Елёна Воробьёва
Практико-ориентированная методическая разработка «На пути к признанию»
▼ Скачать + Заказать документы
О некоторых аспектах работы с одаренными детьми
Наиболее важные понятия,
которыми оперируют профессионалы в данной области
До сих пор в науке и педагогической практике представлены две
противоположные точки зрения на одаренность. Одни считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их.
По мнению других - одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.
Публикация «Практико-ориентированная методическая разработка „На пути к признанию“» размещена в разделах
Корень слова «одаренность» - «дар». Слово это как в русском, так и в английском (gifted) языке имеет однозначную трактовку. При применении слова «одаренность», подчеркивается, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».
Бесспорно, что способность к творчеству сама по себе – величайший дар природы. Этим даром природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Около 5 % детей, независимо от доходов семьи, возраста, национальностей, рождаются одаренными или талантливыми.
Важный аспект проблемы высвечивается при использовании слов «дети» и одаренность» в ином сочетании – «детская одаренность». Произнося его, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами не как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность».
Из сформированной концепции по работе с одаренными детьми
Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.
Музыкальная педагогика сделала немало для создания условий, способствующих творческому воспитанию юных дарований.
Комплекс музыкальных способностей формируется лишь в музыкальной деятельности, причем каждая из них связана с определенной стороной. Развиваясь, специальные музыкальные способности, особенно такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, свободное оперирование музыкально-слуховыми представлениями оказывают влияние и на развитие способностей ребенка в целом.
В данном контексте речь идет об использовании для развития индивидуальных способностей детей конкурсных программ, когда соревнуются в остроумии, находчивости и участники, и их болельщики. В доброжелательной атмосфере творческого соревнования раскрепощаются даже очень застенчивые ребята.
Такие программы приживаются в детском учреждении и потому, что их основным элементом является игра, а игра это важный метод и обучения, и воспитания, и общения ребят друг с другом и с взрослыми.
Экскурс в особенности конкурсных программ для детей уместен здесь в связи с утверждением, что свободно проявлять себя могут лишь личности, уверенные в своих способностях. Для этого им надо пережить успех собственной деятельности. Получить свою долю признания, улыбок, аплодисментов. Все, как у взрослых в теле- конкурсах типа КВН, «Поле чудес» Ну, почти, только перенесенных на сцену детского учреждения.
В процессе размышления о разнообразии методов раскрытия индивидуальности у одаренных детей, возникла идея написать сценарий детского мини-спектакля по типу телевизионной программы «Минута славы». Как следствие, возникла авторская разработка «На пути к признанию». (см. приложение № 1)
Методическое обоснование
Разработка составлена таким образом, чтобы создавать оптимистическую жизнеутверждающую атмосферу праздника, позволить отдельным детям самоутвердиться, удовлетворять потребность в новых впечатлениях.
Главной направленностью разработки является содействие раскрытию индивидуальности и повышению самооценки детей с проявлениями одаренности, путем их участия в театрализованном конкурсе.
Основная цель разработки:
позволить отдельным детям самоутвердиться, удовлетворять потребность в новых впечатлениях.
Главные задачи:
-формирование художественного вкуса;
-воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке и слову;
-приобретение навыков артистичности, выразительности речи;
-развитие культуры общения и социальной активности, умения сотрудничать, сопереживать, ценить творчество других
Прикладная задача:
Предоставление возможности участникам конкурсной программы пережить успех собственной деятельности.
В заключение считаю уместным привести известное высказывание Антона Макаренко о том, что ребенок должен жить в ощущении завтрашней радости. Этой радостью для всех воспитанников нашего дошкольного образовательного учреждения должны стать выступления на детских праздниках.
Автор разработки Воробьева Е. В., музыкальный руководитель ГБДОУ
*В разработке использованы высказывания по интересующей теме и отдельные рифмованные тексты, отобранные из разных источников и переработанные в соответствии с авторской задумкой. А также некоторые приемы телевизионной программы «Минута Славы» первого года выпуска.
Приложение № 1
Оригинальный сценарий конкурсной программы
«На пути к признанию»
Участники конкурсной программы:
От средней группы - ТАНЕЦ ПОРОСЯТ-девочки и мальчики
От старшей группы – ТАНЕЦ ПРЯНИЧНЫХ ГНОМИКОВ - мальчики
От старшей группы – ПЕСЕНКА «МИЛЫЙ ЖУК» - девочка
От подготовительной группы - ТАНЕЦ «ХУЛАХУП» - девочки
От подготовительной группы ПЕСНЯ «ХРУСТАЛЬНАЯ ЛЕСЕНКА» -ансамбль девочек
Автор - музыкальный руководитель:
Добрый день, уважаемые гости!
Без песни и без музыки
Нельзя прожить на свете.
Здесь радуются музыке
и взрослые и дети.
Ведущая – воспитатель:
Нотки на заре встают,
Чаю наскоро попьют,
И встречает вся компания
Звонкой песней утро раннее.
Автор-музыкальный руководитель:
Для кого-то лишь 7 нот, для кого-то вся октава.
Час отчаянных грядет, а верней - минута Славы.
Ведущая:
И не стоит обсуждать:
Как нам быть, с кого начать…
Что сейчас ни говори,
Надо начинать с жюри.
(представляет членов Жюри)
Их интриговать не вправе.
Господа! - Минута Славы.
Ведущая:
- Наши первые конкурсанты – посещают среднюю группу. ДОУ № 1 Им 4-5 лет - Участники танцевального коллектива «Поросята» уважительно относятся к старшим. Перед тем, как решиться на участие в шоу, спросили разрешения у воспитателя.
В саду поросята - особый народ:
Задорный, уверенный, бравый.
Ну, кто ж возразит, если группа возьмёт
Минуту заслуженной славы!
-Итак, танец «Поросят» – Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Участница танцевального коллектива:
Нас называют «малыши»
Но мы танцуем от души.
(Исполнение номера)
Ведущая:
-Сейчас время выслушать членов жюри.
-Я вижу у вас в глазах любовь к искусству танца.
1-й член жюри - музыкальный работник:
Прежде чем сказать да, или нет, прошу отгадать загадку:
Черные крючочки
На линейках сидят
На линейках сидят,
Танцевать в такт велят!
Дети хором: НОТКИ!
1-й член жюри:
Спасибо, вы молодцы.
2-й член жюри:
капелька дегтя в бочку с медом. Были погрешности, но глядя на ваши отчаянные лица – да!
Ведущая:
Какой ансамбль, как все оптимистично!
Я лично им поставила б «отлично».
3-й член жюри:
Согласна, будем их в виду иметь,
Но надо и других нам посмотреть.
Ведущая:
Наша Света поет звонче всех.
Потому предсказуем успех.
Приветствуем участницу конкурса от старшей группы с песенкой «Милый жук».
Петь для нее – это радость, забава
Ну и, конечно, минутная слава!
(Исполнение номера)
Ведущая:
Затронуло ли тонкие струны души нашего жюри сольное выступление Светланы?
1-й член жюри:
Есть над чем поразмышлять:
Голос надо развивать,
Станешь лучше петь тогда,
А сейчас отвечу «Да»!
2-й член жюри:
Песню Милого жука
Пропущу наверняка.
3-й член жюри:
Присоединяюсь к коллегам. Да!
Ведущая:
Старшая группа выдвинула на конкурс из своих рядов еще и танцевальный ансамбль мальчиков. Герои их композиции, не только миниатюрны, как и жук из песни Светы, но обладают кулинарными свойствами.
На сцене Минуты славы Танец пряничных гномиков.
(Исполнение номера)
Ведущая:
Уважаемые члены жюри! Вызвало ли выступление мальчиков приятное воспоминание о знакомом с детства аромате медовых пряников!
1-й член жюри:
Полагаю, что в кулинарном конкурсе танцоры могли бы составить конкуренцию. И минута славы заслужена. Да!
2-й член жюри:
Очень симпатичные гномики. Да!
3-й член жюри:
Экспрессия в танце, эмоций накал!
Вкус пряничных гномиков выше похвал. Да!
Ведущая:
Летят, словно птицы, в детсаде деньки,
Весною покинут нас выпускники.
И этот растущий поющий народ
Хрустальная лесенка в жизнь поведет.
Песня «Хрустальная лесенка"
в исполнении вокального ансамбля. Подготовительная группа.
(Исполнение номера)
Ведущая:
Поднимался ли кто - нибудь из членов жюри, когда - нибудь по хрустальной лесенке? Поделитесь ощущениями от выступления ансамбля.
1-й член жюри:
Я желаю расти, тянуться к солнечным лучам этим обаятельным девочкам. Радости им на этом пути!
2-й член жюри- музыкальный работник:
Прежде чем сказать да, или нет, прошу вас отгадать загадку:
Отвечайте мне сейчас:
Самый низкий голос … (БАС)
А высокий без обмана
Называется (СОПРАНО)
Жюри: Правильно. Говорю ДА
3-й член жюри:
Не все лесенки на вашем пути будут хрустальными, Но, как пели в нашей юности, «Песня остается с человеком». Шагайте с песней по жизни. Да!
Ведущая:
Надеюсь, что следующий номер станет событием.
От веселых ритмов никуда не деться,
Ритмы современные – это ритмы детства.
Выступает лауреат конкурса юных артистов Красногвардейского района северной столицы - танцевальный ансамбль «Ритмика».
Танец называется «Халахуп»!
(Исполнение номера)
Ведущая:
Зрители громко аплодируют, а какое мнение членов жюри?
1-й член жюри:
Я бы рекомендовала девочкам обновить репертуар к следующему туру.
2-й член жюри:
Весело, задорно, задушевно. Говорю: Да!
3-й член жюри:
Потрясающе. Да!
Заключительное слово председателя жюри:
…Благодарю город Санкт-Петербург, создающий благоприятные условия для раскрытия детских талантов.
Славный город, детей собравший,
И талантливым домом ставший!
Заслужил он не меньше, право,
И любви, и, конечно, славы!
Слава тебе, Санкт-Петербург!