Лариса Лисина
Сценарий внеурочного мероприятия «Символы России и малой Родины»
▼ Скачать +Заказ
Практическая работа к разделу 2.2 «Страна: патриотизм»
Внеурочное мероприятие на тему : «Символы России и малой родины»
Цель проведения: создание условий формирования ценностных ориентиров обучающихся
Задачи:
Публикация «Сценарий внеурочного мероприятия „Символы России и малой Родины“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Символы России для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Расширить и закрепить знания обучающихся об истории формирования российской символики, а также символики малой родины;
• Способствовать формированию уважительного отношения к общегосударственной символике и символике Республики Башкортостан;
• Способствовать осознанию обучающимися такого понятия как защита чести страны, и личного достоинства;
• Продолжить формирование умений и навыков работы в команде, принимать решения, отстаивать своё мнение.
• Оборудование: мелодия Гимна РБhttps://www.youtube.com/watch?v=fQKCF_WEm2E , курая https://www.youtube.com/watch?v=LDsexPz_R6k , плакаты с изображением флага, герба Республики Башкортостан Звучит песня "Наш край» слов А. Пришельца, муз. Кабалевского.
Ход занятия:
«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы
переменить Отечество или иметь другую историю,
кроме истории наших предков».
А. С. Пушкин.
Учитель: Здравствуйте, участники интеллектуальной игры «Символы России и малой родины».
Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о нашей родине - России, о государственных символах.
Обратимся к словарю. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.
Учитель: Как называется государство, в котором мы живем? (Россия)
Учитель: А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (родина)
Вновь обратимся к Большому толковому словарю
РОДИНА, -ы; ж. 1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество. Наша р. Россия. Р. Пушкина, Толстого. Любовь к родине. Защита родины. Измена родине. Тоска по родине. Жить вдали от родины. Трудиться на благо родины. Вернуться на родину. / О месте, где человек родился, где живут его родные и близкие. Малая р. Поехать к себе на родину в Красноярский край. 2. Место происхождения кого-, чего-л., возникновения чего-л. Индия - родина шахмат. СССР - родина космонавтики.
Вот как писал о родине в годы Великой Отечественной войны поэт Константин Симонов.
Выразительно читает заранее подготовленный обучающийся.
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
1941 г. ,
Беседа о республике.
- Как называется республика, где мы живем?
- Да, ребята, Башкортостан является многонациональной республикой. К счастью, все люди у нас живут дружно.
- Каждая республика имеет свои символы. А у нашей Республики какие символы? Об этом мы узнаем сегодня. Итак, ребята, тема нашего мероприятия «Государственные символы Республики Башкортостан». На уроке мы познакомимся символами и их авторами.
Словарная работа.
Ребята, как вы понимаете слово «символ»?
В толковом словаре русского языка дается такое объяснение – условный знак какого-нибудь понятия, явления.
Выразительно читает заранее подготовленный обучающийся.
Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край.
Мне жаль того,
Кто здесь не разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Башкирия,
Мое второе сердце,
Второе солнце у меня в огне!
Чтоб на тебя досыта наглядеться,
Не два,
А двадцать глаз иметь бы мне!
Учитель. Ребята сегодня мы поговорим о нашей республике Башкортостан, о его символиках. 11 октября – мы отмечаем день Республики. В этот день в 1990 году она была провозглашена суверенной республикой и стала называться Республикой Башкортостан.
Каждая республика имеет свои символы, выражающие ее суверенитет.
Государственный флаг РБ был принят 25 февраля 1992 года, авторы – Масалимов Урал, Асабина Ольга.
Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. Очень много у нас рек и озер. Самая большая и красивая среди них красавица Агидель.
С любовью и нежностью поют башкиры о родной Агидели, звон ее струй как бы впитался в задумчивые мелодии тростниковой флейты – курая.
(Слушают звук курая)
Учитель Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан (Башкирии). Древко, к которому прикреплен Государственный флаг Республики Башкортостан, заканчивается в верхней части наконечником, представляющим собой плоское, вытянутое кверху куполообразной формы металлическое украшение золотистого цвета, в центре которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков.
Читает заранее подготовленный обучающийся.
Флаг представляет собой прямоугольное цветное полотнище, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос зеленого, белого и синего цвета с эмблемой.
В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема – круг, в центре которого находится стилизованный цветок курая с семью лепестками. Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый – их миролюбие, открытость, готовность к взаимо-сотрудничеству; зеленый – свободу, вечность жизни.
Учитель. Герб Республики Башкортостан (Башкирии) представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву (обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, символизирующего дружбу и единение народов Башкортостана) на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг и обрамлено национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая и лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю «Башкортостан». В цветном изображении Государственного герба Республики Башкортостан памятник Салавату Юлаеву и орнамент – золотистого, цветок курая – зеленого, восходящее солнце – светло-золотистого цвета, лучи солнца – желтого, фон между памятником и орнаментом – белого, внутренняя и наружная окружности – темно-золотистого цвета.
