Екатерина Рузавина
Познавательный среднесрочный проект «Лекарственные растения» для старшей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (познавательный, среднесрочный)
Старшая группа
Сроки выполнения проекта : 1 месяц
Публикация «Познавательный среднесрочный проект „Лекарственные растения“ для старшей логопедической группы» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, учитель-логопед, родители.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель проекта : создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта :
• Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
• Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, память, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
• Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.
Этапы осуществления проекта : Организационный этап. Реализация проекта. Обобщающий этап.
Организационный этап: Планирование и организация деятельности.
Сбор информации: подобрать статьи с интернет – источников, сказки, стихи, пословицы, загадки по теме.
«Художественно – эстетическое развитие» :
Рассматривание иллюстраций с изображением картин известных художников: Е. Е. Волков «Поле ромашек», И. И. Левитан «Одуванчики», В. М. Васнецов «Дубовая роща в Абрамцево», И. И. Шишкин «Сосновый бор».
Слушание музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветов», П. И. Чайковский «Вальс цветов»; Оформление «Уголка умных книг» (справочники, энциклопедии, книги, раскраски, иллюстрации по теме);
-Подготовка к презентации проекта :
1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую и художественную литературу.
3. Создать развивающую среду : подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
4. Изготовить пособия.
5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
6. Разработать беседы, викторины.
7. Составить перспективный план мероприятий.
Реализация проекта :
Основной этап.
Решение проблемы через образовательно – воспитательный процесс. Познавательно –речевое развитие :
-Рассматривание иллюстраций лекарственных растений; -Беседы с детьми:
Задачи: познакомить детей со свойствами лечебных трав, растущих на участке детского сада (об одуванчике, лопухе, ромашке, подорожнике и др., предупредить детей о ядовитых растениях, заинтересовать темой проекта; развивать речь, внимание, мышление и воображение детей;
-«Здравствуй, маленький цветок, первенец весны»;
-«Душистая мята»;
-«Великий путешественник»;
-«Скромный одуванчик»;
-«Полезная крапива»;
-«Ландыш – «заячьи ушки»;
-«Как хорош сегодня наш лопух!»;
-«Чистотел – желтый цветок»;
-«Календула - ноготки»;
-«Ромашка – «белая рубашка»;
-«Василек синий – медонос»; -«О безопасном поведении в природе»
Ознакомление с художественной литературой:
Чтение загадок, стихов, пословиц, произведений:
М. М. Пришвин «Золотой луг»;
Н. Павлова «Хитрый одуванчик»;
Г. В. Лебедева «Одуванчик»;
«Легенды об одуванчике»;
Н. Ю. Васильева «Растения России»;
Т. А. Шорыгина «Цветы. Какие они?»; Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Н. Павлова «Загадки цветов», А, Плешаков «Зеленые страницы», А. Онегова «Тропинка полевая»;
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Собери целое из частей», «Чей листок?», «Четвертый лишний», «Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Вылечи человека».
«Социально – коммуникативное развитие» :
Сюжетно – ролевыя игры: «Зеленый доктор» (лечебные свойства подорожника и др., «Цветок-имя», «Узнай по описанию», «Я Садовником родился…», «Бал цветов».
Физическое развитие:
Подвижные Игры: «Раз, два, три- к лопуху беги»; «Я знаю пять названий …», «Цветы и дождик»;
Упражнение для мелкой моторики пальцев рук: «Я – бутон»;
Дыхательные упражнения: «Цветок», «Одуванчик», «Цветы и ветерок»;
Пение логоритмических упражнений : «Мать-и-мачеха», «Одуванчик».
Художественно – продуктивная деятельность:
Аппликация «Одуванчики»; «Ромашковое поле»;
Рисование «Цветы», Летнее настроение», «Букет»;
Коллаж «Васильки», «Ромашки в траве»;
Аппликации из контуров детских ладошек: «Ромашка», «Одуванчик», «Васильки»; Рисование «Наш друг - подорожник»;
Коррекционная работа:
-Работа с калькой, трафаретами с внутренней и внешней обводкой;
-«Соедини линиями точки и раскрась рисунок»;
-Игры с прищепками, счетными палочками.
Работа с родителями. Домашнее задание:
-Подобрать вырезки рецептов для оформления стенгазеты «Чудо-травы»;
-Подготовить совместно с детьми Мини-доклады о лекарственных растениях;
-Принести засушенные лекарственные растения;
- Сбор информации о лекарственных растениях и беседы :
«Полезные свойства лекарственных растений»
«Если я был подорожником…»
Путь Ландыша от семечки до ягоды»
«Осторожно! Ядовитые растения!»
«Берегите природу нашего края!»
- Устраивать домашние чаепития «Душистая мята» и др., играть с детьми в игры: «Отгадай по запаху», «Какой на вкус?»
Обобщающий этап: «Презентация проекта»
1. ООД «Путешествие в страну лекарственных растений»;
2. Презентация детьми мини-докладов
3. Выставка рисунков «Чудо – растения» и пластилинографии «Волшебные растения»
4. Выставка коллективной работы «Лекарственных трав хоровод»
5. Альбом «Зеленая аптека»
6. Консультации для родителей: Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ», Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
7. Дидактическая игра «Зеленый доктор»
8. Загадки о лекарственных растениях
9. Викторина «Знатоки лечебных трав»
10. Стен-газета с рецептами «Чудо-травы»
11. Развлечение с родителями «Вкусный и полезный праздник»;
Результаты реализации проекта :
- Дети получили представление о лекарственных растениях, познакомились с их названиями;
- У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе, сформировалось правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
- Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.
- Проект положительно повлиял на развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения детей;
Обработка и оформление материалов проекта;
Анализ результативности проведенной работы;
Список литературы:
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.
2. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
3. Растения России. Начальная школа / Сост. Н. Ю. Васильева. – 2-е изд., исп. и доп. - М. : ВАКО, 2013. 4. Э. Шим «Рассказы и сказки о природе» -М. : «Стрекоза», 2013.
5. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. – М. : Издательство ГНОМ, 2010.