татьяна бурлюк
Практический семинар для педагогов «Игры наших бабушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучить воспитателей проведению старых русских народных игр.
Задачи: научить педагогов организации игры (закличка, зачин, проведению народных игр.
План проведения семинара
1 Теоретическое обоснование темы.
Рассказать педагогам о зарождении игры в русском обществе. Русская игра – как отражение повседневной жизни славян.
Темочки:
- Игры наших бабушек и дедушек
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Консультации для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
2. Практическое разучивание старорусских народных игр. Научить педагогов организации детской народной игры : этапы разучивания игры
3. Знакомство и разучивание русских народных игр, предложенных разными педагогами. «Бабка Ёжка», «Кот и мыши». «Куры и петух», «Колобок», «Бычок пестренький», «Мак – маковистый», «Ворота», «Утка и селезень», «Догонялки», «Сидит Яша», «Дудочка»
«Козёл»,«Золотые ворота», «Молчанка»,«Коза рогатая» ,«Летал воробей», «Бояре», «У Маланьи у старушки», «Заря – заряница»
4. Рекомендации. Выработка рекомендаций для педагогов по организации и проведению игр с детьми. Закрепить знания, полученные в ходе проведения семинара – практикума.
1 часть
Теоретическое обоснование проблемы.
Игра (по определению И. В. Даля) – забава, установленная по правилам, и вещи для того служащие. Необходимость обращения к истокам народного искусства неслучайна. Проработав много лет с детьми разного возраста, я столкнулась с тем, что наши дети знают мало русских народных игр, не знакомы с традициями и обычаями своего народа. Порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. В нашей повседневной жизни, в гостях, на улице ребята окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Эта проблема нашла отклик в моей душе. А т. к. народное творчество отличается своей яркой импровизационностью, то оно дает большой простор для детской фантазии. Вот именно в этом и заключается актуальность моей темы. Георгий Маркович Науменко - известный русский фольклорист-музыковед, всю свою творческую деятельность посвятил собиранию, изучению русского музыкального и поэтического фольклора. В его книге «Русские народные детские игры с напевами» представлено множество разнообразных игр разных областей именно на основе музыкального материала. Без особого труда дети старшего дошкольного возраста и младшие школьники импровизируют движение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки. В детской игровой традиции существуют своеобразные игровые прелюдии - считалки. Каждый педагог всегда должен помнить, что у фантазии нет границ. Нужно всегда находиться в постоянном поиске. Не бойтесь экспериментировать. Сочиняйте, выдумывайте. Игру разучиваем в несколько этапов
I этап - Разучивание слов, знакомство с мелодией
(знакомлю со смыслом слов, протяжность пения, дикция)
II этап - Зачин Обычно народная игра начиналась с призыва
Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.) играй?
(Можно предложить свой зачин)
Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:
Тай-тай, налетай! Никого не принимай! Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения. Поэтому объясняем правила игры.
III этап. Выбираем водящего или главного персонажа песни – игры. Все игровые действия выполняем по тексту песни. Далее необходимо распределить роли. Да так, чтобы никому не стало обидно. IVэтапДля этого в детской игровой традиции существуют своеобразные игровые прелюдии - считалки. Задача считалок: организовать детей в игре, задать ей тон, эмоционально подготовить к совместному коллективному действу. Считалки могут петься. Предл напр. : .Под горою у реки живут гномы-старики,У них колокол висит, позолоченный звонит. Диги-диги-диги-дон, выходи из круга вон. V этап – Исполнение Для лучшего усвоения движений использую приговорки, которые помогают позабавить детей, развить их ритмическое восприятие, например: "В хороводе мы пойдём, песню русскую споём»".
2 часть. Практическая.
А теперь приступим непосредственно к разучиванию старых русских народных игр.
«Золотые ворота»
Цель: развивать внимание, коммуникативные навыки.
Материалы и оборудование: канат или гимнастическая палка, можно сделать на голову шапочки «Солнце», «Луна».
Двое детей (они водящие) встают лицом к зрителям рядом друг с другом. С помощью сцепленных вверху рук образуют ворота, в которые в последствии будут проходить играющие. Водящие заранее договариваются о названиях будущих команд, один будет набирать себе команду «Солнце», другой – «Луна». Все играющие дети говорят слова:
Золотые ворота, проходите, господа! Первая мать прошла, и детей провела. На первый раз прощается, второй раз разрешается, А на третий раз не пропустим вас.
По окончании этих слов дети закрывают «ворота». Водящие спрашивают у первого ребенка, стоящего перед воротами «За солнце или за луну?». Ребенок выбирает и встает за тем водящим, кого он выбрал. Игра продолжается с теми же словами и теми же действиями. Когда дети разделились на команды, водящие берут канат, либо гимнастическую палку. Далее идёт перетягивание каната, чья команда победит «Солнце» или «Луна».
Игра «У Маланьи у старушки».
Выбирается водящий – Маланья – старушка, он встает в круге, образованном детьми. Дети идут по кругу, выполняя движения по тексту, поют: У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь дочерей, семь сыновей, все без бровей, с такими ушами, с такими глазами, с такой головой, с такой бородой. Ничего не ели, на неё глядели, делали вот так.
Водящий показывает любые танцевальные движения.
Игра проводится 2-3 раза.
Игра «Козёл»
Выбирается Козёл и Танечка, дети в круге, поют, выполняя движения по тексту.
Козёл идёт, бородой трясёт. Борода козлиная вот такая длинная. Пришёл он в сад, отыскал ребят. Хочется рогатому поиграть с ребятами. Вышла Танечка вперёд, кушать козлику даёт. «Ме-ме-ме-ме!». Рога вперёд, наш козёл идёт, а рога – то крепкие, крепкие да цепкие. Как нагнёт он рожки вниз – забодает! Берегись!
Рекомендации. «Игры наших бабушек»
Практический семинар Бурлюк Татьяны Владимировны, МКДОУ №8 «Матрёшка»
Рекомендации.
Для использования игрового фольклора в работе с детьми необходимо:
- систематическое использования фольклорного материала в образовательном процессе;
-учет возрастных и психологических особенностей детей;
- создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
- использование игровой технологии - свою музыкально – воспитательную работу строить на основе материала народных песен, игр, танцев,- формировать у детей знания о русских народных праздниках, обычаях и традициях русского народа. - знакомить с поэтическими оборотами, типично народными выражениями.
РАЗУЧИВАНИЕ ИГРЫ (песни – игры) - этапы
Игру разучиваем в несколько этапов
I этап - Разучивание слов, знакомство с мелодией
(знакомлю со смыслом слов, протяжность пения, дикция)
II этап - Зачин Обычно народная игра начиналась с призыва
Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.) играй?
(Можно предложить свой зачин)
Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:
Тай-тай, налетай! Никого не принимай!
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения. Поэтому объясняем правила игры.
III этап. Выбираем водящего или главного персонажа песни – игры. Все игровые действия выполняем по тексту песни. Далее необходимо распределить роли. Да так, чтобы никому не стало обидно.
IVэтапДля этого в детской игровой традиции существуют своеобразные игровые прелюдии - считалки. Задача считалок: организовать детей в игре, задать ей тон, эмоционально подготовить к совместному коллективному действу. Считалки могут петься. Предл напр. : .Под горою у реки живут гномы-старики,У них колокол висит, позолоченный звонит. Диги-диги-диги-дон, выходи из круга вон.
V этап – Исполнение Для лучшего усвоения движений использую приговорки, которые помогают позабавить детей, развить их ритмическое восприятие, например: "В хороводе мы пойдём, песню русскую споём»".