МААМ-картинки

Познавательный проект «Мини — музей. Истоки русской народной культуры» для детей 3–4 лет

Бакина Кристина Владимировна
Познавательный проект «Мини — музей. Истоки русской народной культуры» для детей 3–4 лет

Прекрасный мир вещей создан был веками

Хранит их каждый дом, а может быть музей

Учитесь рисовать и создавать руками

Все то, что может радовать друзей»

Тема: Мини-музей. Истоки русской народной культуры.

Вид: поисково-исследовательский, творческий, коллективный.

Участники: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Возраст: 3-4 года, младшая группа.

Срок: 6 месяцев.

Проблема.

Публикация «Познавательный проект „Мини — музей, Истоки русской народной культуры“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

С уверенностью можно сказать, что большинство детей дошкольного возраста, к сожалению, очень

поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили русские люди? Как

работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Чем украшали свой

быт? Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь

времен, вернуть утраченные ценности.

Знакомя воспитанников с предметами русского народного быта, с

фольклором, мы тем самым помогаем ребенку усвоить лучшее из опыта, в

течение веков накопленного нашими предками. Это поможет детям с самого

раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Актуальность: Краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие

становятся неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать,

если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому ДОУ решило

создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Важной особенностью

мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей.

Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в

обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, привозят с дачи,

деревень от бабушек и дедушек. В настоящих музеях трогать ничего нельзя,

а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно

посещать каждый день, переставлять экспонаты, брать их в руки и

рассматривать совместно с воспитателем. В обычном музее ребенок — лишь

пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не

только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей

— результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории,

культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему

приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм

ознакомления детей с культурой и традициями своего народа – организация

в детских садах мини-музеев.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры,

формирование духовных и нравственных качеств у дошкольников.

Задачи:

- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

- Познакомить детей с предметами быта, русскими народными

игрушками, интерьером, одеждой наших предков. Прививать, интерес к

духовной культуре, через обычаи, обряды, праздники, народное творчество,

искусство;

- Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям

(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Познакомить с русскими

народными хороводными играми;

- Изучить малые фольклорные формы (песенки, потешки, пословицы);

- Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству,

художественным произведениям и декоративно – прикладному искусству, а

также творческие способности у детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

- Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной,

конструктивно-модельной деятельности.

- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс

(консультации, мастер-класс «Лоскутная кукла», сбор предметов

старины)

- Воспитывать, свободную и творческую личность, осознающую свои

корни, национальные истоки, а также чувство патриотизма и любви к Родине.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.

Принципы, на которые мы опирались при создании мини-музея в ДОУ :

Наглядность

Доступность

Динамичность

Содержательность

Пути и механизмы реализации проекта :

• Разработка педагогического проекта по созданию и организации минимузея;

• Организация выставок, экскурсий совместно с родителями;

• Взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом;

• Совместная познавательно - исследовательская деятельность детей и

взрослых;

Ресурсное обеспечение проекта :

1) Научно-методическое:

• Подбор печатных материалов по музейной педагогике;

2)Организационное

• Организация работы педагогов, детей и родителей по реализации

этапов проекта;

• Создание мини-музея педагогами совместно с детьми и

родителями;

3) Информационное:

• Использование возможностей интернета в поисках необходимой

информации;

• Консультация по созданию мини-музеев в ДОУ;

4) Материально-техническое:

• Оформление мини-музея в ДОУ по результатам реализации проекта.

Педагогические функции музея :

Образовательные:

усвоение информации; стимулирующей интерес к русской народной

культуре и народному быту, использование дидактических материалов,

расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса;

Развивающие:

активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно -

физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия;

Воспитательные:

формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование

патриотических и духовно – нравственных чувств, интереса к народной

культуре;

Просветительские:

формирование умений, навыков;

формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой

информации.

Формы работы в музее :

Театрализация (дети примеряют на себя различные историкокультурные и психологические роли, проигрывают их).

Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно

лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели

воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и

отдачей).

Образовательная деятельность (педагог объясняет связь какоголибо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия

экспонатов для музея).

Предполагаемые результаты реализации проекта :

Создание мини – музея в ДОУ. Овладение педагогами

практическими навыками в разработке и реализации

педагогических проектов по организации мини-музея. Педагоги

получат дополнительные знания и практический материал по

данной теме, удовлетворение от результатов своей работы,

обменяются опытом с другими педагогами.

Повышение уровня знаний детей о музее, о русской культуре,

повышение познавательной активности, развитие креативности

через создание творческих работ. Данный проект пополнит

знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к

наследию прошлого русского народа.

Активное участие родителей в создании и оформлении минимузея в детском саду, в совместной с детьми познавательной

деятельности. У родителей появится гордость за своих детей,

заинтересованность в формировании у детей чувства

патриотизма и любви к Родине.

Механизм оценки результатов:

Мониторинг знания детей о традиции и культуре русского народа.

Этапы реализации проектов следующие :

1 Подготовительный этап:

- проведение консультаций с родителями на тему «Мини-музей в

детском саду»;

- определение названия мини-музея; выбор для его размещения;

- проведение диагностики знаний детей и родителей о русской

культуре и быте русского народа;

- определение цели и задач мини-музея;

- анализ среды; изучение литературы.

2 Практический этап:

- непосредственная работа с детьми;

- сбор экспонатов для музея совместно с родителями;

- мастер-класс совместно с родителями «Лоскутная кукла»

- оформление мини-музея : создание предметной среды; разработка

различных видов экскурсий, подготовка экскурсоводов, конспектов ООД,

презентаций.

3 Заключительный этап:

- экскурсия в мини-музей «Истоки русской народной культуры

- творческая презентация на тему: «Духовно-нравственное развитие

детей, средствами народной культуры

Тематический план

Месяц Тема занятия Содержание

январь Создание мини-музея Приобщение родителей к созданию мини-музея

Беседа: «О русской печке» Проигрывание сюжетноролевой игры: «Матушка – печка, накорми своих детушек».

«Отмечаем Рождество!» Постановка сюжетно-ролевой игры «Рождественские колядки», разучивание колядок

февраль «Масленица - да ты красавица» Театрализация Праздника Масленицы.

«Богатство русского леса» Лепка из соленного теста: грибов и ягод. Разучивание подвижных народных игр : «Баба-Яга» «Заря - Заряница» и т. д.

март Круглый стол «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре» Познакомить родителей с содержанием проекта, вызвать интерес к данной теме

«Чудесный сундучок» (смотреть презентацию) Знакомство с сундучком, в котором живут загадки, русские народные сказки, потешки, пестушки, скороговорки (виды устного народного творчества); загадывание загадок и тд.

апрель «Ходит сон близ окон» Знакомство с колыбелькой (люлькой) и колыбельными песнями

«Русские народные костюмы», «Матрешка» и «Русская глиняная игрушка», «Русский самовар»(декоративно - прикладное искусство) Выставка работ детского творчества (изобразительная деятельность) и Чтение К. Ушинского «Как рубашка на Руси выросла».

май «Лоскутная кукла!» Проведение Мастер-класса совместно с родителями.

«Милости просим, гости дорогие!» Посещение детьми мини музея «Истоки русской народной культуры» и показ Презентации на тему: «Духовнонравственное развитие детей, средствами народной культуры»

Основные формы работы с детьми:

1. Организованная образовательная деятельность.

2. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, нагляднодидактического материала.

3. Игры-забавы, подвижные, хороводные игры, игры-драматизации.

4. Театральные постановки.

5. Знакомство с художественной литературой.

Взаимодействие с родителями:

- Круглый стол «Роль семьи в приобщении детей к русской

национальной культуре»

- Мастер-класс «Лоскутная кукла»

- Проведение совместной выставки

- Сбор предметов для мини-музея «Истоки русской народной

культуры»

Консультации:

- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

- Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

через малые фольклорные жанры

- История народной игрушки

- Организация открытых просмотров занятий и других видов

деятельности.

Заключение.

Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово «музей»

привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом

познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей

и родителей.

Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным

творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру

своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.

Поддержание у дошкольников устойчивого интереса к истории своего народа

- первая и самая важная ступень в воспитании патриотов и граждан великой

России. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родным местам, и

гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и

желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

У детей формировался интерес к малой родине, расширилось

представления о родной стране - России, народных праздниках. Поэтому мы

считаем, что в воспитательной работе важно целенаправленное возрождение

культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое

знакомство детей с его творчеством. Ориентирование семьи на духовнонравственное воспитание детей.

Список литературы:

1.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О. Л. Князева, М. Д. Миханева.

2.«Народный календарь-основа планирования работы с

дошкольниками» С. Р. Николаева, И. Б. Катышева.

3.«Обруч» №5 2009 г.

Публикации по теме:

Изготовление наглядного пособия «Дымковские игрушки» для ознакомления детей с разнообразием русской народной культурыИзготовление наглядного пособия «Дымковские игрушки» для ознакомления детей с разнообразием русской народной культуры Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Творчество народных мастеров не только.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный проект «Мини — музей. Истоки русской народной культуры» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 19:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД