Анна Кулясова
Познавательный проект в ДОУ «Калейдоскоп профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный педагогический проект по ранней профориентации дошкольников
«Калейдоскоп профессий"
Автор проекта: Кулясова Анна Викторовна, воспитатель МБ ДОУ Ильинского детского сада
Краткая аннотация проекта
В инновационном проекте представлена система работы по профориентации старших дошкольников. В проект включены конспекты игровой деятельности по теме профессий, беседы с детьми, различные виды игр, знакомство с произведениями художественной литературы по теме, информационный материал для родителей старшей группы.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Пояснительная записка
Актуальность
Мир профессий - сложная, постоянно меняющаяся система. Даже нам, взрослым, иногда бывает очень трудно ориентироваться в сегодняшнем многообразии профессий. Как же помочь ребенку познакомиться с такими профессиями, чтобы в дальнейшем он смог выбрать такую, которая смогла бы приносить ему удовлетворение? Все личностные качества человека формируются в детстве, в том числе и профессиональные предпочтения. Но ранняя профориентация дошкольников - это не навязывание ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы помочь ему сделать самостоятельный выбор, предоставив ему возможность познакомиться с различными видами труда. Знакомство с профессиями целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте доступными для детей формами и методами познания.
Чтобы человек осознанно сделал выбор профессии во взрослой жизни, его нужно с детских лет знакомить с максимальным количеством профессий, начиная с труда взрослых ближнего окружения, родителей и людей, чей труд дети наблюдают регулярно. В основном это ознакомление должно носить информационный характер (общее представление о мире профессий, также необходимо совместное обсуждение предпочтений ребенка, приобретенных в разных видах деятельности. С ранних лет нужно поддерживать у ребенка веру в свои силы, поддерживать их в творчестве, увлечениях, спорте, технике и т. д. Чем больше разнообразных навыков приобретет дошкольник в детстве, тем лучше он сможет оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Общаясь с детьми своей группы (старший дошкольный возраст) и наблюдая за ними в игре, я пришла к выводу, что у детей недостаточный уровень представлений о разнообразии профессий. А все потому что в основном ни родители и даже сами воспитатели не знают разнообразия всех современных профессий и специфики их труда.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, мной был разработан инновационный педагогический проект «Калейдоскоп профессий».
Цель: формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с разнообразием профессий взрослых на основе проектной деятельности.
Задачи для педагогов:
• создание в группе необходимой РППС для реализации проекта;
• разработка и реализация познавательного проекта по ранней профориентации детей 5-7 лет на основе знакомства с профессиями взрослых в проектной деятельности;
• обобщение опыты педагогической работы по данному направлению с целью использования данного опыта в дошкольном учреждении.
Задачи для дошкольников:
• формирование у дошкольников представления о многообразии профессий, понимание взаимосвязи компонентов трудовой деятельности;
• воспитание бережного отношения к труду и его результатам;
• помочь осознать важность, актуальность и ценность каждой профессии;
• формирование навыка отражать в игровой и продуктивной деятельности элементы трудовой деятельности;
• развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей дошкольников.
• обогащение РППС (сюжетно-ролевые, режиссерские игры, дидактические игры, альбомы по профессиям и т. д.) в соответствии с темой проекта;
Задачи для семей воспитанников:
• привлекать к активному участию родителей или законных представителей в совместной деятельности с детьми;
• оказывать методическую помощь по формированию у детей представлений о профессиях и труде взрослых.
Участники проекта:
1. воспитатели;
2. дошкольники 5-7 лет;
3. семьи воспитанников.
Длительность проекта:
Создание и оформление развивающей среды : 01.09.2019 г. – 31.05. 2020г.
Реализация проекта: 01.01.2019 – 31.05.2020 г.
Обобщение педагогического опыта работы: 01.01.2020 – 31.05.2020 г.
Ожидаемый результат:
• сформированные представления старших дошкольников о предпочтениях в выборе профессий
• сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности и инициативности семей воспитанников в жизни детей и структурного подразделения «детский сад»;
• повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ, обобщение опыта работы по данному направлению на методических объединениях.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап.
II. Этап практической реализации проекта.
III. Заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
Формы и методы работы с дошкольниками:
-Экскурсии, наблюдения и беседы во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей и родителей о профессиях;
-встречи с представителями различных профессий
-организованная образовательная деятельность по теме;
-игры, праздники и развлечения, квесты;
-самостоятельная игровая деятельность
- художественно – эстетическая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
• Название профессии
• Место работы
• Материал для трудовой деятельности
• Специальная одежда
• Инструменты и орудия труда
• Трудовые действия
• Личностные качества
• Результат труда
• Польза для общества.
Реализация проекта
Работа по проекту предусматривает три этапа:
I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического и наглядного материала, организация экскурсий на место работы родителей, на ближайшие социальные организации.
II этап (практический): реализация тематического плана - посещение социальных объектов, организация совместной и самостоятельной игровой деятельности детей, привлечение родителей к изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый): проведение итогового мониторинга, анализ и обобщение педагогического опыта.
Результат реализации проекта
Результат в процессе реализации данного проекта получился достаточно интересным и информативным. Ребята не только расширили кругозор и уровень знаний о профессиях, но уже стали отдавать предпочтения той или иной сфере деятельности, при этом ориентируясь не только на профессии своих родителей. Таким образом, у дошкольников значительно повысилась познавательная активность, инициативность, желание интересоваться профессиями своих родителей и другими профессиями. Дошкольники стали проявлять уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.