Ольга Ершова
Практическая консультация «Виртуальная экскурсия как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад 120» города Дзержинска Практическая консультация. Составила: воспитатель О. В. Ершова
ТЕМА: «Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста любви к малой Родине Дзержинск средствами ИКТ»
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей. Создается единое информационное образовательное пространство ДОУ, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе. Один из вариантов работы дошкольников по любви к малой Родине, которые используются как наиболее эффективную форму обучения - это виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников. Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями : Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить исторические места Дзержинска не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса. Однако такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует длительной предварительной подготовки. Как и при разработке любого проекта при подготовке виртуальной экскурсии составляется алгоритм действий. Начинается с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбирается литература и предварительная работа с родителями. К примеру, семьям предлагается выполнить задание, согласно темы проекта, в результате выполнения которого создается видеотека из фотографии и видеозаписей. Далее на основе полученного материала подробно изучаются экскурсионные объекты, сканируются фотографии или рисунки, составляется маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяется техника ведения виртуальной экскурсии и подготавливается текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода". Однако, важно учесть, что создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними. Заключительный этап - проведение (показ) виртуальной экскурсии. При подготовке к проведению виртуальной экскурсии важно обратить внимание на некоторый моменты, ценные с точки зрения практики. 1. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. 2. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседы педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для "использования" рассказ. Заканчивается виртуальная экскурсия традиционно - рефлексией, в ходе которой вместе с детьми обобщается, систематизируется увиденное и услышанное, делятся впечатлениями. Например, применение данной экскурсии «Природа Родного края» включает в себя ознакомление дошкольников с природой родного края. При этом решаются задачи: - воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе родного края; - воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию. При ознакомлении детей с миром природы очень важно сформировать у детей образы изучаемого объекта, явления. При этом, учитывая возрастные особенности детей, образ должен быть ярким, насыщенным, динамичным, а для формирования правильного естественнонаучного представления реалистичным. В соответствии с возрастными особенностями детей и спецификой изучаемого материала непосредственно образовательную деятельность по ознакомлению детей с родным краем эффективно проводить в форме путешествия. Данное пособие, благодаря фотографиям пейзажей, звуковому сопровождению предоставляют возможность «развернуть» созданную воображаемую ситуацию и поддерживать её на протяжении всего педагогического мероприятия. Например, «идём с вами дальше в лес по тропинке» - на слайде изображение леса с тропинкой, «Ребята, посмотрите на нашем пути река» - изображение реки, «вот мы с вами и пришли» - соответствующее сюжету изображение (лес, поляна).
Публикация «Практическая консультация „Виртуальная экскурсия как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Использование наглядных пособий по ознакомлению детей с родной природой позволяет наиболее эффективно решать задачи, связанные с чувственным и эмоциональным восприятием, развитием эстетических и этических чувств. Фотографии родного края с изображением красивого пейзажа леса, позволяют детям увидеть, «разглядеть» насколько наш край красив, насладиться этой красотой и проникнуться чувством гордости за Малую Родину. Фотографии птиц, животных, позволяют вызвать у детей самые нежные и трепетные чувства по отношению к ним и пробудить желание защищать, оберегать их. Данную видео-экскурсию использую в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми. Например, в образовательной деятельности: Речевое развитие, дети составляют описательные рассказы по картине. Художественно-эстетическом развитие: творческими заданиями могут быть: «Осенний лес», «Весна», «Достопримечательности» и т. д. где дети передают в рисунке образ, сюжет. Социально-коммуникативное развитие «Расширяем представление о труде жителей нашего края. Формируем интерес к людям новых профессий и т. д. Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Данная видео-экскурсия убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. Видео-экскурсия «Улицы- Дзержинска». В нашей стране есть добрая традиция называть улицы городов и посёлков именами достойных людей нашей Родины. Мы не вправе забывать о своих героях, которые оставили большой незабываемый след в сердцах жителей нашей большой страны. Во время работы по созданию данной видео-экскурсии прежде всего познакомились с историей происхождения названий некоторых улиц, что позволило лучше понять историю своего города. Знакомим детей с названием и происхождением улиц, название этих улиц действительно тесно связано с судьбами жителей города. И через изучение возникновения названия улиц, расширяются знания детей не только об истории родного города, но и знакомим с биографией жизни, подвигов горожан. Следует помнить, что чувство любви к малой Родине не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека с раннего возраста. Нефтеюганск продолжает строиться. Возникают новые жилые микрорайоны, и в названии новых улиц будет отражаться новая история города. В наши дни, когда мы с таким трудом возрождаем свою духовность и обращаемся к своим корням,следует помнить, что в каждом поколении Дзержинцев были и есть достойные представители. Мы можем сохранить память о них в названиях улиц нашего города. Мы обязаны хранить бережно в памяти названия улиц. Они напоминание об истории, связующее звено с нашими предками. А значит это наша история. Человеческая мудрость повествует: «Лишь та страна, в которой граждане помнят о прошлом своём, достойна будущего». Следующая видео-экскурсия о которой хотелось бы вам рассказать, это музей. Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с краеведческим музеем. С детьми мы посещали музей, с интересом рассматривали экспонаты и слушали рассказы о природе, о птицах, которые находятся на грани исчезновения и которые находятся под охраной. Знакомили детей с традиционной одеждой народов ханты и манси, с национальной русской избой. Но как вы понимаете, после выхода определенных документов мы можем совершать прямые экскурсии в музей, поэтому совместно с родителями создали видео-экскурсию «Музей». Данную видео-экскурсию используют так же в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми. Можно сделать вывод, о том, что использование мультимедийных пособий помогут детям получать знания о природе, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе обучения, учиться устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, соблюдать правила поведения, сопереживать. Таким образом, систематическое использование виртуальных экскурсий в ДОУ в сочетании с традиционными методами, позволят сделать процесс знакомства воспитанников с родным городом наиболее эффективным и качественным.