Ольга Шишкунова
Практика педагогической образовательной деятельности с использованием познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Практика педагогической образовательной деятельности
с использованием познавательно-исследовательской деятельности
Свою работу начала с подбора и изучения литературы. Мне стало интересно, что знают дети о воде, о таком простом и в тоже время сложном веществе. Я понимала, что раскрыть весь этот вопрос за один день невозможно. Поэтому я решила провести краткосрочный проект посвященный изучению такого природного явления, как вода.
Я поставила цель проекта:
Публикация «Практика педагогической образовательной деятельности с использованием познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опыт работы, практика
- Темочки
- развитие у детей интереса к познанию и личного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды
-формировать представления о свойствах воды, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки и т. д.)
Задачи проекта:
- уточнить и расширять знания детей о воде, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки и т. д.)
- познакомить с круговоротом воды в природе, дать представление об источниках загрязнения воды, его последствиях, мерах предотвращения загрязнения
формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать умственные операции сравнения и обобщения; познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию
-развивать умение приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы
-развивать способность к прогнозированию будущих результатов, мотивацию на здоровый образ жизни;
- воспитывать эмоциональное отношение к воде, любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
В процессе работы я хотела увидеть, как продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, образного мышления, творческих способностей; как формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; как развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; как у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; как приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Мы знаем, что для любой детской деятельности нужен мотив, детей необходимо заинтересовать. Для создания мотивации я принесла в группу альбом трафаретов «Морские обитатели». Дети очень заинтересовались им, стали обводить и закрашивать животных. В ходе данной деятельности стали возникать вопросы: Где живут эти животные? Что такое море? А кто живет в пресных водоемах? Мы рассмотрели альбомы: «Река», «Море», «Болото». Выяснили, кто там обитает, какие растут растения. Создали макеты этих экосистем. С помощью пластилинографии изобразили обитателей морей и пресных водоемов.
На прогулке мы наблюдали за дождем. И детям стало интересно: Откуда приходит вода? Придя в группу, мы составили альбом из рисунков «Путешествие капельки», рассмотрели альбом «Вода в природе».
Постепенно к нашей деятельности стали подключаться и родители. С их помощью мы создали мини-музей «Водица-сестрица». Там мы поместили коллекцию ракушек, макеты экосистем, поделки из ракушек и поделки на водную тематику, подобрали художественную литературу на нашу тему.
В свободной деятельности дети с удовольствием играли в сюжетно-ролевые игры «Путешествие на водоем», «Моряк», в настольно-печатные игры: «Кто, где живет?», «Речка-реченька», «Путешествие капельки», в подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь», «Море волнуется», «Лягушки и цапля», «Удочка».
Постепенно дети стали все чаще спрашивать: Что такое вода? Какая бывает вода? Для чего она нужна? Откуда мы ее берем? Кто, что может загрязнять водоемы? Что необходимо делать для охраны воды? Я предложила детям самим ответить на все вопросы. А для этого мы «превратились» в юных исследователей. [ Смотри приложение]
В процессе всей познавательно-исследовательской деятельности дети узнали, что вода - это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет форму, цвета, запаха и вкуса. Вода принимает форму сосуда, в которой налита; становится цветной, если в нее добавить краску. Вода приобретает соответствующий вкус, запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон. Вода бывает легче и тяжелее некоторых предметов и веществ. В воде некоторые вещества могут растворяться, а некоторые нет. Вода может быть чистой и грязной: чистая - прозрачная, грязная - мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода превращается в лед, при нагревании – в пар. Лед бывает твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Белые облака это большое скопление пара. При резком охлаждении пар превращается в снег, иней. Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому. Человеку нужна чистая, пресная вода, грязную воду можно профильтровать.
В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
Интересно было увидеть то, что сама формулировка проблемы у детей возникла лишь тогда, когда проблема была решена. Юные исследователи, начиная поиск, ясно не осознавали, зачем они это делают, и уже тем более не знали, что найдут в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с детьми, я проявляла гибкость, не требуя ясного осознания и формулирования проблемы. Проблему дети выявляли путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.
На заключительном этапе дети определили новую проблему: «Изучение и охрана водоемов родного края»
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие способности к прогнозированию будущих измерений, формирование навыков коммуникативного общения.
В результате работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение, испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, испытывают желание оберегать природу, проявляют чуткость, бережное отношение ко всему окружающему. Проявляют эстетические умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности, проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Заключение
Проведя всю работу, я могу сделать вывод, что достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, мышления, внимания детей. Следствием является не только ознакомление их с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, умение планировать, работать в коллективе, такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
В ходе проделанной работы, я изучила методическую литературу по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через развитие у них интереса к познанию». Разработала и провела краткосрочный проект с детьми. К работе привлекла и родителей.
Вся эта работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты.
Приложение
Конспект эксперементально-исследовательской деятельности[/b]
«Волшебная вода»
Программные задачи:
-обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды
-развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой, развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов, развивать экологическую культуру
- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Демонстрационный материал:
формочки, два стакана с молоком и с водой, акварельная краска, кисточки, ложки, комочки земли, воронка, вата, салфетки, растительное масло.
Раздаточный материал:
экспериментальные листы, фанерные дощечки, камни, стеклянные бусинки, болт, пластмассовая игрушка, пенопласт, поролон, простой карандаши, емкости с водой.
Предварительная работа:
проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды, наблюдения, рисование, чтение рассказов, беседы.
Ход
В. : Сегодня, мы с вами снова в экспериментальной лаборатории. Мы знаем, что без воды невозможна жизнь на земле. Скажите для чего нужна вода? И сейчас с помощью опытов мы узнаем побольше о свойствах воды.
1. Давайте возьмем формочки и ведерки и наполним их водой. Форма, которую приняла вода одинаковая?
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая, она не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.)
2. А какого цвета вода? Возьмем 2 стакана – 1 с водой, а другой с молоком. Возьмем ложку и поставим ее за стакан с водой. Нам ее видно? А теперь поставим ее за стакан с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду видена ложка, а через молоко – нет. Значит вода – прозрачная жидкость
3. Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
4. В стакан с водой положим комочек земли, растительное масло нальем, перемешаем. Что стало с водой? (она стала мутной) Возьмем салфетку в нее положим вату, все это поместим в воронку - фильтр. Воронку с фильтром поместим на второй пустой кувшин. Переливаем мутную воду. Что стало с водой? (чистая)
Вывод: грязную воду надо профильтровать.
5. В солнечный день после дождя мы можем увидеть в небе радугу. Ставим зеркало в воду под небольшим углом. Поймаем зеркалом солнечный луч и направляем его на лист белой бумаги. Мы видим спектр, радугу. Какие есть цвета у радуги?
Вывод: вода преломляет солнечный свет.
6. В стакане с водой я растворяю сахар. Какая стала вода? В другой добавляем соль. Какая стала вода?
Вывод: вода безвкусна, но растворенные в ней некоторые вещества, придают воде вкус.
7. Есть ли у воды запах? Добавляем в воду сок лимона.
Вывод: своего запаха у воды нет.
Какие выводы можно сделать из проведенных опытов.
Вода-прозрачная жидкость, она может окрашиваться и принимать цвет красителя, грязную воду можно профильтровать.
А какие еще свойства воды мы наблюдали с вами в природе? Чтобы про них вспомнить и рассказать, я предлагаю переместиться из лаборатории на природу.
(дети переходят в другую половину помещения групповой комнаты, дети попадают сначала в «лето», затем в «зиму»)
Сейчас мы с вами попали в теплое время года - лето. Сейчас тепло, ярко светит солнце. Прошел дождь. На земле лужи. Но случается с лужами летом? Почему они исчезают? Лужи под воздействием солнца высыхают, т. е. вода испаряется, превращается в пар и поднимается высоко в небо. А там собирается в тучи. А сейчас мы закроем глаза и попадем в холодное время года - зиму. Ой, как холодно! А что происходит зимой с водой? Снег - это тоже вода. Лед - это тоже вода. Что случается со снегом и льдом, если принести его в теплое помещение? Можно сделать выводы: вода может быть в трех состояниях- в жидком состоянии, в твердом состоянии (лед, снег, в парообразном состоянии.
А сейчас мы с вами поиграем. А задаю вопрос и бросаю мяч, а вы мне отвечаете.
-Для чего нужна вода?
-Где можно встретить воду?
-Где можно нагреть воду?
Мы возвращаемся в лабораторию. Представьте, что вы настоящие ученые и будете самостоятельно проводить опыты. Цель ваших опытов - узнать, какие предметы в воде плавают, а какие тонут. На экспериментальном листе отметите результаты (проведение опытов).
Цель следующего эксперимента - узнать, что можно растворить в воде, что нет.
(подведение итогов)
Вам понравилось быть учеными и делать опыты? Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Но это не последние опыты. Мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты.