Ирина Галошева
Познавательный проект в подготовительной группе «Будущие экскурсоводы по Чебоксарам»
▼ Скачать + Заказать документы
Это святая обязанность — любить страну,
которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.
М. А. Шолохов
Актуальность:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Публикация «Познавательный проект в подготовительной группе „Будущие экскурсоводы по Чебоксарам“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объемах гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный компонент. Тем не менее, ни одна из программ не дает возможности в полном объеме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, поэтому педагоги самостоятельно разрабатывают и систематизируют практический материал.
Знакомство детей с родным краем, с родным городом: с историко-культурными,национальными,географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о своем городе,о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Паспорт проекта :
Название проекта : Будущие экскурсоводы.
Чебоксары -мой город родной!
Родной свой город люби и знай.
Тип: познавательно - исследовательский,групповой.
Участники: воспитатель, дети подготовительного группы Б, родители.
Сроки реализации: долгосрочный,с сентября 2017 года по май 2018 год.
Проблема, на решение которой направлен проект :
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в дошкольном учреждении, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта : «Будущие экскурсоводы. Чебоксары - мой город родной».
Материально-техническая база:
- предметно - пространственная среда отвечает необходимым требованиям;
- уголок патриотизма в подготовительной группе;
традиционный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины;
- библиотека книг для детей с патриотическим содержанием.
Цель проекта : Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям родного города,воспитание любви к родным местам, к малой родине.
Задачи проекта :
1. Формировать представления о прошлом города Чебоксары, познакомить детей с историей возникновения города; формировать понимание того, что памятники архитектуры – это эстафета народной культуры, которую поколения передают друг другу.
2. Углублять и расширять знания дошкольников о современном городе (основные достопримечательности, названия улиц, известные земляки, транспорт).
3. Закреплять знания детей о том, что Чебоксары – столица республики Чувашии.
4. Развивать творческую активность, умение работать в коллективе, дать возможность ощутить радость поиска наилучших решений, поощрять независимую позицию.
5. Закреплять умение выражать свои знания в продуктивной деятельности.
6. Воспитывать в детях любовь к родному городу, чувство восхищения его красотой, гордости за свой город, желание сделать его красивее, уютнее и чище.
7. Развивать способность ориентироваться в городе.
8. Способствовать формированию позиции будущего гражданина.
Ожидаемые результаты:
педагоги:
- приобретение педагогами нового опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повысится культура педагогов, появится понимание необходимости в патриотическом просвещении воспитанников;
- пополнится развивающая среда в группе;
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
родители:
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с родным городом.
2. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и мероприятий, способствующих ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.
воспитанники:
Повышение интереса детей к истории родного города и его достопримечательностям.
Сформированные знания детьми о своей «малой родине», государственных символах, народных промыслах (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву,знаменитые земляки,фольклоре.
Дети смогут ориентироваться в городе.
Сформируется активная позиция будущего гражданина.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1 этап – организационный (сентябрь 2017года)
Мероприятия Ресурсы Ответственные
Методическая работа
Подбор методической литературы Интернет ресурсы и методическая литература Воспитатель
Разработка анкет для родителей по патриотическому воспитанию Интернет ресурсы и методическая литература Воспитатель
Разработка проекта Интернет ресурсы и методическая литература Воспитатель
Подготовка материалов для НОД по изучению родного края Интернет ресурсы и методическая литература Воспитатель
Подбор дидактического материала по патриотическому воспитанию Интернет ресурсы и методическая литература Воспитатель
Подбор дидактических игр и пособий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Интернет ресурсы и методическая литература Воспитатель
Работа с родителями
Цель: выявить знания о родном городе, их заинтересованность в реализации проекта.
Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания Интернет ресурсы и методическая литература Воспитатель
Привлечение родителей к сбору информационных материалов, музейных экспонатов для уголка патриотизма, совместные походы Воспитатель
Работа с детьми
Диагностика детей
Изучение интереса детей для определения целей проекта Подбор диагностических методик Воспитатель
2 этап - практический
Мероприятия Срок Ответственные
Рассматривание близлежащих домов на прогулке Сентябрь
2017 Воспитатель
Знакомство с профессией экскурсовода
Значимость профессии Сентябрь Воспитатель
Знакомство детей с названием улицы, где находится детский сад
«Улица Яноушека. Почему она так называется?»
Беседа с детьми о домашних адресах (Улицы Максимова, Эльменя, Яноушека,Бульвар Миттова,Чернышевского,Королева)
Почему улицы так называются?
Вот моя улица,вот мой дом родной. Сентябрь Воспитатель
Целевая экскурсия по близлежащим улицам. Улицы Максимова, Эльменя, .Яноушека,Бульвар Миттова,Чернышевского, академика Королева
Рассказ - беседа о том, почему улицы носят такие названия Сентябрь Воспитатель
Организация фотовыставки «Как я провел лето»
Посещение парков отдыха и культуры совместно с родителями Сентябрь Воспитатель,
родители
Участие группы в муниципальном проекте «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним» В течении учебного года Воспитатель, родители
Беседа об истории возникновения родного города Чебоксары. Герб,флаг,гимн Чебоксар. Презентация. Октябрь Воспитатель
Беседа о городском транспорте
Повторение правил дорожного движения. Правила безопасности на улицах Октябрь Воспитатель
Участие воспитателя в муниципальном проекте «Образовательный туризм для педагогов». Автобусная экскурсия «Чебоксары - жемчужина Поволжья» Октябрь Воспитатель
Показ иллюстраций с изображением достопримечательностей улиц родного города, рассматривание их
7 достопримечательностей - монумент Матери, Музей Чапаева, Красная площадь и набережная залива,музей боевой техники -Мемориальный парк Победа,памятник И. Я. Яковлеву
Что мы покажем гостям города? Октябрь Воспитатель
Решение проблемных ситуаций «Ты потерялся на улице», «Необходимость вызвать скорую помощь» Октябрь Воспитатель
Прогулка к близлежащим памятникам
Прогулка к Памятнику в микрорайоне «Байконур» С. П. Королеву (ученый -конструктор)
Экскурсия к памятнику Петра Хузангая (чувашский поэт)
Чтение стихотворений П. Хузангая Октябрь Воспитатель,родители.
Игры со строительным материалом -строительство своей улицы Октябрь Воспитатель
День матери
Описательный рассказ «Где работает мама». Рассказы детей о предприятиях, на которых работают родители
Учреждения города (Хлебозавод, кондитерская фабрика «Акконд», НПО «Элара», ООО «Экра», «Промтрактор» и другие) Ноябрь Воспитатель,родители
Экскурсия в Чувашский национальный музей ноябрь Воспитатель,родители
Просмотр презентации «Путешествие в прошлое и настоящее города» Декабрь Воспитатель
Экскурсия на почту на улице Энтузиастов г. Чебоксары Декабрь Воспитатель
Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей города. Самая древняя площадь -Красная площадь. Памятные места на Красной площади:памятники чувашскому поэту К. Иванову и учёному-историку В. Николаеву; аллея Чемпионов с именами выдающихся спортсменов Чувашии
Посещение Красной площади вместе с родителями
Резиденция Деда Мороза
Декабрь Воспитатель
Родители.
Рисование на тему «Украсим улицу к Новому году»
Самая красивая елка - на Красной площади. Декабрь Воспитатель
Чебоксары - город мастеров
Изготовление альбома
Вовлечение родителей при организации Уголка патриотизма в группе (в создании предметно-развивающей среды)
Рисование «Мой город»
Организация выставки рисунков «Мой город»
Январь2018 Воспитатель,родители
Родители.
Воспитатель
Целевая прогулка по близлежащей улице
Магазины города
Мы - покупатели
Участие в смотре -конкурсе уголка
патриотического воспитания Январь
Воспитатель
Воспитатель,родители.
Участие в «Фестивале дружбы» Январь Воспитатель,родители.
Участие воспитанников группы в
конкурсах по патриотическому воспитанию Октябрь 2017-май 2018 Воспитатель,родители
Игровое занятие «Что покажем гостям г. Чебоксары» Февраль Воспитатель
Посещение музея культуры при школе.
Музей истории и культуры родного края, организованный при МБОУ «СОШ № 18» г. Чебоксары Февраль Воспитатель
Работа с картой города Чебоксары Февраль Воспитатель
Посещение исторических мест города
Посещение музея И. В. Чапаева
9 февраля - 131-летие со дня рождения легендарного земляка, героя Революции и Первой мировой войны Василия Ивановича Чапаева Февраль Воспитатель,родители
Знакомство с творчеством чувашских писателей и поэтов
(Иван Яковлевич Яковлев - чувашский просветитель. Чтение книги «Рассказы для детей») Март Воспитатель
Посещение музея при Художественной школе искусств «Как жили наши предки» Март Воспитатель,родители
Рисование на тему «Я люблю тебя, Чебоксары»
Организация выставки рисунков Апрель Воспитатель
Участие в городской интеллектуальной игре для старших дошкольников «Маленькие академики» апрель Воспитатель
Беседа о Великой Отечественной войне. Монумент Воинской Славы
Изготовление открытки -сувенира ветеранам ВОВ Апрель Воспитатель
Беседа о празднике День Победы Май Воспитатель
Участие с воспитанниками в конкурсе «Мой чувашский сувенир» май Воспитатель
Художественное творчество
Рисование на тему «Город моей мечты» Май Воспитатель
Книга «Чебоксары - мой город родной», изготовленная руками детей и родителей
апрель Воспитатель,родители
Итоговое занятие -викторина «Знатоки родного города» Май Воспитатель
3 этап - завершающий
Презентация проекта воспитателям на педсовете и родителям на родительском собрании «Посмотри, как хорош, этот город, где живёшь…»
Итоговое занятие -викторина с детьми “ Знатоки родного города»”
Выставка информационных плакатов , организация выставки рисунков,выставка книг «Чебоксары - мой город родной» ,изготовленных совместно детьми и родителями.
Заключение
Мой проект по ознакомлению с родным городом охватывает все образовательные области и виды детской деятельности: игровую, изобразительную, музыкальную, двигательную, познавательную и другие. Работа ведется с детьми, воспитателями, конечно, с родителями и социально-культурными и образовательными центрами (школа, музеи, культурно -выставочный центры, например КВЦ «Радуга» г. Чебоксары).Большое внимание уделяется совместной деятельности детей и их родителей. Происходит ознакомление детей с историей родного края, расширяются знания о малой родине -г. Чебоксары. Все это, конечно, происходит от близкого детям - к далекому. Поэтому важно знакомить детей с близлежащей территорией. Только после этого -выезжать,посещать совместно с родителями дальние местности. Только тогда у детей складывается правильная целостная картина мира.
Использованная литература:
И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
Малова О. Н. ,Кочу Г. Д.
Организация проектной деятельности обучающихся (методическое пособие)
htt//www.openclass.ru/node/513288
М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
Регионализация дошкольного этнокультурного образования в соответствии с ФГОС ДО. Под ред. Маловой О. Н. ,Соловей Л. Б. Чебоксары :Новое время,2015
И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
Материалы Интернет – сайтов.