елена
Практика организации обучения при реализации образовательных программ ДО в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Номинация: Практика организации обучения при реализации образовательных программ дошкольного образования в условиях инклюзивного образования.
1. Полное наименование образовательной организации (согласно Устава)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 "Семицветик"
2. Краткое наименование образовательной организации (согласно Устава)
МБДОУ детский сад №3 "Семицветик"
3. Авторский коллектив с указанием должностей
Петухова Елена Викторовна воспитатель
4. Название практики
«Диорамы» как средство активизации познавательного развития дошкольников в условиях инклюзивного образования»
5. Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации
ds7cvetikidra.ucoz.net/index/vospitatel_petukhova_elena_viktorovna/0-36 "Диорама"
6. Целевая группа, на которую направлена практика
-воспитанники
-воспитатели
-родители
7. Опишите практику в целом, отразив следующие аспекты:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
Сухомлинский Василий Александрович
В соответствии с ФГОС ДО в образовательной области «Познавательное развитие» поставлены задачи, направленные на формирование у детей представлений об объектах окружающего мира – форме, цвете, размере, пространстве, времени, материале. Данные задачи плодотворно решаются в рамках сенсорного развития. По мнению специалистов, сенсорное развитие, является фундаментом для общего умственного развития у дошкольников с ОВЗ ощущений, восприятий и представлений.
Наилучший способ положительной мотивации детей на получение новой и интересной информации об окружающем мире – это увлекательная игровая форма. Сухомлинский В. А. писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Одним из эффективных средств формирования у детей представлений об объектах окружающего мира являются диорамы (сенсорные коробочки). Диорама — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, выкапывать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри. Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали. Одним из условий сенсорного развития является наличие у ребенка познавательного интереса к какому-либо роду деятельности. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательный интерес не возникает сам по себе у ребенка, его формирование достаточно трудоемкий процесс и от взрослых зависит, каким он будет – успешным или наоборот.
Поэтому всегда возникает необходимость создания и оснащения развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах дошкольной организации. И здесь у руководителей и педагогов дошкольной организации возникает вопрос: «Откуда взять материальные средства?». Но практика работы детских садов в России показывает, что не всегда то, что куплено за деньги (очень большие деньги, оказывает развивающее влияние на наших детей, а зачастую даже и наоборот. И если оглянуться хотя бы на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что многие дидактические пособия и игры были сделаны руками воспитателей, а не куплены в магазине.
В последнее время часто на различных сайтах, посвященных воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, упоминается так называемая «чудо-коробка» или, если говорить на языке педагогики, «сенсорная коробка» или «диорама». Так что же такое диорама, и чем она полезна для развития детей дошкольного возраста, – рассмотрим более подробно.
Диорама – это любая емкость с разнообразным наполнителем, которая может быть использована в домашних условиях. Это так называемая «мини-песочница», только в отличие от песочницы, наполнителем может быть любой материал, пригодный для детской игры: собственно сам песок, различные крупы, макароны, бумага разной фактуры, природный материал и бросовый материал (орехи, шишки, пробки, крышки, ткань, галька, мелкие камни и многое другое). Кроме наполнителя для игры с диорамой используются различные предметы: для детей раннего и младшего возраста крупные (совочки, сито, ведерки и различные емкости, кубики, грабли и т. д., а для детей постарше – мелкие (палочки от мороженого, игрушки из киндер-сюрпризов и др.). Но самое главное достоинство диорамы – это то, что ее можно использовать в играх с детьми, начиная с самого раннего возраста и заканчивая тем возрастом, когда самому ребенку это будет уже не интересно.
Диорама призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей, у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Также, так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря диорамам дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
В нашей стране в дошкольных организациях педагогическая деятельность устроена так, что многие воспитатели каждый год работают с детьми разного возраста, преимущественно с трех до семи лет, поэтому, на мой взгляд, диорама является универсальным дидактическим пособием для познавательного развития детей в разные возрастные периоды.
В своей работе с дошкольного возраста я использую диорамы преимущественно большого диаметра: тазы, надувные бассейны, большие коробки, большие пластиковые контейнеры (для хранения игрушек). Это позволяет нескольким детям играть с ней, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками. Каждую коробку я создаю по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме, звуке или фактуре. Таким образом, дети усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени. Главный критерий использования диорам в работе с детьми дошкольного возраста – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях. При создании диорам я активно привлекаю к этой работе детей.
Таким образом, использование диорам в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с диорамой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.
Цель: Способствовать познавательному развитию дошкольников с ОВЗ посредством использования диорам.
Задачи:
- формировать у детей представлений об объектах окружающего мира – форме, цвете, размере, пространстве, времени, материале;
- развивать мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, а также такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление, речь.
-обеспечение детей дошкольного возраста познавательной средой;
- воспитывать детскую самостоятельность и инициативу.
Реализация разработки
Основная идея заключается в создании диорам как средства познавательного развития ребенка дошкольника с ОВЗ через активную деятельность. Привлечение детей к созданию диорам.
Данная педагогическая практика есть особый вид деятельности, в процессе которой дошкольник не только осваивает и преобразовывает объекты окружающей среды, но и сам активно развивается как личность.
Принципы успешной реализации данной практики:
- принцип создания ситуации успеха;
- принцип творчества и сотворчества;
принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;
- принцип развития и самореализации;
- принцип партнерства и сотрудничества.
Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т. д.) реализуется Ваша практика?
Методы: наглядные, практические, словесные.
Формы организации деятельности: индивидуальная; групповая; работа по подгруппам.
Формы организации занятий с использованием диорам: НОД, дидактические и сюжетные игры.
Результаты
По результатам педагогической диагностики в области «Познавательное развитие» можно сделать вывод о том, что использование диорам дает положительные результаты: 21% от общего количества детей, относящихся к низкому уровню развития в данной области, к концу года перешли на средний уровень. Игры с диорамами и использование их в НОД, способствовали формированию у детей представлений об объектах окружающего мира – форме, цвете, размере, пространстве, времени, материале; развитию мелкой моторики, координации движений; формированию знаний о внешних свойствах предметов и материалов, а также развитию психических процессов: воображения, внимания, памяти, мышления, речи. Обогатилась познавательной среда группы. Удалось вовлечь малоактивных детей в деятельность по совместному с педагогом созданию диорам, удалось создать для детей ситуацию успешности. Все это способствовало воспитанию детской самостоятельности и инициативы.
Возможность трансляции данного опыта в другие образовательные учреждения
Опыт работы с диорамами может широко реализовываться в других учреждениях, так как диорамы можно создать к любой изучаемой теме и это малозатратно. К созданию диорам педагог может привлечь не только воспитанников, но и родителей.