Иванова Татьяна Ивановна
Практическая консультация для педагогов дополнительного образования. Использование в работе дистанционной формы обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая консультация для педагогов дополнительного образования для наиболее эффективного использования в работе дистанционной формы обучения.
Публикация «Практическая консультация для педагогов дополнительного образования, Использование в работе дистанционной формы обучения» размещена в разделах
- Дистанционное образование в ДОО
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Дистанционное обучение в системе дополнительного образования детей – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и обучающимися.
Для наилучшего понимания изменения в деятельности педагога дополнительного образования можно представить важнейшие особенности дистанционного обучения:
- необходимость стартового набора, в который входит комплект качественного технического обеспечения с выходом в Интернет, которое позволит эффективно осуществлять взаимодействие педагога и обучающегося.
- Важным условием для обеспечения успешной работы педагога и обучающихся в системе дистанционного образования, является стартовые знания и умения в области владения компьютером, программным комплектом, для осуществления работы;
- интерактивность образовательного процесса, заключающаяся в непрерывном взаимодействии всех участников образовательного процесса, где каждый обучающийся в любой период обучения имеет доступ ко всем материалам обучения и к самому педагогу, который, в свою очередь, открыт для обучающегося, как источник опыта в определенной области;
- индивидуализация образовательного процесса, вытекает из принципа интерактивности, так как в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать и персонифицировать процесс обучения.
Выделяют следующие формы дидактического процесса, реализуемого с использованием электронного обучения:
1) Гибридное обучение - дидактический процесс осуществляется частично традиционным способом, частично через интернет. Например, теоретические основы, необходимые для приобретения определенных навыков обучающиеся получают во время дистанционных занятий, при одновременной отработке практических навыков на традиционных занятиях.
2) Электронное обучение - дидактический процесс происходит полностью онлайн, педагог и обучающиеся не встречаются в традиционном классе.
3) Мобильное обучение - обучение с использованием портативного беспроводного оборудования (ноутбука, карманного компьютера или смартфона). Это оборудование должно иметь постоянный беспроводной доступ к интернету, позволяющий использовать ресурсы в любой момент.
4) Поддержка процесса традиционного образования методами дистанционного обучения для повышения уровня геймификации.
Другое разделение дидактических процессов, использующих дистанционное обучение, касается степени их интерактивности:
1) Обучение, при котором обучающийся работает только с дидактическим материалом, размещенным в сети или на компакт-диске. Этот тип обучения требует индивидуальной работы, регулярности и добросовестности, потому что обучающийся не мотивирован ни преподавателем, ни другими участниками дидактического процесса.
2) Курсы с электронным наставником, в которых обучающийся выполняет определенные задачи (самостоятельно ищет ответы на проблемные вопросы, выполняет интерактивные упражнения, решает тесты, но также получает поддержку преподавателя в чате, во время видеоконференции. В этом случае педагог выполняет консультативновспомогательную функцию, т. е. он не управляет дидактическим процессом, не проверяет выполненные задания и не напоминает о срока
3) Курсы с преподавателем в виртуальных классах. В этом случае основной контроль над ходом дидактического процесса принадлежит педагогу, который напоминает о датах, ставит вопросы, проверяет работу и предоставляет постоянную помощь. Сообщество, созданное в таком случае, позволяет выполнять те задачи, которые были невозможны в описанных выше формах, а установленные межличностные отношения часто являются мотивирующим фактором для участия в курсе.
Дистанционная форма организации педагогического взаимодействия характеризуется тем, что все формы коммуникации происходят на расстоянии, без личного контакта между субъектами, и соответственно требуют использования специальных инструментов для реализации взаимодействия. На данный момент такими инструментами выступают в первую очередь современные информационно коммуникационные технологии и цифровые средства осуществления образовательного процесса.
Дистанционная модель педагогического взаимодействия в качестве базовой характеристики предусматривает коммуникацию в особой информационно-образовательной среде. Специфика виртуальной среды кардинальным образом влияет на все компоненты педагогического взаимодействия. Исходя из своей сущности, дистанционный формат педагогического взаимодействия отличается от традиционной, аудиторной формы взаимодействия следующими параметрами: создает возможность значительного увеличения количества субъектов за счет тех участников, которые не могли бы лично присутствовать в силу географической удаленности, состояния здоровья, финансовых расходов и иных факторов; предоставляет возможность как синхронного, так и асинхронного
Взаимодействия при максимальном сохранении эмоционально-личностной составляющей (коммуникация в мессенджерах, просмотр записей); предоставляет условия для наиболее полного и качественного освоения учебного материала за счет возможности доступа к видеозаписям и электронным материалам (фактически весь процесс взаимодействия можно зафиксировать тем или иным способом для дальнейшего обращения, изучения и повторения, что положительно сказывается на эффективности и результативности обучения;
- предоставляет возможность в полной мере реализовывать индивидуальный подход в педагогическом взаимодействии;
- может создавать условия для повышения мотивации учащихся, их ориентации на непрерывный процесс обучения за счет использования современных цифровых технологий.
- По мере постоянного развития современных технологий, дистанционный формат предоставляет все новые возможности для осуществления различных форм педагогического взаимодействия.
- В то же время, потребности образовательного процесса предъявляют специфические требования к использованию информационно-коммуникационных технологий, а именно: качество звука и изображения, уровень шума и громкости, надежность операционных систем и программного обеспечения, готовность и способность субъектов педагогического взаимодействия использовать все преимущества информационно-коммуникационных технологий.
И если технические условия дистанционного взаимодействия могут оказаться объективным фактором, который зависит от уровня информатизации региона, оснащенности образовательного учреждения или материального положения участников взаимодействия, то массовая готовность к переходу на дистанционный формат взаимодействия является психологическим фактором, на который влияет множество объективных и субъективных условий каждого конкретного субъекта педагогического взаимодействия.
Исследователи неоднозначно оценивают влияние дистанционного формата на характер педагогического взаимодействия. А. Л. Абрамовский указывает на то, что при отсутствии непосредственного общения между субъектами педагогического взаимодействия теряется эмоциональная окраска, и за счет этого значительно снижаются возможности для воспитания личности и ее мотивации к обучению
. Л. В. Кузьмина также обращает внимание на трудности, связанные с недостаточностью эмоциональной взаимосвязи субъектов педагогического взаимодействия. В то же время современные информационно-коммуникационные технологии, в частности, видеоконференцсвязь, которая за последние годы стала общедоступной и повсеместно внедрилась в процесс дистанционного образования, позволяют во многом нивелировать нехватку эмоционально-личностного компонента педагогического взаимодействия в дистанционном формате. Отдельного рассмотрения требуют мотивационные особенности дистанционного формата взаимодействия.
При отсутствии непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися значительная часть функции организации и контроля перераспределяется в пользу последних. Дистанционное педагогическое взаимодействие требует от обучающихся повышенного уровня мотивации, ответственности и самоорганизации, что может служить препятствием для нормального построения эффективного педагогического взаимодействия.
Взаимодействие в дистанционном формате способно влиять на внутренние психологические качества участников, вызывая их трансформацию и выступая важным фактором формирования нового социокультурного опыта. С другой стороны, исследователи отмечают фактор большей психологической безопасности личности при дистанционном формате педагогического взаимодействия, по сравнению с традиционными аудиторными формами коммуникации, а также более широкие возможности создания как вертикальных, так и горизонтальных связей в педагогическом взаимодействии.
Дистанционные образовательные технологии «позволяют сделать педагогическое взаимодействие между преподавателем и студентами более доступным, свободным и психологически комфортным». В целом, исследователи склонны оценивать психологические факторы дистанционного педагогического взаимодействия скорее положительно, несмотря на наличие некоторых проблем и противоречий, связанных как с технической стороной дистанционного взаимодействия, так и с эмоционально-мотивационными факторами субъектов педагогического взаимодействия.
Очевидно, что особенности педагогического взаимодействия в дистанционном формате становятся продуктом многообразных объективных и субъективных факторов, возникающих в зависимости от конкретных условий в той или иной ситуации педагогического взаимодействия.
Тем не менее, представляется возможным выявить некоторые общие особенности педагогического взаимодействия в дистанционном формате: наличие особой информационно-образовательной среды, наличие специальных требований к техническому оснащению процесса, отличия психологического состояния субъектов (может характеризоваться как позитивными, так и негативными изменениями, а также особая роль эмоциональных и мотивационных факторов педагогического взаимодействия. Концепция, которую многие педагоги осознали в 2020 г., заключается в том, что мы не можем проводить занятия в онлайн-среде так же, как это происходило в реальной аудитории. Данное различие вызвано тем, что онлайн-общение существенно отличается от реального, даже если оно происходит через платформы для видеоконференцсвязи. Вот некоторые из наиболее важных отличий:
- физическое разделение (тот факт, что вы находитесь в разных местах, влияет на управление группой учащихся и обучение);
- меньше физических средств обучения (использование физических предметов для обучения ограничено тем, что не все учащиеся могут иметь дома необходимые средства);
- ограниченная пропускная способность (в отличие от реальной группы, в виртуальном пространстве несколько человек не могут комфортно разговаривать в рамках одной онлайн-конференции или сессионного зала, что приводит к более строгой модеранизации и более фронтальному стилю обучения);
- ограниченные возможности для неконтролируемой одноранговой связи;
- большее экранное время и большее время, проводимое в сидячем положении; - технические трудности всех видов и различия в технических возможностях устройств, которые используются для обучения учащимися и педагогами;
- меньше отвлекающих факторов реальной жизни и большее количество отвлекающих факторов онлайн-среды;
- возможность использовать любую виртуальную среду для обучения (от зоопарка до космоса); - возможность «посещать» дома друг друга;
- мультимодальность стала неотъемлемой частью обучения.
Обозначенные выше различия определяют следующие принципы педагогического взаимодействия в дистанционном формате :
1. Ясность и последовательность. Беспорядок в онлайн-классе куда более разрушителен, чем в реальном. Ясность и последовательность также важны, чтобы помочь обучающимся адаптироваться к новой учебной среде.
2. Коммуникация. Реальное общение - это то, чего больше всего не хватало обучающимся, и важно, чтобы они получали как можно больше возможностей коммуникации в онлайн-пространстве, через использование чатов и сессионных залов, подкастов, скринкастов и стримов.
3. Мультимодальность. Для ребенка (или взрослого) вредно находиться перед экраном в течение нескольких часов, не меняя деятельности. Поэтому важно, чтобы в рамках педагогического процесса чередовались различные виды деятельности, некоторые из которых могут заставить учеников отвернуться от экранов.
4. Геймификация — это внедрение игровых форм в неигровой контекст: работу, учебу и повседневную жизнь. До пандемии молодежь обычно использовала компьютеры и устройства для развлечений, игр и общения. Эта привычка влияет на их участие в учебной деятельности в дистанционной среде обучения, конкурировать за их экранное время с другими развлечениями, доступными в сети.
5. Детальное планирование онлайн-занятий.
Безусловно, подготовка лучше импровизации, онлайн-занятия предоставляют меньше возможностей для оперативных спонтанных решений, поэтому крайне важно не только иметь твердый план, но и подготовить необходимые инструменты и материалы, а также проверить технические возможности используемых устройств. Вышеизложенные принципы способны помочь преподавателю грамотно и эффективно выстроить педагогическое взаимодействие, оптимально организовать педагогический процесс и мотивировать обучающихся к активному участию в учебной и воспитательной деятельности в дистанционном формате в процессе реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.