Авакова Лариса Ивановна
Практикум для педагогов «Русские народные игры как средство формирования гражданственности и толерантности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов по формированию гражданственности и толерантности детей через народные игры.
Задачи:
Формировать чувство причастности к истории, культуре, традициям русского народа.
3 Познакомить педагогов с практикой формирования гражданственности и толерантности через русские народные игры.
Публикация «Практикум для педагогов „Русские народные игры как средство формирования гражданственности и толерантности“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные игры
- Семинар, практикум
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
4 Обучить педагогов практическим приемам использования русских народных игр в работе по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
5 Содействие созданию условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.
Оборудования и материалы: атрибуты, материалы к играм (бубен, шапка, платок, палка, колечко, маска бабы-яги, помело) Музыкальное сопровождение.
Ход:
Добрый день, уважаемые коллеги! Наш сегодняшний практикум посвящен народным играм.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Такое воспитание сопровождало ребёнка с пелёнок, постепенно внедряясь в сознание маленького человека.
Виссарион Григорьевич Белинский сказал: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». В наше время многое мы оцениваем по-другому, многое для себя заново открываем. Это касается и прошлого нашего народа. И очень многое из этого прошлого нам знакомо поверхностно или вообще утеряно. Как же жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Во что и как играли наши предки? Какие они соблюдали обычаи? Попытка ответить на эти и подобные вопросы – означает стремление восстановить связь времён, восстановить утраченные ценности. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом становления личности.
Какова же польза народных игр?
Первый и самый главный плюс – общение.
Общение дошкольников друг с другом, и детей со взрослыми. В эти игры (в отличие от компьютерных) в одиночку не поиграешь. Ребенок может побыть в роли взрослого, когда он играет с папой и мамой, он объясняет правила, советует что-то.
Второй плюс – дети учатся договориться, ведь им необходимо вспомнить правила, установить очередность и т. д.
Третий плюс – учатся разрешать конфликтные ситуации. Возможно, кто-то сделал неправильный ход или сжульничал. Ребенок получает важную науку, которая в игре усваивается легко, между делом.
Четвертый плюс – умение достойно проигрывать. Победитель, как правило, один, зато остальные получают значимый урок.
Таким образом, совместные игры взрослых и детей с использованием лучших национальных традиций воспитывают в ребенке важные качества, стороны личности, которые так необходимы в современном обществе.
Согласно исследованиям Капицы Ольги Иеронимовны и Науменко Георгия Марковича игры условно можно разделить на следующие виды:
1) подвижные (спортивные) игры. К ним относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Дорожки», «Ловишки», «Прятки», «Курочки», «Змейки» и др.)
Я предлагаю Вам поиграть в эти игры.
Вот в этом волшебном сундучке таится целый мир русских народных подвижных игр, а в какую из них поиграем, - мы сейчас узнаем (предлагаю одному из гостей вытащить название игры из сундучка)
Подвижная игра «Горелки с платочком»
Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.
Играющие говорят хором:
Гори, гори, масло,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!
После слов «Птички летят!» игроки последней пары стремительно бегут вперёд, и кто из них первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».
2) обрядовые (календарные) игры — это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарем. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры : «Блины», «Золотые ворота», «Солнышко», «Заря Зарница» и др.
Обрядовая игра «Заря»
Игроки встают в круг, руки держат за спиной, один из играющих - «заря» ходит сзади с лентой и говорит:
Заря - зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Раз-два, не воронь, беги как огонь!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».
Следующий вид игр это:
3) игры по отношению к природе (природные). Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берег ее. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. К ним относятся: «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Заинька», «Земля – вода – небо», «Гуси-лебеди» и др.
Выбираем игру.
Природная игра «Земля–вода–небо»
Играющие садятся или становятся кругом к центру лицом. В центре ведущий с мячом. Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот должен поймать мяч и назвать какое-либо животное, обитающее в указанной среде (например, волк на слово «земля», карась на слово «вода»). Потом надо вернуть мяч водящему. Если игрок не успел назвать (или неправильно назвал) животное и не сумел поймать мяч, выбывает из игры. Ведущий бросает мяч новым игрокам, стараясь всех держать «в игре» – в ожидании мяча. Можно даже дважды бросить мяч одному игроку.
Четвертый вид
4) драматические игры (с элементами театрализованных действий) – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого-либо героя («Идет коза по лесу», «Волк – волчок», «Бабка Ёжка» и др.)
И так русская народная игра «Бабка Ёжка»
Участники образуют круг. В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка - Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит:
У меня нога болит.
Пошла она на улицу -
Раздавила курицу.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот «заколдован» и замирает.
Правила игры : «Заколдованный» стоит на месте. Когда «заколдованных» станет много выбирается другой водящий.
5) игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведет игру. («Гуси-гуси», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Краски»).
Играем в игру с ведущим «Гуси-гуси»
На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома». В одном находятся гуси, в другом их хозяин. Между «домами», «под горой», живет «волк» «Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите!
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!
- Так летите как хотите, только крылья берегите!
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.
Следующий вид – это
6) трудовые (бытовые) игры, они знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. К трудовым играм относятся: «Огородник», «Катай каравай», «Капуста», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.).
Итак, играем в русскую народную игру «Капуста» Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем. Правила игры : бежать можно только после слов «медведь косолапый».
И последний вид игр – это:
7) игры – забавы.
Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребенка и, в то же время, несут в себе какой-то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры : «Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.
Игра-забава «Идет коза рогатая» (Изображаем пальцами «козу» и произносим слова)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, -
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)
Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, так давайте же не утратим все то ценное что создавалось веками и лежит у истоков русского народа.
Надеюсь, что сегодняшний практикум был Вам полезен, а с помощью русских народных игр наши дети, не только весело и полезно для здоровья научатся проводить свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей.