Мария Сергеевна Беломоина
Позновательно — исследовательский проект «О чем молчат куклы»
Тема проекта «О чем молчат куклы»
Авторы проекта : Группа воспитанников средней группы № 2 МАДОУ «Детский сад №40-ЦРР» г. Тобольск
Руководитель проекта : Колобова Мария Сергеевна, воспитатель средней группы № 2 МАДОУ «Детский сад №40-ЦРР» г. Тобольска
Содержание
Введение
I.Теоретическая часть
1. Сбор информации
2. Организация развивающей предметно- пространственной среды
II Практическая часть
1. Изготовление образцов кукол
1.1. подготовка материалов
1.2. создание тряпичных кукол
Публикация «Позновательно — исследовательский проект „О чем молчат куклы“» размещена в разделах
2. Создание мини-музея тряпичных кукол, кукол - оберегов
Заключение
Список литературы
Презентация работы
Тема «О чем молчат куклы»
Авторы
Средняя группа № 2 «Ягодка»
МАДОУ «Детский сад № 40-ЦРР» г. Тобольска
Кукла — это радость, кукла — это сказка,
Кукла — это детство, что вернётся вдруг,
С куклой очень дружат и любовь и ласка
Кукла — это значит доброта вокруг.
Аннотация
В данном проекте представлена работа на развитие познавательной активности, на умения мастерить тряпичную куклу, на углубление интереса детей к истории и традициям народной куклы. Воспитанники проекта хотят узнать, какие материалы существуют для создания куклы, и как их можно сделать своими руками. Воспитатель поддерживает и создает условия для развития обще-познавательного интереса детей.
Ребенок с самого рождения является исследователем, первооткрывателем того мира, который его окружает. Действительно, для него всё впервые: страх и радость, солнце и дождь. Не зря, пятилетних детей называют «почемучками», в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.
В дошкольном возрасте ребёнок не всегда может самостоятельно найти ответы на всё, интересующее его, в этом ему помогают родители и воспитатели.
Актуальность
В дошкольном возрасте, я считаю одним из эффективных методов работы, метод проектной деятельности. Для обеспечения познавательно-речевой активности детей, широко использую проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей дошкольного возраста.
- в основе метода - активная познавательная и речевая деятельность ребенка;
- исходный пункт познавательно речевая деятельность ребёнка внутри проекта – детские интересы;
- содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей.
Для реализации проекта был осуществлен интегрированный подход в разных видах деятельности. (Речевая, игровая, театральная, изобразительная, продуктивная, познавательная, исследовательская).
Работая по внедрению проектного метода, отобрала методы и приёмы, используемые мною при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковой исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование воображаемой ситуации.
Наиболее эффективным в плане организации познавательно-речевого развития дошкольников является познавательно – творческий проект. В качестве примера может быть представлен проект «О чём молчат куклы»
Введение
Как-то раз девочка Ксюша принесла в группу необычно красивую куклу, видно было, что кукла старинная, непохожая на современных кукол. Кукла была сделана из материи, внизу под платьем была сшита толстая юбка из ваты, для того чтобы ее можно было надевать на чайник. Сверху на ней было очень красивое, бальное платье с рюшами. На голове оригинальная шляпка с завязками «Это кукла мамина, она играла ей в детстве» - сказала Ксюша.
Вечером одна из девочек, когда за ней пришла мама, спросила: «Мама, а у тебя была в детстве такая красивая кукла, как у Ксюшиной мамы? «Нет, нам делала бабушка соломенные куклы – обереги, и мы ими играли, ответила мама Кати. На следующий день я услышала из разговора детей, о куклах, которые бабушки делали сами. Так у детей появился интерес больше узнать о самой распространенной в мире игрушке – кукле.
Гипотеза:
В условиях группы можно создать своими руками тряпичные куклы, куклы-обереги.
Цель проекта :приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям, обычаям русского народа. Создание мини – музея тряпичной народной куклы.
