ирина коростелева
Практикум «Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка» для родителей детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Рассказать родителям о значении использования пальчиковых игр для развития координации движений, общей моторики, ориентировки в пространстве, речевых способностей детей;
• Показать на практике пальчиковые игры с детьми;
• Привлечь родителей к пальчиковым играм на взаимодействие;
Публикация «Практикум „Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка“ для родителей детей средней группы» размещена в разделах
• Привлечь внимание родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка;
• Способствовать целенаправленному образованию родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами группы и гармонизации детско – родительских отношений.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Пальчиковые игры»
Ход ООД:
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Сообщение воспитателя:
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук? У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для развития речи необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, на скорость реакции ребенка. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.
Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом.
Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка – от 3 до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Всемирная практика подтверждает факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
В век компьютерных технологий проблема с речью у детей – очень распространенный фактор. Казалось бы, есть все, что нужно для их развития: компьютеры, планшеты, телевизоры, телефоны, интерактивные и развивающие игра, однако, как показывает практика, все это еще больше усугубляет развитию памяти, мышления, восприятию речи.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:
• зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму - трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании - фломастеры, карандаши, мольберт, пластилин, гуашь, кисти и другое).
• зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы (из пластмассы, магнитный, мозаики.
• театральная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, перчатки со сказочными персонажами, магнитный театр, ширма для теневого театра со сказочными героями для него).
• упражнения с липучками, пуговицами, пряжками.
• игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы»
Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, растяжение, расслабление.
Обычная крупа и бобовые скрывают в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Они будут полезны в следующих упражнениях:
• рисование на подносе. При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.
• прием «сухого бассейна» : для этого нужна небольшая емкость, таз. Наполняется он горохом, фасолью или рисом. В «сухой бассейн» бросаются мелкие игрушки, камушки дети с интересом "ищут клад". Задания интересны, так как дети находят, захватывают и держат предмет ладонью.
• массаж ладоней с помощью горошины;
• раскладывание в мисочки;
• выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
• угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
• выкладывание цифр, букв.
Регулярное применение метода крупотерапии позволяет:
• улучшить тактильно — кинестетическая чувствительность,
• понизить мышечная напряженность,
• расширить словарный запас детей.
Детям можно давать следующие задания:
катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, палочки.
перекладывать из одной кучки мелкие предметы в другую кучку. Нужно вовлекать в движения все пальчики.
застёгивание и расстёгивание пуговиц,
завязывание и развязывание узлов, шнуровка. В младшем дошкольном возрасте – это упражнения, сопровождаемые стихотворениями.
Регулярное применение этих упражнений позволяет:
• достичь хорошего развития мелкой моторики ру,
• кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Пальчиковые игры и упражнения вызывают у детей интерес, повышают эмоциональный настрой, это мобилизует их внимание и стимулирует запоминание. В процессе пальчиковых игр ребёнок проговаривает слова, что обогащает его словарь, развивается фонематический слух, совершенствуется связная речь. Разученные движения и упражнения можно объединить в сказки, сценки, которые дети по собственной инициативе могут использовать в самостоятельной деятельности.
Дети проговаривают стихи, потешки и «конструируют» их пальцев различные предметы, фигуры: зайцы, кошки, волки… Ребёнок при этом не просто работает, а играет с собственным телом. Определённые участки тела, становятся своего рода психосоматическими голограммами, массируя их, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то новое и прекрасное, способствует становлению у ребёнка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.
Воспитатель: А сейчас, уважаемые родители, мы предлагаем Вам с детьми отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, - страну пальчиковых игр.
Практический показ пальчиковых игр детьми : "Замок", "Мы капустку рубим", "Будем мы варить компот", "Как живешь", "Дружба", "Апельсин"
Воспитатель: А сейчас мы предлагаем и родителям поиграть с детьми
Практикум для родителей : Игры на взаимодействие
Рыбка, рыбка, окунёк…
Один игрок кладёт свою ладонь на раскрытую ладонь другого. Тот её гладит свободной рукой и приговаривает: «Рыыыбка, рыыыбка…». Затем он внезапно восклицает: «Окунёк!» и прихлопывает руку первого, чья задача отдернуть руку до удара. Иногда сын просил «поиграть просто в рыбку, без окунька» - гладить ладошки очень приятно. Ещё один вариант: «Киииска, киииска… Брысь под лавку!».
Летел лебедь по синему небу…
Игроки держат ладони перед собой так, что у каждого одна рука прикрывает тыльную сторону руки другого. Они по очереди прикасаются к ладоням друг друга со словами: «Летел лебедь по синему небу, читал газету под номером…»Каждый раз называете другой номер. Какое число, столько же раз нужно потом коснуться друг друга ладонями и считать вслух. Тот, кто произносит последнее число, пытается резко прихлопнуть ладонь второго игрока. Для детей постарше это отличное упражнение на счёт и анализ, а малыш просто с удовольствием похлопает ладошами вместе со взрослым. Если он ещё не умеет считать, можно ограничить номера газеты числами 1-2-3 и подсказывать в нужном месте.
Поймай палец
Взрослый сжимает руку в кулак и выставляет то один, то другой палец, который должен поймать ребёнок.
Птичка зёрнышко клюёт…
Один игрок выставляет раскрытую ладонь: «Птичка зёрнышко клюёт», - а другой постукивает по ней пальцем. Внезапно первый быстро произносит: «А назад не отдаёт!» - и сжимает ладонь, стараясь поймать пальчик.
Рефлексия.
Воспитатель: Таким образом, ввиду благотворного влияния пальчиковых игр и упражнений на :
• развитие мелкой моторики пальцев рук;
• речевое развитие;
• повышение работоспособности головного мозга;
• оздоравливание всего организма
необходимо использовать пальчиковый тренинг не только в детском саду, но и дома.