Светлана Мокрова
Познавательно-игровая программа «Именины» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, расширять представления о значении своего имени познакомить с понятиями «отчество», «фамилия», побуждать детей называть своих родителей полным именем;
- Способствовать активизации речи, умению выражать свои мысли, в игре побуждать отвечать на вопрос полным ответом.
- Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям; вызвать желание доставлять радость другим и самим испытывать положительные эмоции.
Публикация «Познавательно-игровая программа „Именины“ для старшего возраста» размещена в разделах
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте её. И у бабушки есть, И у дедушки есть, И у мамы есть, И у папы есть, И у внучки есть, И у кошки есть, А чтоб его узнать, Надо вслух сказать. (Имя) Правильно, ребята, это имя. И сегодня мы поговорим с вами об именах. Ведь они есть у всех людей. Каждый человек имеет право на имя. Как вы думаете, ребята, зачем человеку имя? Дети: Не зная имени трудно общаться, не понимаешь, о ком идёт речь. Воспитатель: Когда придумывали и давали имя человеку? Дети: Когда он рождался. Воспитатель: Правильно, когда ребёнок появлялся на свет. Наши предки очень внимательно относились к выбору имени для своих детей и хотели, чтобы они росли сильными, мудрыми, добрыми, милыми. Вот и имена давали такие : Добрыня – значит добрый, делающий добро; Людмила означает «милая людям». Каждое имя имело своё значение. Рождение детей всегда считалось великим чудом, радостным событием не только для родителей, но и для всего рода. С давних времён в честь новорожденного устраивались праздники - именины, где высказывались разные пожелания. Ребё нок читает стихотворение: Что такое именины? Это радость и веселье! Это песни, шутки, смех! День, который лучше всех! И не зря у нас сегодня праздник отмечают, Именинников дружно поздравляют! Чтобы был наш праздник ярок, дружный маленький народ Имениннику в подарок приготовил хоровод! (Участники исполняют «Каравай»).
Под весёлую музыку вбегает клоун, в руках цветок. Клоун: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я очень рад, что вы друзья, позвали к празднику меня! День рожденья раз в году, всех именинников люблю! Именинникам не мог я не принести цветок! (встаёт на колено протягивает цветок)
Воспитатель: Среди белых лепесточков виден солнечный глазок. Как вы думаете, дети, что же это за цветок? (отвечают) Может быть, мы погадаем, тогда сразу мы узнаем, Что на празднике нас ждёт. Лепесточек кто сорвёт? Ребёнок срывает лепесток – на обратной стороне нарисован большой знак вопроса.
Клоун: Каждое имя имеет свою тайну, своё значение. Ваши родители выбирали вам имя. Это очень трудно, потому что имён много, а выбрать нужно только одно. Оно награждает человека отличительными чертами характера.
Имя нам даёт отраду, Дарит счастье и удачу. Потому узнать бы надо, Что же имя наше значит? Давайте сейчас откроем тайну своего имени.
Рубрика «Тайна моего имени».
Дети рассказывают о значении своих имён, стихи о них. Клоун: А теперь пора опять лепесточек отрывать (ребёнок срывает лепесток – на обратной стороне нарисована книга) Воспитатель: Ребята, имя есть не только у человека. Сказочные герои имеют свои имена. Раньше их давали по внешним признакам, по характеру, поэтому их имена помогают нам узнать, как он выглядит, что умеет делать. Давайте попробуем их угадать (выставляет соответствующие картинки) : В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все называли (Красная Шапочка.)
В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, ростом всего в один дюйм. Её так и прозвали (Дюймовочка.)
Девочка, беленькая, как снежок, и сама вся из снега сделана (Снегурочка)
Как зовут доброго доктора, который лечит зверей и птиц? Они приходят к нему и жалуются, что у них болит (Айболит) Клоун: Сегодня хочется смеяться, шутить, играть и танцевать! Давайте вместе улыбаться и праздник весело встречать! (Ребёнок срывает лепесток – на обратной стороне нарисован скрипичный ключ.) Дети поют песню «День рожденья». Ведущий: Можно лепесток сорвать: что нас дальше ждёт узнать
(Ребёнок срывает лепесток – на обратной стороне нарисован цветок)
Проводится игра «Собери цветок». Три команды собирают из частей цветы разного размера. Клоун: Почему они разные? Ведущий: Да, цветы разной величины: маленький, средний и большой. Что вы видите в середине каждого цветка? Дети: младенец, школьники, взрослые люди. Ведущий: Хотите увидеть, как растёт имя? Когда я была совсем маленькой, меня называли Светочкой (показывает маленький цветок) В детском саду и в школе меня называли Света (показывает средний цветок) А когда я стала взрослой меня стали называть Светлана Валерьевна (показывает большой цветок)
Кроме имени у человека есть отчество и фамилия. Как вы думаете, что такое отчество? (Отчество присваивается ребёнку по имени отца) Фамилия? Многие фамилии пришли к нам из далёкого прошлого. Часто фамилию давали по его профессии. Так кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику – Плотников, рыбаку – Рыбаков. А такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Фёдоров произошли от имён Иван, Пётр, Фёдор. Многие фамилии происходят от названий зверей, птиц и рыб. Вы знаете какие? (Воробьёв, Щукин, Медведев). Каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию!
Проводится словесная игра «Как растёт моё имя»
А теперь вы попробуйте вырастить своё имя: передавая друг другу маленький цветок нужно начинать фразу: «Когда я был (была) маленьким (маленькой, меня называли….» Передавая цветок среднего размера, говорим: «Когда я подрос (подросла, меня стали называть…» Передавая самый большой цветок, начинаем фразу так: «Когда я повзрослею, меня будут называть…»
Воспитатель: Вот как выросло ваше имя, а с ним вырос и цветок.
Клоун: Лепесток прошу сорвать – что там дальше угадать! (Ребёнок срывает лепесток – на обратной стороне нарисовано сердце) Значит, время поздравлять с днём рожденья начинать! Дети поют поздравительные частушки.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, верна ли поговорка: «Не имя красит человека, а человек имя»? Дети отвечают.
Я согласна с вами, что люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам. Какие бы имена ни носили, что бы ни предопределяли наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит, какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы при упоминании вашего имени окружающие люди сразу вспоминали о хорошем, добром…
Клоун: Теперь очередь моя – лепесток срываю я! (срывает лепесток на котором нарисована коробка с бантом)
Что в посылочке чудесной? Это очень интересно! (дарит детям подарки –сюрпризы, открытки со значением имён).
Звучит весёлая музыка, дети танцуют.