Бакина Кристина Владимировна
Познавательный проект «Мини — музей. Истоки русской народной культуры» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Прекрасный мир вещей создан был веками
Хранит их каждый дом, а может быть музей
Учитесь рисовать и создавать руками
Все то, что может радовать друзей»
Тема: Мини-музей. Истоки русской народной культуры.
Вид: поисково-исследовательский, творческий, коллективный.
Участники: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Возраст: 3-4 года, младшая группа.
Срок: 6 месяцев.
Проблема.
Публикация «Познавательный проект „Мини — музей, Истоки русской народной культуры“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Младшая группа
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
С уверенностью можно сказать, что большинство детей дошкольного возраста, к сожалению, очень
поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили русские люди? Как
работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Чем украшали свой
быт? Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь
времен, вернуть утраченные ценности.
Знакомя воспитанников с предметами русского народного быта, с
фольклором, мы тем самым помогаем ребенку усвоить лучшее из опыта, в
течение веков накопленного нашими предками. Это поможет детям с самого
раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Актуальность: Краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие
становятся неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать,
если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому ДОУ решило
создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Важной особенностью
мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей.
Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в
обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, привозят с дачи,
деревень от бабушек и дедушек. В настоящих музеях трогать ничего нельзя,
а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно
посещать каждый день, переставлять экспонаты, брать их в руки и
рассматривать совместно с воспитателем. В обычном музее ребенок — лишь
пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не
только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей
— результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории,
культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему
приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм
ознакомления детей с культурой и традициями своего народа – организация
в детских садах мини-музеев.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры,
формирование духовных и нравственных качеств у дошкольников.
Задачи:
- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
- Познакомить детей с предметами быта, русскими народными
игрушками, интерьером, одеждой наших предков. Прививать, интерес к
духовной культуре, через обычаи, обряды, праздники, народное творчество,
искусство;
- Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям
(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Познакомить с русскими
народными хороводными играми;
- Изучить малые фольклорные формы (песенки, потешки, пословицы);
- Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству,
художественным произведениям и декоративно – прикладному искусству, а
также творческие способности у детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности.
- Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной,
конструктивно-модельной деятельности.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс
(консультации, мастер-класс «Лоскутная кукла», сбор предметов
старины)
- Воспитывать, свободную и творческую личность, осознающую свои
корни, национальные истоки, а также чувство патриотизма и любви к Родине.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.
Принципы, на которые мы опирались при создании мини-музея в ДОУ :
Наглядность
Доступность
Динамичность
Содержательность
Пути и механизмы реализации проекта :
• Разработка педагогического проекта по созданию и организации минимузея;
• Организация выставок, экскурсий совместно с родителями;
• Взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом;
• Совместная познавательно - исследовательская деятельность детей и
взрослых;
Ресурсное обеспечение проекта :
1) Научно-методическое:
• Подбор печатных материалов по музейной педагогике;
2)Организационное
• Организация работы педагогов, детей и родителей по реализации
этапов проекта;
• Создание мини-музея педагогами совместно с детьми и
родителями;
3) Информационное:
• Использование возможностей интернета в поисках необходимой
информации;
• Консультация по созданию мини-музеев в ДОУ;
4) Материально-техническое:
• Оформление мини-музея в ДОУ по результатам реализации проекта.
Педагогические функции музея :
• Образовательные:
усвоение информации; стимулирующей интерес к русской народной
культуре и народному быту, использование дидактических материалов,
расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса;
• Развивающие:
активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно -
физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия;
• Воспитательные:
формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование
патриотических и духовно – нравственных чувств, интереса к народной
культуре;
• Просветительские:
формирование умений, навыков;
формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой
информации.
Формы работы в музее :
Театрализация (дети примеряют на себя различные историкокультурные и психологические роли, проигрывают их).
Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно
лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели
воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и
отдачей).
Образовательная деятельность (педагог объясняет связь какоголибо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия
экспонатов для музея).
Предполагаемые результаты реализации проекта :
Создание мини – музея в ДОУ. Овладение педагогами
практическими навыками в разработке и реализации
педагогических проектов по организации мини-музея. Педагоги
получат дополнительные знания и практический материал по
данной теме, удовлетворение от результатов своей работы,
обменяются опытом с другими педагогами.
Повышение уровня знаний детей о музее, о русской культуре,
повышение познавательной активности, развитие креативности
через создание творческих работ. Данный проект пополнит
знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к
наследию прошлого русского народа.
Активное участие родителей в создании и оформлении минимузея в детском саду, в совместной с детьми познавательной
деятельности. У родителей появится гордость за своих детей,
заинтересованность в формировании у детей чувства
патриотизма и любви к Родине.
Механизм оценки результатов:
Мониторинг знания детей о традиции и культуре русского народа.
Этапы реализации проектов следующие :
1 Подготовительный этап:
- проведение консультаций с родителями на тему «Мини-музей в
детском саду»;
- определение названия мини-музея; выбор для его размещения;
- проведение диагностики знаний детей и родителей о русской
культуре и быте русского народа;
- определение цели и задач мини-музея;
- анализ среды; изучение литературы.
2 Практический этап:
- непосредственная работа с детьми;
- сбор экспонатов для музея совместно с родителями;
- мастер-класс совместно с родителями «Лоскутная кукла»
- оформление мини-музея : создание предметной среды; разработка
различных видов экскурсий, подготовка экскурсоводов, конспектов ООД,
презентаций.
3 Заключительный этап:
- экскурсия в мини-музей «Истоки русской народной культуры!»
- творческая презентация на тему: «Духовно-нравственное развитие
детей, средствами народной культуры!»
Тематический план
Месяц Тема занятия Содержание
январь Создание мини-музея Приобщение родителей к созданию мини-музея
Беседа: «О русской печке» Проигрывание сюжетноролевой игры: «Матушка – печка, накорми своих детушек».
«Отмечаем Рождество!» Постановка сюжетно-ролевой игры «Рождественские колядки», разучивание колядок
февраль «Масленица - да ты красавица» Театрализация Праздника Масленицы.
«Богатство русского леса» Лепка из соленного теста: грибов и ягод. Разучивание подвижных народных игр : «Баба-Яга» «Заря - Заряница» и т. д.
март Круглый стол «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре» Познакомить родителей с содержанием проекта, вызвать интерес к данной теме
«Чудесный сундучок» (смотреть презентацию) Знакомство с сундучком, в котором живут загадки, русские народные сказки, потешки, пестушки, скороговорки (виды устного народного творчества); загадывание загадок и тд.
апрель «Ходит сон близ окон» Знакомство с колыбелькой (люлькой) и колыбельными песнями
«Русские народные костюмы», «Матрешка» и «Русская глиняная игрушка», «Русский самовар»(декоративно - прикладное искусство) Выставка работ детского творчества (изобразительная деятельность) и Чтение К. Ушинского «Как рубашка на Руси выросла».
май «Лоскутная кукла!» Проведение Мастер-класса совместно с родителями.
«Милости просим, гости дорогие!» Посещение детьми мини музея «Истоки русской народной культуры» и показ Презентации на тему: «Духовнонравственное развитие детей, средствами народной культуры»
Основные формы работы с детьми:
1. Организованная образовательная деятельность.
2. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, нагляднодидактического материала.
3. Игры-забавы, подвижные, хороводные игры, игры-драматизации.
4. Театральные постановки.
5. Знакомство с художественной литературой.
Взаимодействие с родителями:
- Круглый стол «Роль семьи в приобщении детей к русской
национальной культуре»
- Мастер-класс «Лоскутная кукла»
- Проведение совместной выставки
- Сбор предметов для мини-музея «Истоки русской народной
культуры»
Консультации:
- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
- Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
через малые фольклорные жанры
- История народной игрушки
- Организация открытых просмотров занятий и других видов
деятельности.
Заключение.
Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово «музей»
привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом
познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей
и родителей.
Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным
творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру
своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Поддержание у дошкольников устойчивого интереса к истории своего народа
- первая и самая важная ступень в воспитании патриотов и граждан великой
России. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и
желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
У детей формировался интерес к малой родине, расширилось
представления о родной стране - России, народных праздниках. Поэтому мы
считаем, что в воспитательной работе важно целенаправленное возрождение
культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое
знакомство детей с его творчеством. Ориентирование семьи на духовнонравственное воспитание детей.
Список литературы:
1.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
О. Л. Князева, М. Д. Миханева.
2.«Народный календарь-основа планирования работы с
дошкольниками» С. Р. Николаева, И. Б. Катышева.
3.«Обруч» №5 2009 г.