Получи документы

Практикум для педагогов с элементами тренинга «Разговор с самим собой»

Шаповалова Ирина
Практикум для педагогов с элементами тренинга «Разговор с самим собой»
▼ Скачать + Заказать документы

Практикум для педагогов с элементами тренинга

«Разговор с самим собой»

Подготовила и провела

педагог – психолог 1 категории

Шаповалова И. Ю.

Цель: развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов,

исходя из их индивидуальных особенностей.

Задачи:

1. актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;

Публикация «Практикум для педагогов с элементами тренинга „Разговор с самим собой“» размещена в разделах

2. познакомить педагогов с различными методами рефлексии;

3. дать возможность применить полученные знания на практике.

Оборудование: экран и проектор, картинки героев сказки, листочки для

написания имени для каждого участника, дротики для рефлексивной

мишени.

Слайд 1. Ход мероприятия

Здравствуйте уважаемые коллеги. Наша встреча посвящена развитию и

совершенствованию рефлексивных способностей. Мы вспомним, что такое

вообще рефлексия, что такое педагогическая рефлексия, какие виды

педагогической рефлексии бывают и функции рефлексии. Но, так как Вы

сидели, просматривая мюзикл, приглашаю в центр зала для выполнения

упражнения, которое поможет раскрепоститься, улучшение атмосферы в

группе, снять мышечное напряжение.

Упражнение: «Броуновское движение». Слайд 2

Цель: упражнение направлено на сплочение коллектива, на раскрепощение

участников, на улучшение атмосферы в группе, снять мышечное напряжение.

Представим себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и

объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно

определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро

двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны

объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так

(показать).

После выполнения упражнения спросить: Как вы себя чувствуете?

- Все ли соединились с теми, с кем хотели?

Присаживайтесь на свои места и сейчас мы обратимся к теории.

1. Понятие рефлексии Слайд 3

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого

себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от

степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня

самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с

самим собой». В кратком психологическом словаре понятие рефлексии

дается так: рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс

самопознания субъектом внутренних психических актов и

состояний. Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она

включает такие процессы как понимание и оценка другого.

Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через

свой внутренний мир", "оценить".

2. Педагогическая рефлексия – способность взрослого анализировать

свою педагогическую деятельность и прогнозировать результаты

влияния на ребёнка. Рефлексирующий педагог – это думающий,

анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал

Джон Дьюи, "вечный ученик своей профессии".

3. Виды рефлексии:

Рассмотрим некоторые виды педагогической рефлексии : Слайд 4

1). Социально-перцептивная рефлексия, переосмысление, перепроверка

педагогом собственных представлений и мнений о детях.

2). Коммуникативная рефлексия это способность личности встать на место

своего партнера, увидеть ситуацию его глазами, принять его

позицию, это «размышление за другое лицо, способность понять, что думают

другие лица»

Мы с вами педагоги и нам приходится сталкиваться в нашей профессии как с

приятными для нас детьми и взрослыми, так и людьми, которые вызывают у

нас негативные эмоции, а эти эмоции очень мешают в работе. Наше

следующее упражнение направлено на тренировку умения дать позитивную

характеристику человеку, к которому испытываете неприязнь. Это умение

облегчит нам работу такими детьми. Поступаем по принципу «ты не можешь

изменить мир, но ты можешь изменить свое отношение к нему»

(Объединяемся в группы по 7 человек.) Слайд 5

Упражнение «Портрет в розовых тонах»

Для группового обсуждения может подойти любой отрицательный

сказочный герой: Баба-Яга, Кощей - бессмертный, Карабас - Барабас …

Пример: Иван-царевич изменил состояние бабы-яги.

Рефлексия: изменилось ли ваше отношение к сказочному герою после такой

характеристики? Изменится ли ваше отношение к человеку и отношение

этого человека к вам, если вы посмотрите на него с позитивной стороны?

3). Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих

действий, самопознание.

Следующее упражнение направлено на осознание вами собственных качеств

(4 дерева нарисованы на 4 листах А3. Участники занятия подходят к

ватманам и приклеивают листочек с именем к дереву).

Упражнение «Дерево цели»

Цель: осознание участниками собственных качеств и достижении.

Материалы: листочки из цветной бумаги Инструкция: «Нарисованные деревья выступают символической шкалой

ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление

качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или

возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) на

листочке и приклейте его дереву которое, вы считаете, больше соответствует

вашему представлению о карьере и в том месте, где вы сейчас находитесь, по

вашему мнению».

- Если вы выбрали дерево с описанием деталей, то это говорит о следующих

ваших качествах: вам необходимо «всё раскладывать по полочкам». Если

что-то вам не понятно – это вызывает у вас чувство дискомфорта. Вы хотите

быть заранее готовыми к любым переменам. Черты вашего характера

ответственность и пунктуальность.

