Папки-передвижки

Практическое усвоение детьми вопросных слов (местоимений) как опорно-смысловых семантических единиц

Ольга Вячеславовна Барсукова
Практическое усвоение детьми вопросных слов (местоимений) как опорно-смысловых семантических единиц
▼ Скачать + Заказать документы

Практическое усвоение детьми вопросных слов (местоимений) как опорно-смысловых семантических единиц

Важность овладения детьми вопросительными высказываниями заключается в том, что они являются одним из средств диалогической речи, как средства коммуникации. Коммуникативное развитие ребенка предусматривает не только умение отвечать на вопросы взрослого, но и умение самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, совместную деятельность со сверстниками, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Публикация «Практическое усвоение детьми вопросных слов (местоимений) как опорно-смысловых семантических единиц» размещена в разделах

Характерной особенностью детских вопросов (при нормальном речевом развитии) можно назвать их огромное количество в свободном общении и почти полное отсутствие в проблемной ситуации. Эта проблема многократно усложняется, если у ребенка отмечается системное недоразвитие речи. Характеризуя речь детей 5-6 летнего возраста с ОНР и их коммуникативно-познавательную деятельность, необходимо отметить, что даже у детей, имеющих 3-й уровень речевого развития наряду с недостаточной сформированностью всех компонентов языковой системы отмечается снижение познавательных интересов, трудности в свободном общении как со взрослыми, так и со сверстниками.

На начальном этапе самое важное – это создать достаточную мотивационно-потребностную базу, т. к. именно она стимулирует речевую инициативу и способствует увеличению количества инициаций-вопросов; Эффективным средством для усвоения детьми вопросительных слов как опорно-смысловых семантических единиц является использование метода наглядного моделирования

Важно соблюдать последовательность обучения детей вопросительным высказываниям: а) понимание вопроса (восприятие); б) репродукция вопроса взрослого; в) инициативное речевое поведение ребенка в ситуациях общения: сначала по модели взрослый – ребенок, затем ребенок – ребенок (сначала у детей формируются коммуникативные вопросы, затем – поисковые);

• (организация предметно-развивающей среды (дидактические материалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический и литературный материал, технические средства).

Коррекционная работа строится поэтапно. Каждый этап направлен на решение определенных задач, для решения которых определяется содержание, методы и приемы работы.

Задачи первого этапа:

• повышение речевой инициативы в социально-коммуникативных ситуациях общения;

• знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний;

• введение в пассивный и активный словарь слов «вопрос», «ответ», инструкций типа «спроси», «узнай», «задай вопрос», «ответь»;

• формирование навыка восприятия мелодики как интонационного компонента речи;

• формирование навыка использования вопросительной интонации при постановке вопросов, не содержащих вопросительных слов.

Важно познакомить детей с логическим ударением

Задачи второго этапа:

• развивать у детей умение формулировать вопросы различной формы при опоре на наглядное содержание, по речевому образцу педагога;

• формировать различные типы вопросительных предложений;

• способствовать усвоению детьми вопросительных слов как опорно-смысловых синтаксических единиц;

• введение в речь социально-коммуникативных вопросов в специально созданной коммуникативной ситуации;

• формирование умения задавать познавательные вопросы.

Работа на этом этапе предусматривает усвоение детьми ключевых вопросительных слов (местоимений) как опорно-смысловых семантических единиц.

Учитывая онтогенетический принцип появления вопросительных слов в ходе речевого развития ребенка, используется следующий порядок ихвведения в речь детей: «кто», «что», «что делает», «какой», «где», «куда», «откуда», «почему», «зачем», «когда», «сколько».

Задачи третьего этапа:

• развивать навык построения разных моделей вопросительных предложений;

• продолжать формировать лексико-грамматические средства оформления вопросительных предложений;

• формировать у детей умение осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов;

• упражнять в постановке социально-коммуникативных и познавательных вопросов в различных ситуациях;

• способствовать формированию вопросов лингвистического характера.

Результатом работы является доведение речевого развития дошкольника до достаточно высокого уровня и, в первую очередь, его коммуникативной функции речи с учетом индивидуальных особенностей развития.

Дети умеют:

• принимать активную партнёрскую позицию при ведении диалога

• тактично обращаться с вопросом

• строить разные модели вопросительных предложений

• владеют интонационными и лексико-грамматическими средствами оформления вопросительных высказываний

• активно используют продуктивные поисковые вопросы в познавательно-исследовательской деятельности.

Следование предложенной системе обучения помогает сформулировать в речи детей вопросительные высказывания разных видов и использовать их детьми в общении со взрослыми и сверстниками; использовать вопросы как средство познания окружающего мира в процессе внеситуативно-познавательной формы взаимодействия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дифференциация звуков. Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий, определений без предлогов ЦЕЛЬ: 1. Учить проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов и предложений, используя метод наглядного моделирования. 2. Учить детей внимательно.

«Как много в мире прекрасных слов!» Оформление кабинета начальных классов«Как много в мире прекрасных слов!» Оформление кабинета начальных классов Мне посчастливилось дружить с замечательным человеком Галиной Ивановной Мацкевич, автором всех текстов в оформлении кабинета. Она педагог.

Как обучают детей звуковому анализу слов «Как обучают детей звуковому анализу слов» Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети-ческим методом. Это означает,.

Консультация для родителей «Как уберечь малыша от плохих слов?» Бывает, к сожалению, что встреча с жизнью даёт не только добрые примеры, но и такие, от которых хотелось бы уберечь наших детей. Но изолировать.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Адаптивная гимнастика как средство профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в ДОУ Оздоровление детей средствами физической культуры – одна из самых важных проблем современной медицины и педагогики. Вырастить здоровых,.

Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс «Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс» Для помощи в реабилитации детей с ДЦП специалисты.

Конспект открытого занятия с детьми старшей группы «Прекрасная страна слов» МКДОУ «ЦРРДС «Звездный» Конспект открытого занятия с детьми старшей группы «Прекрасная страна слов» Проведено. 2016__г. Воспитатель.

Практическое занятие для педагогов «Индивидуальная работа с детьми по ОВД» Уважаемые педагоги сегодня мы с вами проведём практическое занятие по индивидуальной работе по ОВД. К основным видам движения относятся:.

Презентация проекта «Сенсорное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми старшего дошкольного возраста» Презентация проекта «Сенсорное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми старшего дошкольного возраста» Слайд1. Проект «Сенсорное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Практическое усвоение детьми вопросных слов (местоимений) как опорно-смысловых семантических единиц
Опубликовано: 3 августа 2018 в 10:22
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическое усвоение детьми вопросных слов (местоимений) как опорно-смысловых семантических единиц» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вячеславовна Барсукова (УИ 418850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД