Ольга Скоробогатова
Практическое занятие для воспитателей дошкольных учреждений по формированию звуковой культуры речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ежегодное обследование состояния устной речи воспитанников старших и подготовительных групп ДОУ показывает, что более 80% детей имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера. В старшем дошкольном возрасте желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями. Это самое благоприятное время для развития и подготовки детей.
1. Организационный момент
Распределение педагогов на три группы.
Публикация «Практическое занятие для воспитателей дошкольных учреждений по формированию звуковой культуры речи у детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [к] в ее названии (в начале, середине, конце, занимает место за столом с соответствующей схемой.
2. Артикуляционная гимнастика
Введение в тему (выступление учителя-логопеда) :
- что такое артикуляционная гимнастика (это совокупность упражнений для тренировки органов артикуляционного аппарата);
- почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой (упорядочения речевой моторики – четкости речи);
- рекомендации к проведению упражнений в подготовленной для вас папке.
Задания для работы в группах:
- Оценка готовности стола к проведению артикуляционной гимнастики (набор предметов на столе предусматривает наличие лишних предметов и отсутствие необходимых). Обосновать выбор предметов.
- Совместное выполнение артикуляционных упражнений (Толстые внуки приехали в гости)
Итог:
- Может ли артикуляционная гимнастика навредить ребенку? Почему?
(снизить самооценку, ситуация успеха)
3. Развитие фонематического слуха в период проведения физминутки
Фонематический слух – это умение слышать и дифференцировать звуки речи. Сформированный фонематический слух способствует дальнейшему успешному овладению русским языком.
- И. п. - встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч.
Если в слове есть звук [б], хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, зуб, корабль, вата, подарок, зубр).
- И. п. - основная стойка. На слово со звуком [з] наклон вперед, со звуком [с] наклон назад (зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса).
- Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком [м] в середине или конце слова.
4. Развитие фонематического слуха на занятиях
(приглашаются по 1 представителю из каждой команды)
Логопед. Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком [л], положите фишку перед собой.
У кролика Тепы именины. Он пригласил в гости ежика и белку. Кролик украсил норку колосками и цветами. Тепа поставил на стол грибы и яблоки. «Просим к столу», - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.
Логопед. Сколько слов со звуком [л] вы услышали? (12)
5. Разучивание скороговорок
1-я группа. Для разучивания в средней группе.
Тортилла тортами не торгует.
Опятки не на пятке.
Болтун болтает, а нытик ноет.
Метатель метал молот, а Митя - молоток.
2-я группа. Для разучивания в старшей группе, где многие дети заменяют с на ш, ш на с.
Саша шла по шоссе и сосала сушку.
Слоны умны.
Слоны смирны.
Слоны спокойны и сильны.
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали ворон.
3-я группа. Для разучивания в подготовительной группе, где многие дети говорят невнятно, искажают слова.
Женя не «вагоноуважаемый»
И не «вагоноуважатый»,
А уважаемый
вагоновожатый.
Жанна обожает мороженое и пирожные, а Олежек обожает Жанну.
Я гляжу на бережок -
Не лежит ли пирожок?
6. «Конкурс скороговорок»
Участвуют по одному человеку от каждой команды. Задания предлагаются на выбор (корзинка с муляжами фруктов, внутри которых находятся тексты со скороговорками. Участники поочередно проговаривают скороговорки с заданной интонацией. Другая команда должна быстро отгадать интонацию.
Оцениваются:
- правильность показа;
- артистичность;
- правильность ответов.
• От топота копыт пыль по полю летит (радостно) (показ логопеда)
• Наша серая кошка сидела на крыше,
А ваша серая кошка сидела выше (грустно)
• Валерий кавалерию раскрасил акварелью.
Карьером кавалерия скачет у Валерия (удивленно)
• Добры бобры идут в боры,
Идут бобры в сыры боры,
Идут бобры в боры стары (раздраженно)
Быстро, четко произносим все вместе:
«Погода размокропогодилась».
8. Рефлексия
В конце каждого занятия рекомендуется проводить рефлексию (учим детей самостоятельно оценивать свою работу на занятии). Предлагаю Вам несколько вариантов. Продолжите моё высказывание….
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался. ;
"Я похвалил бы себя. ";
"Особенно мне понравилось. ";
"После урока мне захотелось. ";
"Я мечтаю о. ";
"Сегодня мне удалось. ";
"Я сумел. ";
"Было интересно. ";
"Было трудно. ";
"Я понял, что. ";
"Теперь я могу. ";
"Я почувствовал, что. ";
"Я научился. ";
"Меня удивило. " и т. п.