Лариса Буланова
Познавательный проект «Мы славяне»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 «РОМАШКА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«МЫ СЛАВЯНЕ»
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:
БУЛАНОВА Л. Д.
октябрь - ноябрь 2016г.
ТЕМА ПРОЕКТА : «МЫ СЛАВЯНЕ»
ТИП ПРОЕКТА : Познавательный
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: Октябрь - ноябрь 2016г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
Дети подготовительной группы
Воспитатели
Публикация «Познавательный проект „Мы славяне“» размещена в разделах
Музыкальный руководитель
Родители
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Важнейшая миссия педагога - воспитать у детей патриотизм, уважение к предкам, любовь к национальной культуре. Пришла пора не на словах, а на деле позаботиться о том, чтобы наши дети глубоко знали свою культуру, язык, традиции, обычаи своего народа. Необходимо донести до сознания ребят, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывая их в национальных традициях.
ГИПОТЕЗА:
Возродить русскую духовность, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми. Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос». Сегодня мы начинаем на многое смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство «русских», к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Однако чтобы на должном уровне проводить работу по приобщению дошкольников к культуре русского народа, педагоги должны обладать достаточным запасом необходимых знаний. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан данный проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
ЗАДАЧИ:
Знакомить детей с культурой, с историей русского народа.
Дать детям представление о старинных русских обычаях и поверьях.
Познакомить детей с укладом жизни славян, с предметами быта и их назначением.
Пополнить запас знаний о русских героях, предметах обихода, русских народных праздниках и традициях.
Познакомить детей с русским народным костюмом, украшениями для детей и взрослых.
Обогатить предметно-развивающую среду группы.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Дети приобретут знания о культуре славян - наших предков, старинных русских обычаях и поверьях, русском национальном костюме, оружии. Познакомились с укладом жизни и трудом славян, получили представление о предметах быта и их назначении. У детей повысится интерес к русской национальной культуре. Возросло участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
РАБОТА ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
МЕРОПРИЯТИЕ
ЗАДАЧИ
СРОКИ
УЧАСТНИКИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1
Разработка плана
мероприятий
Определение цели и задач проекта, участников проекта. Подготовка этапов реализации проекта : сроки этапов, определение содержания каждого этапа. Подбор методического материала.
В начале проекта
Воспитатели
2
Анкетирование «Нужно ли детям знать свою историю».
Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии национальных традиций.
В начале проекта
Воспитатели
ОСНОВНОЙ ЭТАП
3
ПР.
Рассказ воспитателя «Древние славяне – наши предки».
Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?», «Славяне - ремесленники и творцы».
Формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории.
В течении всего проекта
Воспитатели, дети
4
СКР. ПР.
Беседы «О народной игрушке», «Милости просим, гости дорогие». «Как жили люди на Руси»
Воспитание детей в русских национальных традициях, восстановление связи времён и утраченных человеческих ценностей.
В течении всего проекта
Воспитатели, дети
5
ПР.
Пополнение группового мини - музея «Народная кукла» экспонатами.
Продолжать знакомить детей с народными костюмами, закреплять знания об обычаях и традициях русского народа.
В течении всего проекта
Воспитатели, дети
6
ПР. СКР.
Экскурсии в музей детского сада «Комната русского быта»
Расширять кругозор детей через музей русского быта, созданного силами педагогов и родителей.
В течении всего проекта
Воспитатели, дети
7
РР.
Разучивание потешек, песенок, скороговорок.
Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.
В течении всего проекта
Воспитатели, дети,
родители.
8
Консультации для родителей
«Роль семейных традиций в воспитании детей»
«Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре».
«Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
В середине проекта
Воспитатели, родители.
9
ПР.
НОД «Как жили славяне»
«Крестьянский дом. Орудия труда и предметы»
«Народные праздники»
Познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей.
В середине проекта
Воспитатели, дети.
10
ПР.
Интеллектуальная викторина «Путешествие в прошлое России».
Сформировать у детей чувство национального достоинства.
В середине проекта
Воспитатели, дети.
11
ХЭР.
НОД
Рисование «Городецкие узоры – сколько радости для глаз!», «Где живет перо жар-птицы».
Лепка «Народная игрушка».
Коллективная аппликация «Русская деревня»
Закрепить знание об особенностях народной росписи. Упражнять в поиске цветового решения, соответствующего колориту глиняных игрушек. Воспитывать интерес к народной игрушке
В течении всего проекта
Воспитатели, дети.
12
ХЭР.
Знакомство детей с русской народной музыкальной культурой (ударные, струнные, духовные).
Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам.
Знакомство с русской народной лирической песней. Развивать любознательность, активность, интерес к народной музыке, как средству самовыражения совершенствовать певческие навыки, исполнять творческие задания.
В течении всего проекта
Воспитатели, дети.
13
ФР.
Подвижные русские народные игры: «Заря-заряница», «Кружева», «Молчанка», «Пятнашки», «У дядюшки Трифона», «Ходит Ваня», «Жмурки», «Цепи кованные».
Знакомство с народным играми.
В течении всего проекта
Воспитатели, дети.
14
Конструктивная деятельность «Кукла — оберег».
Учить изготовлять объемные игрушки из ткани. Познакомить с их функциями на Руси.
В середине проекта
Воспитатели, дети.
15
СКР.
Дидактические игры:
«Одень куклу»
«Отгадай сказку»
«Подбери картинку»
«Хоровод»
«Чем отличается современный город от старинного?»,
«Какую посуду купили на ярмарке»,
«Что изготавливают мастера оружейники» и т. д.
Дать представление о родном языке сверстников. Знакомить детей с национальной одеждой Дополнять знания об окружающем мире.
В течении всего проекта
Воспитатели, дети.
16
СКР.
Посиделки «Чаю наливаю в гости приглашаю».
Пополнить запас знаний о предметах обихода, русских народных праздниках и традициях.
В середине проекта
Воспитатели, дети.
17
ПР.
Просмотр презентаций о народном костюме, об устройстве русской избы и т. д.
Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму.
В течении всего проекта
Воспитатели, дети.
18
ПР.
Просмотр мультфильмов:
«Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
В течении всего проекта
Воспитатели, дети.
19
ПР. ЧХЛ.
«Дмитрий Донской и русские богатыри»
Чтение былин, рассказов, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, картин, отражающих события далеких времен.
Формировать интерес детей к истории нашей Родины на примере конкретных исторических событий; познакомить с исторической личностью – князем Дмитрием Донским.
В течении всего проекта
Воспитатели, дети.
20
Практическая деятельность детей
«Печем блины - блиночки»
Познакомить детей с народным угощением (блинами, научить готовить тесто для блинов.
В середине проекта
Воспитатели, дети, родители.
21
ЧХЛ.
Чтение русских народных сказок, былин:
«Садко»,«Илья Муромец», «Финист – Ясный сокол» и т. д.
Пополнить знаний о русских героях.
В течении всего проекта
Воспитатели, дети.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
22
Помощь в пополнении музея детского сала «Комната русского быта»
Создание атмосферы национального быта. Пробудить у дошкольников интерес к русской истории и культуре.
В конце проекта
Воспитатели, родители
23
Участие в областном семинаре «Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста средствами народной педагогике»
Формирование нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе русской культуры.
В конце проекта
Воспитатели, дети, музыкальные руководители
24
ХЭР.
Выставка творческих работ детей «Пасхальные мотивы».
Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.
В конце проекта
Воспитатели, дети
25
Предложить создать мини - музей «Шкатулка»
Продолжать знакомить детей с народными промыслами и умельцами.
Вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы.
В конце проекта
Воспитатели, дети, родители.
Формы работы с детьми: беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, экскурсии, НОД, праздники, ролевые игры, выставки, конкурсы и т. д.
Формы работы с родителями: беседы, консультации.