Елена Григорьевна Овчинникова
Практика в сфере приобщения детей к культурному наследию. Проект «Моя Родина — Мордовия»
▼ Скачать + Заказать документы
В сфере образования, а именно в дошкольной педагогике проблемы этнокультурного национального воспитания повышают интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Педагог должен реализовывать потенциал народных традиций, обычаев, помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Публикация «Практика в сфере приобщения детей к культурному наследию, Проект „Моя Родина — Мордовия“» размещена в разделах
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов дают основание предположить следующее: ребенку предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
В детском саду освоение детьми культуры мордовского народа и региона будет способствовать формированию интереса и уважения к коренному этносу, его традициям, воспитанию любви к малой Родине.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучению разным видам деятельности, ребенок приобщается к богатствам национальной культуры.
Для более углубленного ознакомления с историей, языком и традициями родного города и Республики в своей группе я разработала проект «Моя Родина – Мордовия». Новизна проекта, заключается в том, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Данный проект предлагает более обширного рассмотрения вопроса по приобщению детей дошкольного возраста к истокам мордовской народной культуры.
Реализация проекта рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группы) и проходит в 3 этапа.
Для достижения хороших результатов я поставила перед собой в следующие задачи:
- воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину, свой край, город, село, где он родился и живёт;
- формировать бережное отношение к историческому наследию;
- воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;
- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
- формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать;
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы; формировать эстетические чувства.
Работа над проектом велась в три этапа.
1 этап – подготовительный. На этом этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта. Преобразуется развивающая предметно - пространственная среда в группе. Реализуя основные виды деятельности по направлению проекта наблюдая за детьми, я поняла, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому моя деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривания иллюстраций, чтения книг и др. В подобных совместных с педагогами делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Об этом свидетельствуют вопросы, которые дети задают: «Почему?», «Для чего?», «Как надо?». Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию.
В группе мною был оборудован «Мини-центр национальной культуры»,где собраны подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызвали у детей неподдельный интерес, они напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Для реализации проекта, также было обновлено материально-техническое оснащение группы необходимым техническим средством обучения, мультимедийным оборудованием, учебно - наглядным пособиям.
Для организации работы по образовательным областям в «Мини-центре национальной культуры» был собран следующей материал:
• куклы в национальной одежде (мокшанка, эрзянка);
• аудиозаписи мордовских народных сказок;
• игровые средства обучения (игротека) : набор кубиков, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и различные настольные игры;
• элементы театральных декораций;
• ноутбук;
• доска;
• фотографии, альбомы, слайды с видами достопримечательности города и республики.
2 этап – основной. При реализации второго этапа проекта я старалась на примерах показать сходства и различия мордовского народа по отношению к русскому. У мордовского народа, как и у русского, существуют похожие по своему значению праздники, которые тесно связаны с жизнью природы, временами года и в ходе которых происходит единение человека и природы. Я знакомлю детей и с земледельческим календарем, который позволяет сформировать у детей «родственное отношение к миру».
Мы живем в Республике Мордовия, которая, на данный момент, процветает и несет за собой определенный смысл. Мордовия состоит из множества городов и сел. Ковылкино – наш родной город и место, которое может произвести огромное впечатление. Это город, в котором традиции и обычаи стоят на первом месте. Стараюсь сама соблюдать традиции нашего народа и приобщаю к этому детей, наше подрастающее поколение. В нашем городе есть Дом культуры, библиотека и краеведческий музей, которые любят посещать горожане. В свою очередь, я провожу экскурсии в наш краеведческий музей со своими дошкольниками. В нем имеются экспонаты мордовского быта : деревенская печь, детская колыбель, мимо которой люди и особенно дети, никогда не проходят равнодушно, каждый ребенок норовит попробовать покачать, заглянуть.
У мокшанок прекрасные костюмы. И как же красивы душой были люди, которые придумали их. Национальная народная одежда очень нарядная, украшенная вышивкой, яркими бусами в несколько рядов, сюлгам из звонких монеток.
А мордовские песни поражают своей красотой и напевностью. Добрые и светлые, мудрые и лукавые. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Благодаря этому, у детей формируется понимание и представление национальной культуры края.
Произведения детского фольклора являются умственной и физической тренировкой, школой нравственного и эстетического воспитания. Образность, сказочность сюжетов позволяет развивать фантазию детей; календарно - обрядовые праздники позволяют насытить программу игровым материалом. Нередко произведения детского фольклора представляют собой шуточные подражания серьезным делам взрослых, в ходе освоения которых дети проходят как бы психологическую подготовку к производственно-хозяйственной деятельности.
В своей работе использую все жанры фольклора (сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни, загадки, хороводы, заклички). В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты мордовского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с загадками, поговорками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, очень понятен детям.
Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения мокшанского языка, поскольку дети отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют силу. Так, маленький ребенок усваивает родной язык непроизвольно, на основе подражания. Если в семье родители с мокшанской национальностью и дома они поддерживают родную речь, то ребенку значительно легче дается изучение мокшанского языка. В процессе проекта усвоение происходит в игровой деятельности, при содействии положительных эмоций, непроизвольного внимания, непроизвольной памяти. Индивидуальные качества детей учитываю уже с первых дней занятий.
Форма работы с детьми во время реализации проекта проходила в следующих направлениях:
• занятия с привлечением подвижных игр и физкультурных упражнений,
• занятия – беседы;
• занятия мокшанским (мокша) языком на природе;
• специальные занятия – просмотр видео фрагментов – как дополнение к основным занятиям;
• музыкальное занятие;
• утренники и праздники, на которых дети могут показать свои достижения – инсценировать сказку, продекламировать стихотворение;
• совместная игровая деятельность педагога и детей, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации, придумываются загадки;
• индивидуальная работа детей;
• знакомство с мокшанской литературой;
• диагностика.
Работа проекта невозможна без сотрудничества с родителями воспитанников, взрослые не в полной мере уделяют значению изучения мокшанского языка, мордовских традиций в семье. Хорошие результаты появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей. Родители моей группы положительно влияют на желание детей к изучению второго языка. Большинство родителей хотят помочь сделать первые шаги в мир иноязычной культуры. В течение всего проекта с родителями воспитанников проводились консультации «Ваш ребенок изучает мокшанский язык», «Мама, поиграй со мной!», «Традиции моего народа», «В мире сказок». Провожу мастер – классы с родителями «Как заниматься с ребенком мокшанским языком дома», «Кукла Мокшаночка». Родители получают информацию об успехах и неудачах, могут посетить занятия, открытые мероприятия.
Для того чтобы познакомить родителей с народными традициями воспитания детей и методами приобщения ребенка к народной культуре я использовала разные формы работы: совместная организация и проведение праздников (Масленица, Колядование, Цвети, мой край, Мордовия моя и др., выступлений детей на различных праздниках, знакомила детей и родителей с народной культурой через игру. Проводились родительские собрания в форме вечера вопросов и ответов «Колесо истории», по истории Мордовии в форме деловой игры. Предлагала родителям сфотографировать самое красивое, на их взгляд, место в городе; сделать поделку из природного материала; выполнить альбом на тему «История фотографии», подобрать и выучить пословицы на определенную тему. Через данные формы донести до их сознания, что родители и дети - носители народной культуры.
3 этап – заключительный. Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Анализ результативности проекта
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Ребята имеют достаточно широкие представления о культуре, традициях, (могут спеть традиционные мордовские песни, назвать сказки, читать стишки, потешки и т. д.). Дети достаточно часто используют мокшанские слова в самостоятельных играх. Опрос детей и родителей показал, что мои воспитанники с одинаковым уважением и интересом относятся к культуре, традициям, обычаям разных народов. У них развито доброжелательное отношение к окружающим, способность сопереживать и сочувствовать другим людям. Дети знают, ценят и умеют сопоставлять культуры разных народов, выявлять их особенности и общие черты. Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения.
Таким образом, систематически реализуя региональный компонент в образовательном процессе, способствую тем самым, освоению детьми культуры мордовского народа, воспитанию любви к малой Родине, формированию интереса и уважения к коренному этносу, его музыкальным традициям, формированию толерантности в межэтнических отношениях, расширению кругозора, накоплению интонационно-слуховых представлений, развитию музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости.
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся моим воспитанникам и определят их жизненный путь, душевные устремления, найдут отклик на события окружающего мира.
Перспективы массового распространения проекта :
- в случае успешной реализации проекта, он может быть использован другими образовательными учреждениями города;
- презентация данного проекта используется на конкурсах Российского уровня;
- публикации опыта работы в СМИ и на персональной странице МААМ. ru https://www.maam.ru/users/790745.