Соцветие курая означает единство семи самых могучих племен башкир: юрматы, ме8ле, 192рг2н, б0рй2н, 7атай, 7ыпса7, тамьян.
На белой полосе флага написано слово Башкортостан. Герб РБ утвержден Постановлением Верховного Совета РБ от 12 октября 1993 г. Автором является Ислахов Ф. Ф., художник Масалимов У. Т.
Читает заранее подготовленный обучающийся.
Государственный гимн Республики Башкортостан был принят 12 октября 1993 года. Гимном РБ является торжественная мелодия "Республика” на музыку Фа
рита Идрисова. Авторы текста гимна (слова на башкирском языке) – Равиль Бикбаев и Рашит Шакур (перевод на русский язык Фарита Идрисова и Светланы Чураевой).Государственный гимн РБ является символом, выражающим суверенитет РБ, единство и дружбу ее народов (Звучит гимн РБ). https://www.youtube.com/watch?v=fQKCF_WEm2E
- Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие Башкортостана.)
Учитель. Столица республики – город Уфа. Он основан в 1574 году. Уфа – большой, красивый город. В Уфе много фабрик, заводов, учебных заведений, дворцов, музеев.
(Демонстрируются слайды с видами города Уфы)
Выразительно читает заранее подготовленный обучающийся. Стихотворение Г. Рамазанова "Уфа”.
Всего лишь три буквы, короткое слово,
Но где-то вдали его назови –
Сколько встанет за ним родного,
Сколько в нем зазвучит любви!
В нем отчизна отцов святая,
В нем – любимый наш милый дом.
Сердце манит оно, сверкая,
Как три звездочки над стихом.
Учитель. В Уфе живут русские, башкиры, татары, чуваши, мордва, а также представители других национальностей. Любимые места горожан – это памятники легендарному герою башкирского народа Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, героям Великой Отечественной войны – Александру Матросову и Миннигали Губайдуллину –гордость нашего района.
Башкирский народ помнит и чтит подвиг своего героя, складывает о нем песни и стихи.
Конституция РБ.
- Итак, что является символом РБ (герб, гимн, флаг)
- О символах нашей республики в Конституции имеется статья (Показать Конституцию, эту статью) стр 47.
Государственные символы РФ.
- Ребята, вы должны знать не только символы РБ, но и России тоже. Они перед вами. Потому что уже 452 года башкирский и русский народы живут как одна семья. 452 года тому назад башкирский народ добровольно присоединился к Русскому государству.
- В Уфе есть великий монумент – символ этой дружбы. Как он называется?
(монумент дружбы, построен 1957 году).
. Подведение итогов классного часа
Учитель. И в заключение нашего занятия, прежде чем мы подведём итоги, хочется сказать, что наша государственная символика – это, прежде всего, знаки истории, а историю своей страны надо просто любить, как любил её великий А. С. Пушкин, который писал: «Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
Сегодня мы говорили о нашем родном Башкортостане, о его символиках
– Какие высшие государственные символы Башкортостана вы теперь можете назвать (Герб, гимн, флаг)
– Что нового о них вы узнали?
– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов? (Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами).
Фамилия, имя, класс___
Ставьте плюс напротив правильного ответа.
1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства это:
гимн
флаг
герб
2. Что слушают стоя:
герб
гимн
флаг
3. Кто нарисован в гербе?
Салават Юлаев
Мустай Карим
Муртаза Рахимов
4. Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой, это:
символ
герб
флаг
гимн
5. Какую форму имеет флаг?
прямоугольную
круглую
квадратную
6. Какую форму имеет герб?
прямоугольную
круглую
квадратную
7. Кто написал гимн?
народ
Идрисов Фарит
композиторы
8. Где находится памятник Салавата Юлаева?
В Уфе
В Салавате
В Ишимбае
9. Сколько больших племен есть у башкир?
5
7
10
10. Где есть статья о символах нашей республики?
В символике
В Конституции
Критерии оценивания:
Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
В методической разработке учтены:
Критерий оценивания Баллы
Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу 1
Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия 1
Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки: 1
- сценария 1
- интерактивных заданий для школьников 1
- оценочных средств (опросники, анкеты, др.) 1
- видеоролика 1
- методического описания 0
- презентации в формате ppt, pdf 1
Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер 0
Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся 1
Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными) 1
Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна 1
Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе 1
Итого 11
Интерпретация результатов:
0–4 балла Разработанный региональный компонент требует серьезной доработки
5–9 баллов Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям
10–14 баллов Разработанный региональный компонент выполнен
на должном дидактическом и методическом уровне
12 баллов - разработанный региональный компонент выполнен на должном дидактическом и методическом уровне