- Если вы выбрали дерево с маленькими корнями, то это говорит о

следующих ваших качествах: вы часто испытываете неуверенность,

сомневаетесь, справитесь ли с поставленной задачей. Вам всё ещё кажется,

что у вас не достаточно опыта. Вы нуждаетесь в поддержке, советах и

дружеском одобрении.

- Если вы выбрали дерево с большими ветвистыми корнями, то это говорит о

следующих ваших качествах: вы твердо уверенны, что у вас достаточно

профессионального опыта, вы замечательно справляетесь с любой задачей, но не всегда готовы принять перемены, считаете, что лучше хорошо

усвоенные старые традиции, чем не испробованные новые эксперименты.

- Если вы выбрали дерево с плодом, то это говорит о следующих ваших

качествах: для вас совершенно ясно, что ваша профессиональная карьера

достигла уровня, когда вы получаете от неё удовольствие, вы точно знаете,

что это ваше призвание.

Каждый из нас обладает сильными сторонами, но не все могут их

обнаружить в себе и заставить доминировать в общем представлении о

человеке. Сильные стороны прячутся за комплексами, заниженной

самооценкой, способом родительского воспитания. Следующая игра поможет

найти те качества, которые станут опорой для продвижения по жизненному

пути.

Игра «Посудомоечная машина» (15 минут)

Цель: Игра позволяет глубже почувствовать другого человека и понять себя.

Описание упражнения. Все участники становятся в две колонны, одна

напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева

выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно

представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно

ухаживания за собой.

Например:

«Я – старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке.

Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я

чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой,

осторожно, чтоб не повредить золотые узоры».

Или:

«Я – очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я

блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень

хорошо, используя чистящий порошок.»

После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется

коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».

Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая

к этому и других участников

4. Функции рефлексии.

На Ваш взгляд, какие функции у рефлексии? (беседа с педагогами) В

педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

Слайд 6

— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности

участников педагогического процесса);

— организаторская (организация наиболее эффективных способов

взаимодействия в совместной деятельности);

— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников

педагогического процесса);

— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и

взаимодействия);

— мотивационная (определение направленности совместной деятельности

участников педагогического процесса на результат);

— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и

деятельности.

На этом наше занятие подошло к концу. Предлагаю подвести итоги. В этом

нам поможет рефлексивная мишень.

Рефлексивная мишень Слайд 7

Перед Вами мишень, которая разделена на 4 сектора: 1. Полезность

полученной информации 2. Доступность изложения, 3. Новизна полученной

информации 4. Мотивация к анализу своей деятельности. Прошу Вас

"выстрелить" по мишени 4 раза, делая метку (точку, плюс и т. д.) в каждом

секторе.

Метка соответствует Вашей оценке результатов состоявшегося

взаимодействия. Если Вы очень низко оценивает результаты, то метка

ставится в "молоко" или в поле "О" на мишени, если выше, то в поле "5".

Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в

поле "10" мишени.

Заключительная часть

Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность.

Научившись правильно рефлексировать, вы заметите массу положительных

перемен в своей жизни: станете лучше понимать себя и разбираться в

окружающих людях, будете принимать больше правильных решений и легко

учиться на ошибках, начнете прогнозировать возможные варианты развития

событий и даже поведение других людей, будете готовы к непредвиденным

обстоятельствам и неожиданным поворотам на жизненном пути.

Публикации по теме:

Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга»Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга» Цель: помочь воспитанникам понять необходимость и ценность общения. Задачи: расширить представление детей о межличностных отношениях,.

Фотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренингаФотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренинга 08. 11. 2018 г. старшим воспитателем Романычевой Т. В. была проведена деловая игра с педагогами с элементами тренинга на тему «Креативность.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!» Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе!» Цель: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ» для учащихся и педагогов .

Психологическое занятие с элементами тренинга «Нужно ли готовиться к ОГЭ» для учащихся 9-х классов «Нужно ли готовиться к ОГЭ?» Прежде чем обсуждать нужно или не нужно готовиться специально, если да, то как, я предлагаю Вам послушать притчу.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Отпустите меня в Гималаи»: Как дожить до отпуска Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов. Ход мероприятия: Ритуал приветствия Игра «Круг друзей» Все поют: «Что мне снег,.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сохраним своё душевное здоровье» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей странички! Поздравляю Вас с Новым 2019 годом! Приглашаю Вас на занятие с элементами тренинга.

Занятие с элементами тренинга для подростков 14–16 лет «Конфликт и его преодоление» Занятие с элементами тренинга «Конфликт и его преодоление» Цель: Дать объяснение понятию «конфликт», найти пути выхода из сложных конфликтных.

Занятие с элементами тренинга «Путешествие по цветным морям» Целевая аудитория: дети Формы и методы работы: обсуждение, упражнения, изо – терапия, составление рассказа, игра. Цель: развитие навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для педагогов с элементами тренинга «Разговор с самим собой»
Опубликовано: 7 сентября 2020 в 10:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для педагогов с элементами тренинга «Разговор с самим собой»» (включая файлы) размещена пользователем Шаповалова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД