Шульга Анастасия Вадимовна
Практико-значимый проект «От зернышка — до каши»
▼ Скачать + Заказать документы
Практико-значимый проект по теме «От зернышка - до каши»
Шульга А. В., учитель - логопед
МДОУ детский сад № 29 «Пчелка»
Содержание
Введение …. 2
I. Основная часть. Теоретическое обоснование проекта…3
II. Практическая часть…
Заключение …
Список литературы…
Приложение ….
Введение
Актуальность и проблема:
Публикация «Практико-значимый проект „От зернышка — до каши“» размещена в разделах
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
В последние годы в обществе значительно повысился интерес к здоровому образу жизни. Непременным условием здорового образа жизни в первую очередь является здоровое питание. Основа здорового питания – здоровые продукты, к которым без сомнения относятся блюда из круп.
Сегодня во многих семьях предпочитают «быструю еду»: едят бутерброды, покупают пиццы, чипсы и совсем забывают про кашу. На завтрак в детском саду и дома, большинство детей отказываются её есть. Каша - одно из наиболее распространенных блюд русской кухни, но дети почему-то не разделяют восторга от употребления каш.
Таким образом, у меня возникла проблема, почему дети на завтрак отказываются, есть кашу?
При беседе с детьми: Что ты знаешь о каше? Что бы ты хотел узнать о каше? выяснила, что у детей недостаточно знаний о происхождении злаковых культур, о крупах и приготовление каш.
Учитывая специфику логопедической группы ОНР, считаю, что метод проектов актуален в работе с детьми-логопатами. Проектная деятельность повышает мотивацию познавательной активности, стимулирует речевое развитие дошкольников, мышление, память, внимание, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Она дает возможность развивать мелкую моторику рук, т. к. предполагает участие воспитанников в творческой, игровой, исследовательской деятельности.
Так появилась идея создания проекта «От зернышка до каши»
Цель: Расширить представления детей о выращивании круп из злаковых культур, приготовлении из них каш и их пользе, значении для здоровья человека.
Задачи:
1. Расширить представления детей о продуктах, необходимых для приготовления каши, закрепить названия круп (пшеница, овёс, просо, гречиха, рис).
2. Дать детям понятие о полезных свойствах каш и их значения для растущего организма.
3. Познакомить с историей возникновения каши, как о традиционном русском блюде.
4. Продолжать знакомить с профессиями людей связанных с выращиванием злаковых культур.
5. Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме. Закрепить умение соотносить существительное с прилагательными; упражнять в подборе слов – действий; развивать у детей связную (монологическую и диалогическую) речь, грамматический строй речи; фонематический слух.
6. Развивать познавательные и творческие способности, мышление, тактильные и сенсорные ощущения, мелкую моторику.
7. Формировать навыки сотрудничества при участии в проектной деятельности, умение взаимодействовать друг с другом и педагогом.
8. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей дошкольного возраста дома.
9. Активизировать знания родителей о здоровом питании. Привлечь родителей воспитанников к участию в воспитательно – образовательном процессе согласно плану работы МДОУ.
I. Основная часть.
Одно из главных воспоминаний детства — это каша! Когда мы были младше, мы не понимали, почему мамы иногда просто заставляли нас есть кашу. Они говорили нам, что кашу есть полезно, что каша помогает вырасти сильными и здоровыми - «Ещё одну ложку за бабушку!», «Пока тарелка не будет чистой, не пойдёшь на прогулку!». Став школьниками, обратила внимание, что в школьной столовой в дни, когда нас кормили на завтрак кашей, некоторые дети не хотели её кушать и не слушали повара, говорившего, что каша полезна. В наше время каша считается пищей стариков, детей и больных людей. Но так ли это на самом деле? Почему многие дети часто отказываются, есть кашу? Я задумалась - действительно ли каша полезна, почему многие дети её не хотят есть? Что вообще такое – каша, и какими бывают каши?
Из литературы узнала, что существует множество научных определений понятия каша. Например, в большом толковом словаре современного русского языка Д. Н. Ушакова даётся такое толкование этого слова:
КАША, каши, жен
1. Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке. Гречневая каша. Молочная каша. Неудачным ударом фигура в игре в городки или кегли, когда ни
2. перен. О том, что, разжижаясь, становится похожим на это кушанье (преим. о грязи; •разг.). После оттепели и первых дождей дорога превратилась в какую-то грязную кашу.
3. перен. Путаница, беспорядок (в мыслях; •разг. •фам.). У него каша в голове.
Из разных источников узнала, что кашей считались все кушанья, сваренные из измельченных продуктов, упоминаются хлебные - из сухарей, а также рыбные, гороховые, морковные, репные.
КАКОВА ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КАШИ НА РУСИ?
Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо. Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».
КАКИЕ БЫВАЮТ КАШИ?
Из литературных источников, узнала, что разнообразию каш нет границ: манная, пшенная, кукурузная, овсяная, геркулесовая, гречневая, рисовая, перловая. А почему «перловая»? Перл - жемчуг, а что общего у жемчуга с кашей, сваренной из ячменных круп? Но если присмотреться, то, действительно, разваренные крупинки сверкают как бусинки жемчуга. Вот откуда столь красивое название у вкусной каши из ячменной крупы. Каши на Руси делались трех видов в зависимости от соотношения зерна и воды: крутые (рассыпчатые, размазни (вязкие) и кашицы (жидкие).
ЧЕМ ПОЛЕЗНА КАША?
Каша, одно из древнейших блюд простое в приготовлении, вкусное и питательное, обладающее многими ценными свойствами, идеальный завтрак для всей семьи. Это полезный, питательный, вкусный и недорогой продукт. Очень полезно есть на завтрак каши. Начиная день с каши, вы насыщаете организм полезными веществами.
II. Практическая часть.
Тип проекта: информационно – практико -ориентированный
Этапы проекта - организационный:
- выбор темы и её конкретизация (актуальность);
- определение цели и формирование задач;
- коррекция сроков;
- поиск источников информации и определение списка литературы
- подготовка материала
- разработка проекта
- анкетирование родителей
Количество участников: групповой
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Календарно-тематическое планирование: проект апробирован Характер контактов: Среди детей одной группы
Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели)
Участники проекта: учитель – логопед, воспитанники логопедической группы, родители.
Заявитель: дети (логопедическая подготовительная группа ОНР)
Перед разработкой проекта, мониторинг знаний детей показал, что у детей недостаточен объём знаний о злаковых культурах, способах получения крупы, продуктах, необходимых для приготовления каши.
Из анкетирования родителей, выяснилось, что не во всех семьях приветствуется приготовление каш, родители не связывают здоровый образ жизни, здоровое питание с культурой употребления каш.
План осуществления проекта
Режимные моменты Совместная работа педагога с детьми Взаимо-действие с родителями Совершенствова-ние предметно – развивающей среды
Беседы:
- «Как каша растет в поле»
- О злаковых культурах
- «О людях труда, которые выращивают злаковые культуры»
- «Как наши предки варили кашу»
- «О пользе каши и здоровом питании»
Рассматривание иллюстраций:
- злаковые культуры
- продукты для изготовления каши, техника
- профессии людей сельского хозяйства
- просмотр мультимедиа
- прослушивание аудио сказок по теме
Дидактические игры и игры на развитие мелкой моторики:
- «Помоги Маше сварить кашу»
- «Волшебное превращение зернышка»
- «Сварим кашу из крупы»
- Лото «Каша - сила наша»
- «Из чего варят кашу»
- «Найди растение, крупу, назови кашу»
Хороводная игра
- «Раз два три наш горшок вари»
Пальчиковая гимнастика:
- «Сорока – белобока»
- «Наварила Маша кашу»
- «Варись каша»
Загадки, пословицы, скороговорки, приметы, стихи
Чтение художественной литературы:
- Н. Носов «Мишкина каша»
- Братья Гримм «Горшок каши»
- Р. н. сказка «Каша из топора» - Экскурсия на кухню «Повар варит кашу»
- Рассматрива-ние картины И. Шишкина «Рожь»
- Викторина «Отгадай сказку»
- НОД «Откуда каша к нам пришла на стол»
- НОД «Знакомство с кашей» -
- Анкетирование
- Консультация «О пользе каши»
- Информация для родителей «Ай да каша пища наша»
- Оформление фотоальбома «Вкусная каша»
- Совместные поделки с детьми
- Объяснить детям смысл пословиц
- Разучить с детьми стихи, совместное чтение сказок
- Самых активных родителей наградить грамотой
- Уголок для родителей, методические рекомендации по теме
- Иллюстрации, картинки, использование слайдов
- Средства ТСО
- Оформление дидактических игр
- Пополнить копилку дидактических игр по мелкой моторики и картотеку пальчиковой гимнастики
- Оформление альбома
- Выставка книг по теме, иллюстрации к художественным произведениям
Заключение
Результат:
- Дети получили представления о зерновых культурах, крупах и кашах, получаемых из них, о технологии приготовления каши.
- Умеют различать и называть крупы по внешнему виду, на ощупь, каши по внешнему виду, на вкус.
- Понимают значение каши в рационе питания человека.
- Знают необходимость и важность труда людей, занятых, а сельском хозяйстве.
- У детей возрос интерес к совместной деятельности, у воспитанников появилось желание проявлять себя в творческой деятельности.
Продукт:
- конспекты НОД
- семейный фотоальбом «Вкусная каша»
- выставка детских работ и родителей «Умелые ручки»
- книга вкусных рецептов
Оценка результатов:
Считаю, что проект достиг цели. Дети научились узнавать, сравнивать, описывать крупы – тем самым развивая связную речь.
- Воспитанники научились рассуждать, делать выводы, умозаключения.
- Познакомились с историей возникновения традиционного русского блюда – каша.
- У детей появился интерес к совместной исследовательской деятельности, желание проводить опыты, узнавать больше об окружающем мире.
- Сформировалось осознанное бережное отношение к своему здоровью, умение выбирать полезные продукты.
- Дети узнали о полезных свойствах каш и их значимости для растущего организма.
- Дошкольники приобрели опыт коммуникативного общения.
- У родителей повысился уровень знаний в вопросах здоровьесбережения, правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.
Список литературы
1. Иваничкина Т. А. (и др.) Развитие личности ребенка в проектной деятельности: познавательно – творческие, игровые, экологические проекты. [Текст]/Т. А. Иваничкина (и др.) – Волгоград, 2016 г.
2. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. [Текст]/Е. А. Сыпченко – СПб., 2012г.
3. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. [Текст]/ Т. А. Шорыгина - М., 2012г.