки.
Задание 10
Графический диктант.
Подводя итог, можно сказать, что регулярные занятия по развитию графо-моторных навыков дошкольников обеспечат правильное и красивое письмо в школе.