Задачи проекта :
развивать познавательную активность, любознательность, самостоятельность, умение творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности;
развивать связную диалогическую речь и обогащать словарный запас в процессе ознакомления с народной куклой;
содействовать углублению интереса к истории и традициям народной куклы, желание открывать её «тайны»;
создать условия для декоративно-прикладного экспериментирования с разными материалами;
формировать умение мастерить тряпичную куклу, воспитывать художественный вкус, чувство красоты и гармонии, интерес к обыгрыванию куклы;
повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность дошкольного учреждения.
I.Теоретическая часть
1. Сбор информации
На первом этапе по сбору информации о возникновении кукол, дети пришли к выводу, необходимо обратиться за помощью к родителям, чтобы найти информацию в интернете, энциклопедиях, специальных книгах о том, как создать своими руками тряпичные куклы, куклы-обереги.
Семья Кудяковых
Так же дети попробовали добыть информацию об тряпичных куклах самостоятельно в специальных книгах и журналах.
Вывод: в ходе изучения информации мы пришли к выводу, как можно создать куклы из обычной ткани, шерстяных ниток.
2. Организация развивающей предметно - пространственной среды.
Для создания тряпичных кукол необходимы:
- цветная ткань
- шерстяные нитки
- ножницы
- вата
- синтепон или ветошь
- швейные нитки
- тесьма
- солома
- украшения из бус, бисера
II. Практическая часть
1. Изготовление образцов кукол
Перед тем как приступить к изготовлению кукол своими руками мы подготовили материал: хлопок, ситец, шерстяные яркие нитки.
На данном этапе был пополнен творческий уголок, необходимыми материалами для создания кукол.
1.1. Подготовка материалов для изготовления тряпичных кукол, кукол - оберегов
• Туловище (вырезанная ткань в виде трапеции, свернули рулоном приматали шерстяными нитками)
• Голова (узкая полоска ткани для получения округлой формы)
• Руки (свернули рулоном приматали шерстяными нитками)
У нас с детьми и их родителями, получились различные тряпичные куклы, куклы-обереги. Пусть эти куклы принесут много счастья, здоровья, и всего самого хорошего. Созданные куклы не только стали экспонатами, но и героями сюжетно-ролевых игр в нашем мини-музее.
1.2. Создание тряпичных кукол, кукол – оберегов
Для того чтобы изготовить ее самостоятельно нам понадобится:
1. Выровнять на ровной поверхности квадратик из белой ткани.
На него положить кусочек ваты. Свернуть ткань так, чтобы образовалась голова, закрепив ее красными нитками.
2. Далее следует сформировать ручки, шею и талию куклы.
Вот такие у нас замечательные куклы - обереги получились
2. Создание мини-музея тряпичных кукол, кукол – оберегов
Наш мини – музей кукол посещают дети других групп нашего детского сада. Посещать мини – музей можно каждый день, менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, играть ими. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – творец экспозиций, соавтор. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Заключение
Используя этот проект, я сделала вывод, что этот метод представляет собой важную сферу познавательно - речевой деятельности детей, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка дошкольника.
В ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания об окружающем мире, произошло развитие общих способностей детей – познавательных и коммуникативных, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки - стали внимательнее друг другу.
В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ, дети получают практические навыки создания этих работ.
Список литературы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. -М. : Мозаика-Синтез, 2008. -112 с.
2. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. - М. : Школьная Пресса, 2010. - 64с.
3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. -М. : ТЦ Сфера, 2010. -128 с.
4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. Ребенок в детском саду. -2010. №2. - с. 7.
5. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
6. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП. : Детство-Пресс,2004.
7. И. Н. Котова, А. С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная Кукла. -СПб: «Паритет» 2008.
8. Е. В. Берестнёва Н. В. Догаева. Кукольный сундучок. - Москва «Белый город»
9. Т. Сысоева Кукольный календарь Каргополь 2006г.
10. Детская литература
11. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
12. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
13. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.
14. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.
15. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла.
16. Тряпичные куклы : www.rukukla.ru
17. Тряпичные куклы : www.krupenichka.ru
18. Тряпичная народная кукла :www.kukla-dusha.net
19. Славянская кукла : www.slavakukla.ru
20. Народная кукла :www.vedjena.gallery.ru.
21. Русские обрядовые куклы :www.club.osinka.ru.
22. Ручная работа:www.handmade.idvz.ru
23. Славянские куклы : www.liveinternet.ru