Рашко Анастасия Ивановна
Познавательный проект «Светофор — большой помощник, лучший друг для нас в пути!» для старших дошкольников
▼ Скачать
Вид проекта : познавательно-практический,краткосрочный; 1 неделя
Участники проекта : воспитатели группы, воспитанники, родители.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Актуальность проекта :
Публикация «Познавательный проект „Светофор — большой помощник, лучший друг для нас в пути!“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Светофор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей дошкольного возраста. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на дороге и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.
Так же дальнейшее развитие ребенка зависит и от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.
Детям дошкольного возраста нужно давать информацию на доступном им языке и формировать знания посредством игровой деятельности.
Технология проектной деятельности в работе с детьми способствует формированию знаний в системе.
В связи с этим было решено разработать краткосрочный познавательный проект продуктом которого, является способность детей ориентироваться в сигналах светофора и быть участником безопасного движения.
Цель проекта : создание условий для ознакомления детей с историей возникновения светофора, закрепить знания правил безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
для детей
расширить знания детей о правилах дорожного движения;
развивать у детей любознательности и познавательной мотивации в вопросах безопасности;
сформировать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
формирование привычки правильно вести себя на дороге;
воспитывать грамотных пешеходов.
для педагога
сформировать готовность педагогов правильно и доходчиво объяснять детям о правилах дорожного движения;
повышать профессиональную компетентность в работе по проектной технологии.
для родителей
активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте;
сформировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
Ожидаемый результат по проекту :
Для детей:
дети ознакомлены с историей возникновении светофора
закреплены и расширены знания о правилах дорожного движения;
идет процесс развития любознательности и познавательной мотивации в вопросах безопасности и т. д.
у детей формируются способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
формируются привычки правильно вести себя на дороге.
Для педагогов:
Повышают профессиональный уровень
Развитие у детей коммуникативных и познавательных навыков, умение работать в команде.
Для родителей:
Активные и заинтересованные участники проекта;
Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.
Продукт проектной деятельности :
использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.
выставка рисунков и поделок по теме проекта.
Творческая коллективная работа "Макет "ПДД"
Реализация данного проекта предполагает обновление и обогащение РППС группы методическими материалами.
Досуг "Наш друг-Светофорик"
План мероприятий по реализации проекта
Этап проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап
Подготовительный 1. Определение актуальности и значимости проекта;
2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе;
4. Приглашение родителей к реализации проекта : сообщение актуальности его реализации. 1. Участвуют в подборе наглядного материала.
II этап
Целеполагание Введение детей в тему: 5 августа -Международный день светофора.
Почему важно знать основы работы светофора, его цвета и правила дорожного движения?
Безопасность на дороге - это знание ПДД и их соблюдение. Дети определяют, как решить проблемную ситуацию: почему светофор называют другом.
Ежедневно использовать вводные утренние беседы См. приложение
III этап
Деятельный 1. Вводная беседа "История возникновения светофора. 5 августа Международный день светофора"
2. Ознакомление детей с художественной литературой:
С. Михалков «Светофор», «Скверная история»;
М. Пляцковский «Светофор»;
А. Северный «Три чудесных цвета»;
Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина»;
О. Бедарев «Если бы…»;
Н. Носов «Автомобиль»;
В. Головко «Правила движения».
3. Проведение бесед:
Шорыгина Т. А на усмотрение воспитателя.
4. Творческая мастерская: Аппликация «Машина»;
Рисование на тему: «Светофор»;
Рисование на тему: «Виды транспорта»;
Лепка «Пешеходный
переход».
5. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений:
Знай ПДД
Светофоры
Дорожный знак
ПДД
ФЛЕШМОБ ПДД
Верный светофор
Примерный пешеход
Светофор
Аудио-игры. Воробышки и автомобиль
6. Игровая деятельность (самостоятельная и совместная по желанию детей).
Предложить детям: пазлы, настольные игры, организация подвижных игр. Дети знакомятся с историей возникновения светофора; узнают, что у светофора даже есть его праздник.
Формируют свои представления о правилах безопасного поведения на дороге при помощи художественного слова.
Закрепляют свои знания через беседы и рассматривание картинок по ПДД.
Дети развивают творческие способности, умения применять полученные знания и информацию при чтении книг, рассматривании иллюстраций.
Развитие речевой и двигательной активности. Знакомятся с музыкальными произведениями по теме проекта.
Развитие игровой деятельности.
Работа с родителями
Буклет «Фликер -ваш надежный друг»;
Оформление приемной группы "Правила дорожного движения"
Предложить принять участие в организации выставки совместных детско –родительских творческих работ по ПДД.
IV этап
Заключительный Проведение итогового мероприятия Досуг "Наш друг-Светофорик"
Создание творческой коллективной работы "Макет "ПДД"
Презентация проекта родителям на родительском групповом собрании
Презентация проекта на педсовете ДОУ. Участие детей в досуге.
V этап
Рефлексия Анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами
Участие в беседе, выявление мотивации к дальнейшему получению знаний.
Приложение:
Утренние беседы
Цель. Закрепление у детей знаний правил дорожного движения, через беседы и решение проблемных ситуаций. Формирование основ безопасности жизнедеятельности, адекватного поведения в дорожных ситуациях, умений предвидеть и избегать их. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
1. Мы идем в детский сад
Педагог:
- Ребята, когда сегодня утором я шла на работу в детский сад, увидела забавную ситуацию. Щенку нужно было перебежать на другую сторону дороги, он дождался, когда проедет поток машин, затем посмотрел налево, посмотрел направо и смело отправился в путь. Оказывается, даже животные знают правила дорожного движения?
- С кем вы ходите в детский сад?
- По какой улице?
- Что интересного видели по дороге?
- Какое движение на дороге утром, днем, вечером? Почему?
- Переходите ли вы дорогу, когда идёте в детский сад?
- Где? В каком месте? Расскажи как вы ее переходите?
- Почему при переходе улицы надо держать взрослого (маму или папу)
за руку?
2. Машинам - дорога, пешеходам - дорожка
Педагог:
- Ребята, когда сегодня утром я шла на работу, то увидела такую ситуацию, которая меня расстроила. В школу, шутя и смеясь, по проезжей части шли два первоклассника, машины им сигналили, но они не обращали на них никакого внимания. Я ребятам сделала замечания, но мальчишки сказали какая разница, где и по какой дороге идти в школу.
- Как вы думаете правильно ли мальчики поступают?
- По какой части улицы движутся машины?
- Какое движение на улице?
- В одну или две разные стороны идут машины?
-Как называется такое движение?
- Можно пешеходам ходить по дороге? Почему?
- Какое место на улице отведено пешеходам?
- Что делать, если на улице нет пешеходной дорожки (тротуара) ?
3. Мы - пассажиры
Педагог:
- Ребята, вчера вечером, когда вы уже ушли домой, я получила письмо от инспектора ГИБДД, он просит вас разобраться в такой ситуации. Предлагает для рассматривания сюжетную картинку (Автобусная остановка, нарушение правила при переходе дороги, после высадки пассажира из автобуса).
- Кто из вас в детский сад едет на автобусе?
- Как называется это вид транспорта?
- Как называют людей, которые пользуются услугами общественного
транспорта?
- Где нужно ожидать общественный транспорт?
- Почему при посадке в общественный транспорт нужно соблюдать порядок?
- Какие правила надо помнить при проезде и выходе из автобуса?
- С какой стороны нужно обходить автобус, если после высадки тебе нужно
перейти на другую сторону улицы? Почему?
4. Наши верные друзья
Педагог:
- Сегодня мы с вами поговорим о нашем верном друге, который помогает нам ежедневно, безопасно переходить улицу. Догадайтесь что это за друг?
Он и вежливый и строгий
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горят и день и ночь,
Зеленый, желтый, красный. (Светофор)
- Что помогает нам безопасно перейти дорогу?
- На какой части улицы стоит светофор?
- Какие виды светофоров бывают?
-Сколько цветовых сигналов на светофоре для водителей?
- Что они обозначают?
- Сколько цветовых сигналов на светофорах для пешеходов?
- Что они обозначают?
- Если для водителей загорелся красный свет, то какой сигнал загорелся
на светофоре для пешеходов?
- Что может случиться, если пешеход, не дождавшись зеленого сигнала,
начал переходить улицу?
5. Не играй в прятки с водителем.
На столе расставлен макет дороги, на нем изображена учебная ситуация. Вдоль тротуара деревья и кусты, вдруг из - за деревьев выскакивает мальчик и бегом бросается через дорогу. По проезжей части движется автомобиль.
Педагог:
- Правильно ли поступил мальчик? Почему?
- Успеет ли притормозить водитель автомобиля или объехать пешехода?
Почему?
- Можно ли переходить, перебегать дорогу, если уже приближающийся автомобиль близко?
- Где нужно обходить автобус, трамвай, троллейбус, когда он стоит на остановке?
- Можно ли играть в футбол или другие игры с мячом около дороги? -
- Почему?
- Правильно ребята! Не играйте с водителем в прятки, берегите здоровье!
6. Посмотри налево, посмотри направо.
Педагог предлагает детям в группе посмотреть налево и рассказать, что они видят, затем посмотреть направо.
- А в какой ситуации просто необходимо смотреть налево, затем направо?
- Почему расскажите?
- Почему сначала налево, а потом направо? (Рассматривание иллюстраций)
- Почему нельзя перебегать дорогу, даже если автомобилей близко нет?
- Почему опасно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
-А ты с родителями как переходишь дорогу?
7. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах
Педагог:
- Вчера вечером я видела, как у нас во дворе играли ребятишки у самого въезда во двор. Из - за угла дома появился автомобиль, хорошо, что водитель успел притормозить, дети не пострадали.
- В вашей жизни были такие ситуации?
- Любите ли вы играть на улице?
- Где больше всего вам нравиться играть? Это опасно или нет?
- Можно ли играть у проезжей части дороги? У открытых дверей гаража?
У въезда во двор? Почему объясните?
- Можно ли играть в снежки на пешеходной дорожке? Почему?
- Почему находясь на улице, мы должны быть очень внимательными и осторожными?
8. Играй, но где играть знай.
Педагог предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены различные ситуации игр детей.
- Почему нельзя играть на тротуаре, вблизи проезжей части?
- Как вы думаете, что может произойти с детьми, изображенными
на картине?
- Почему это может произойти?
- Как бы вы поступили на месте этих детей?
9. Правильный и неправильный переход проезжей части
Педагог:
- Ребята я листала журнал и увидела такую картинку, она меня огорчила. Как вы думаете почему?
Педагог предлагает детям для рассматривания сюжетную картину, с изображенной ситуацией неправильного перехода ребенком проезжей части.
- Скажите, кто на этой картинке правильно переходит проезжую часть, а кто нет?
- Почему мальчик решил бежать через улицу, куда он торопиться?
- Как вы думаете, что может случиться с мальчиком?
- А может по другому закончиться эта история? Как?
- Кто еще, кроме невнимательного мальчика может пострадать?
- Как бы вы поступили, если вдруг оказались внутри этой картинки,
на месте этого мальчика?