Ольга Вячеславовна Барсукова
Практическое усвоение детьми вопросных слов (местоимений) как опорно-смысловых семантических единиц
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое усвоение детьми вопросных слов (местоимений) как опорно-смысловых семантических единиц
Важность овладения детьми вопросительными высказываниями заключается в том, что они являются одним из средств диалогической речи, как средства коммуникации. Коммуникативное развитие ребенка предусматривает не только умение отвечать на вопросы взрослого, но и умение самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, совместную деятельность со сверстниками, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
Публикация «Практическое усвоение детьми вопросных слов (местоимений) как опорно-смысловых семантических единиц» размещена в разделах
Характерной особенностью детских вопросов (при нормальном речевом развитии) можно назвать их огромное количество в свободном общении и почти полное отсутствие в проблемной ситуации. Эта проблема многократно усложняется, если у ребенка отмечается системное недоразвитие речи. Характеризуя речь детей 5-6 летнего возраста с ОНР и их коммуникативно-познавательную деятельность, необходимо отметить, что даже у детей, имеющих 3-й уровень речевого развития наряду с недостаточной сформированностью всех компонентов языковой системы отмечается снижение познавательных интересов, трудности в свободном общении как со взрослыми, так и со сверстниками.
На начальном этапе самое важное – это создать достаточную мотивационно-потребностную базу, т. к. именно она стимулирует речевую инициативу и способствует увеличению количества инициаций-вопросов; Эффективным средством для усвоения детьми вопросительных слов как опорно-смысловых семантических единиц является использование метода наглядного моделирования
Важно соблюдать последовательность обучения детей вопросительным высказываниям: а) понимание вопроса (восприятие); б) репродукция вопроса взрослого; в) инициативное речевое поведение ребенка в ситуациях общения: сначала по модели взрослый – ребенок, затем ребенок – ребенок (сначала у детей формируются коммуникативные вопросы, затем – поисковые);
• (организация предметно-развивающей среды (дидактические материалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический и литературный материал, технические средства).
Коррекционная работа строится поэтапно. Каждый этап направлен на решение определенных задач, для решения которых определяется содержание, методы и приемы работы.
Задачи первого этапа:
• повышение речевой инициативы в социально-коммуникативных ситуациях общения;
• знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний;
• введение в пассивный и активный словарь слов «вопрос», «ответ», инструкций типа «спроси», «узнай», «задай вопрос», «ответь»;
• формирование навыка восприятия мелодики как интонационного компонента речи;
• формирование навыка использования вопросительной интонации при постановке вопросов, не содержащих вопросительных слов.
Важно познакомить детей с логическим ударением
Задачи второго этапа:
• развивать у детей умение формулировать вопросы различной формы при опоре на наглядное содержание, по речевому образцу педагога;
• формировать различные типы вопросительных предложений;
• способствовать усвоению детьми вопросительных слов как опорно-смысловых синтаксических единиц;
• введение в речь социально-коммуникативных вопросов в специально созданной коммуникативной ситуации;
• формирование умения задавать познавательные вопросы.
Работа на этом этапе предусматривает усвоение детьми ключевых вопросительных слов (местоимений) как опорно-смысловых семантических единиц.
Учитывая онтогенетический принцип появления вопросительных слов в ходе речевого развития ребенка, используется следующий порядок ихвведения в речь детей: «кто», «что», «что делает», «какой», «где», «куда», «откуда», «почему», «зачем», «когда», «сколько».
Задачи третьего этапа:
• развивать навык построения разных моделей вопросительных предложений;
• продолжать формировать лексико-грамматические средства оформления вопросительных предложений;
• формировать у детей умение осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов;
• упражнять в постановке социально-коммуникативных и познавательных вопросов в различных ситуациях;
• способствовать формированию вопросов лингвистического характера.
Результатом работы является доведение речевого развития дошкольника до достаточно высокого уровня и, в первую очередь, его коммуникативной функции речи с учетом индивидуальных особенностей развития.
Дети умеют:
• принимать активную партнёрскую позицию при ведении диалога
• тактично обращаться с вопросом
• строить разные модели вопросительных предложений
• владеют интонационными и лексико-грамматическими средствами оформления вопросительных высказываний
• активно используют продуктивные поисковые вопросы в познавательно-исследовательской деятельности.
Следование предложенной системе обучения помогает сформулировать в речи детей вопросительные высказывания разных видов и использовать их детьми в общении со взрослыми и сверстниками; использовать вопросы как средство познания окружающего мира в процессе внеситуативно-познавательной формы взаимодействия.