Толстых Анастасия
Познавательный проект «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Б. Паскаль: Предмет математики настолько серьёзен,
что надо не упускать случая, сделать его занимательным.
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Публикация «Познавательный проект „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше.
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Проблема: неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца.
Гипотеза:
1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2. Активизация мышления, памяти, внимания, воображения; сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества;
3. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Цель:
Создать условия для повышения уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.
знакомить с составом чисел в пределах 10; учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание.
учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
формировать у детей первоначальные измерительные умения.
учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.
дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времён года.
Развивающие: развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Основные формы реализации проекта :
• Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Беседы;
Игровые ситуации на образовательной основе;
Чтение художественной литературы;
Заучивание стихотворений;
Игры: подвижные, творческие, дидактические;
Праздники и развлечения;
Просмотр мультфильмов.
Изготовление поделок из различных материалов.
• Самостоятельная деятельность:
Игры;
Продуктивная деятельность.
• Работа с родителями:
Анкетирование;
Консультации, памятки;
Наглядно-текстовая информация;
Совместные мероприятия детей с родителями;
Предполагаемые результаты:
• Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
• У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
• Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
• Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
• Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Результаты реализации проекта :
В результате проектной деятельности дети создадут различные продукты деятельности: картотеку загадок и стихов по математике, альбомы с картинками, нарисуют рисунки, участвуя, в весёлых математических играх, получат максимум знаний, навыков, и свои первые награды по математике.
После завершения проекта дети смогут :
• Показать все свои приобретённые представления и умения, проявить выдумку и фантазию, поучаствовать в весёлых математических играх;
• Осуществить поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми) из разных источников;
• Осуществлять подбор различных материалов, создавать продукты деятельности (самостоятельно и совместно со взрослыми);
• Собирать и обобщать факты, формировать и представлять собственную точку зрения.
• Улучшилось логико-математическое мышление, внимание, память.
• Дети стали использовать математические знания в разнообразной самостоятельной деятельности;
• Улучшились навыки ориентировки в окружающем пространстве, на плоскости и во времени;
• Усовершенствовали умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, классифицировать, считать, группировать.
Реализация проекта :
1 этап. Подготовительный.
1. Изучение методической литературы.
2. Составление плана работы.
3. Выявление первоначальных математических знаний, умений, навыков и представлений детей. (Диагностика).
4. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
5. Подбор литературы о математике, раскрасок, дидактических игр, стихотворных задач, математических считалок, «математика в сказках», оформление математического центра, изготовление различных пособий по ФЭМП («Игровизор», подготовка различных игровых презентаций по математике.
2 этап. Основной этап.
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в двух формах: в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах (организационно-образовательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы) и в самостоятельной деятельности детей.
3 этап. Заключительный
1. Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей подготовительной группы.
2. Создание презентации по итогам реализации проекта.
3. Провести совместный досуг с родителями.
Дальнейшее развитие проекта :
В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием математических представлений и логических операций. Под математическим развитием следует понимать изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие детей.
Таким образом, работа с дошкольниками строится на основе следующих дидактических принципов:
• Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
• Новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности)
• Обеспечивается возможность разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
• При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
• У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
• Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми своего собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
• Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Развивающая предметно – пространственная среда:
В группах старшего дошкольного возраста центр познавательного развития по математике может содержать :
• Обучающие настольно-печатные игры по математике;
• Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
• Геометрические мозаики и головоломки;
• Занимательные книги по математике;
• Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы;
• Тетрадь в крупную клетку;
• Простой карандаш; набор фломастеров; ручка шариковая;
• Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
• Небольшие ножницы;
• Набор цветной бумаги;
• Счетный материал;
• Набор цифр.
Список методической литературы:
1. «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издание 3-е, исправленное и дополненное соответствует ФГОС, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет, перераб. – Волгоград: Учитель, 2016. (ФГОС ДО)
3. Козина Л. Ю. «Игры по математике для дошкольников»-М. : Сфера, 2008 г.
4. Михайлова З. А. «Игровые задачи для дошкольников»- СПБ. : Акцидент, 1996г.
5. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д. и др. «Обучение математике в детском саду»-М. : Академия,1997г.
6. Сербина Е. В. «Математика для малышей»-М. : Просвещение, 1992г.
7. Шарыгина Т. А. «Точные сказки. Формирование временных прдставлений» М. : Книголюб, 2005г.
8. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников( 5-7 лет).
Приложение №1
Перспективный план по реализации проекта
На основе ситуативных высказываний детей, записей сделанных в модели трёх вопросов, и исходя из своего профессионального опыта создали план реализации проекта.
Модель трё х вопросов:
Что мы знаем о математике?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать чтобы узнать?
№ Этапы проекта
Цели Мероприятия Дата проведения
1 Подготовительный этап
Цель: Изучение возможностей и потребностей детей и родителей по развитию и формированию у детей математических представлений.
1. Анкетирование родителей: «Зачем нужна математика»
2. Диагностика детей.
3. Сбор и анализ литературы по данной теме.
4. Подборка демонстрационного материала, видеофильмов.
5. Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, художественных произведений по теме.
6. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
7. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды. Декабрь
1-2 неделя
2 Основной этап
Цель: Создание условий для реализации проекта, развития познавательных способностей детей, усвоения и закрепления знаний детей по математике. Тема: «Мы считаем»
1. Предварительная беседа в рамках проекта
«Раз, два, три, четыре, пять - всё мы можем посчитать»
2. «Математика в нашей жизни»
3. «Путешествие в мир счётных устройств»
4. «Математика важна, математика нужна»
5. Дидактические игры
6. Подвижные игры
(Приложение к проекту) Декабрь
3-4 неделя
Январь
2-3 неделя
Тема: «Решаем задачи»
1. Логические задачи
2. Задачи – шутки
3. Математический конкурс КВН
(Математика Т. И. Дорофеева стр. 115, 189.)
4. Стихи, считалки
(Приложение к проекту) Январь
4 неделя
Февраль
1 неделя
Тема: «Форма и величина»
1. Одинаковые, разные, больше, меньше, столько – же.
2. Условная мера, длина, объем жидких и сыпучих тел.
3. Ориентация в пространстве.
4. Ориентация в клеточном поле.
5. Геометрические фигуры.
(Ж. «Дошкольник» стр. 159 – 163)
6. Игры к теме «Форма и величина»
(Дошкольник стр. 170 – 182)
7. Сюжетно – ролевые игры
(Приложение к проекту) Февраль
2- 3 неделя
Тема: «Пространство и время»
1. Познавательный рассказ о часах.
2. Беседа на тему: «Кто и как считает время».
3. НОД «Часы. Как узнать время» Февраль
4 - неделя
Март
1 - 2 неделя
3 Заключительный этап Математический праздник «Теремок» - открытый просмотр.
Ж. Воспитатель №7/2010 стр. 64 Март
3- 4 неделя
Работа с родителями
1. Консультации:
«Математика и в шутку и всерьёз»
«Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»
2. Родительское собрание на тему:
«Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»
3. День открытых дверей
4. Беседы с родителями на тему:
«Интеллектуальные игры в жизни детей»
«Развитие математических способностей детей»
5. Семинар для родителей выпускников:
«Первоклассник и новая социальная действительность»
«Какие интеллектуальные игры вы используете дома».