Войтович Оксана Михайловна
Познавательный проект «Лесные ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Лесные ягоды».
Старше - подготовительная коррекционная группа
Учитель-дефектолог: Войтович О. М.
ДОПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
МОТИВ:
В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особое значение приобретает не только укрепление физического здоровья детей и интеллектуальное развитие, но и воспитание нравственных основ личности, воспитание привычки к здоровому образу жизни, воспитание маленького гражданина. Воспитание у дошкольников этих качеств возможно через воспитание любви к природе, воспитание умения видеть, понимать и беречь красоту окружающего мира. Поэтому ознакомление с природой является одним из средств всестороннего развития и воспитания.
Публикация «Познавательный проект „Лесные ягоды“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Дикие животные. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Проекты. Проектная деятельность
- Фрукты и ягоды. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Во время совместных бесед с детьми мы обнаружили, что дети плохо ориентируются в знаниях о съедобных и несъедобных ягодах, окружающих нас в наших окрестностях. Мы считаем, что незнание природных живых объектов, может вызывать опасность для их здоровья.
Экологический проект «Лесные ягоды» направлен на изучение природы в летний период времени. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проект развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ:
ЧТО МЫ ЗНАЕМ?
- Ягоды растут в лесу. Юля
- Они бывают кислыми и сладкими. Коля.
- Мы покупаем ягоды на базаре. Диана.
- Мама варит из ягод варенье. Аня.
-Ягоды бывают красными и черными. Тимур.
- Я люблю ягоды. Люба.
ЧТО МЫ ХОТИМ ЗНАТЬ?
- Какие ягоды растут в лесе? Петя.
- Как растут ягоды?Аня.
-Чем ягоды полезны?Коля.
-Все лесные ягоды можно есть?Люба.
-Что нужно делать, чтобы ягод было много? Юля.
-Что можно приготовить из ягод?Диана.
КАК МЫ МОЖЕМ УЗНАТЬ?
- Можно прочитать в книге
- Можно посмотреть по телевизору.
-Посмотреть в интернете.
- Сходить с родителями в лес.
- Спросить у взрослых.
- Устроить чаепитие и попробовать варенье.
ВЫВОДЫ:
1. Дети проявляют большой интерес к лесным ягодам.
2. У детей недостаточно знаний о лесных ягодах, о правилах взаимодействия с природой – бережном отношении к лесным ягодам, знаний о пользе и вреде ягод.
ВИДЫ РАБОТ:
1. Анализ знаний воспитанников, анализ среды.
- Провести анализ воспитанников по данному вопросу.
- Оценить состояние развивающей среды группы по теме.
- Обработать и проанализировать полученные результаты.
2. Сбор материалов (развивающая среда).
- Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.
- Подобрать наглядный материал, стихи, загадки, рассказы, развивающие игры по теме.
3. Проведение различных мероприятий.
- Разработать методический и практический материал по проекту.
- Провести исследования для более глубокого изучения материала.
- Закрепить полученные знания в процессе самостоятельной и совместной деятельности.
- Оформить вместе с детьми и родителями собранную информацию, в виде смысловой целостности «Лес», плакатов, сообщений, выставки на заданную тему.
4. Презентация проекта: развлечение «Вот они какие, ягоды лесные».
1 ЭТАП.
ЦЕЛЬ:
Расширить знания детей по теме «Лесные ягоды», как о ценном объекте в экологии.
ЗАДАЧИ:
• Уточнить и систематизировать знания детей о лесных ягодах, как объекте живой природы.
• Закрепить представления о пользе лесных ягодах для здоровья.
• Закреплять представления детей о ядовитых лесных ягодах, о мерах предосторожности.
• Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- Дети старше – подготовительной коррекционной группы
- Педагоги Войтович О. М. – учитель-дефектолог
-Родители детей старше – подготовительной коррекционной группы
СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ: 3 недели (с 10.08 по 30.08)
2 ЭТАП
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА.
Организованная деятельность.
по образовательным областям
Познавательное развитие
Задачи:
Уточнить сведения о лесных ягодах; учить детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; разгадывать загадки.
Содержание:
Познавательные занятия:
«Лес наш друг», «Лесные ягоды».
Познавательные беседы:
«Что, как растет», «Сохраним ягоды на зиму»
Чтение познавательных книг на тему «Лесные ягоды», «Ядовитые ягоды»
Д/и «Угадай загадку», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Зачем люди ходят в лес»
Экспериментально-опытническая деятельность «Узнай по вкусу»
Работа с панно «Где ягода растет».
Индивидуальные презентации о ягодах.
Развитие речи
Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ по картинке, опираясь на таблицу, выразительно читать заученные стихотворения. Закреплять умение пересказывать текст.
Содержание:
Занятия по развитию речи:
«Лес. Лесные ягоды», «В гости к Лесовичку» («Лесные ягоды»).
Артикуляционная гимнастика «ПА-ПА-ПА – в лес зелёная тропа».
Заучивание стихов из сборника «Лесные ягоды»
Чтение сказки с последующим обсуждением «Дудочка и кувшинчик».
Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Расскажи про ягодку».
Социально-коммуникативное развитие
Задачи: Уточнить знания о безопасном поведении в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе. Работа с картотекой «Правила поведения в лесу».
Сюжетно-ролевая игра «Лесное кафе».
Проигрывание ситуаций на тему «Как поступить»
Д/и «Можно-нельзя»
Художественно-эстетическое развитие
Задачи: Учить передавать цвет, форму, размер ягод используя различные средства выразительности.
Содержание:
Лепка «Корзинка для ягод»
Коллективная аппликация «Малина»
Изготовление карточек «Лесные правила».
Хоровод «По малину в сад пойдем»
Исполнение песни «Мы пойдем, пойдем»
Физическое развитие
Задачи: Прививать привычку к здоровому образу жизни. Раскрывать значение леса в жизни и здоровье человека.
Содержание: Физкультминутка «А в лесу растет черника»
Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5, в лес идем мы погулять»
П/и «У медведя во бору», «Дети и волк».
Предметно-развивающая среда:
1. Познавательная литература:
• Энциклопедия «Все обо всем»,
• Энциклопедия «Живой мир».
2. Художественная литература:
• В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»,
• Морозов В. «Рассказы о русском лесе»,
• Сборник стихов «Стихи о ягодах».
3. Набор картинок с рассказами о ягодах «Лесные ягоды».
4. Иллюстрации:
• «Смешанный лес»,
• «Сосновый бор».
5. Картотека «Правила поведения в природе»,
6. Дидактические игры:
«Найди пару»,
«Отгадай ягоду»,
«Четвертый лишний»,
«Зачем люди ходят в лес»,
«Разрезные картинки»,
Домино «Ягоды»
7. Панно «В лес за ягодами»,
8. Плакат «Смешанный лес»,
9. Карточки-схемы для составления описательного рассказа о ягодах.
10. Презентации:
• «Лесная песенка»,
• «Лесные ягоды».
11. Мультфильмы:
• «Варенье»,
• «Ягодка»,
• «Баба яга и ягоды».
3 ЭТАП
Реализация проекта.
4 ЭТАП
Презентация проекта.
Развлечение «Вот они какие, ягоды лесные» (Приложение)
5 ЭТАП
Итоги работы
ЧТО УЗНАЛИ НОВОГО?
- Клюква растет на болоте. Юля.
- Есть такая ягода морошка. Коля.
- Можно сходить в лес за ягодами. Диана.
-Волчье лыко и вороний глаз-это ядовитые ягоды. Тимур.
- Ягодные кустики нельзя топтать и рвать с корнями. Аня Н.
-Из ягод можно сделать компот или варенье, можно засушить или заморозить.
Люба.
ЧТО НАС УДИВИЛО?
- Очень много ягод растет в лесу. Петя.
- Брусника может впитывать воду листочками. Аня С-Т.
- Ели ты простудился, то поможет малина. Коля.
- У ядовитой ягоды волчьего лыка все части ядовитые и листочки, и стебель, и цветок. Люба.
- Многие дикие животные любят есть ягоды. Юля.
- Если ягоды заморозить, то в них сохранится больше витаминов. Диана.
ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО?
- Угадывать ягоды на вкус. Аня.
- Смотреть фильм о том, как собирают ягоды. Дима
- Пробовать варенье из ягод. Петя В.
- Отгадывать загадки. Аня Н
- Играть в познавательные игры. Тимур
- Собирать разрезные картинки. Коля.
Воспитательная ценность проекта:
• Дети приобрели нужный уровень знаний. Знания детей расширились, наблюдается их системность.
• Дети получили знания о здоровом образе жизни, и правилах безопасного поведения в лесу.
• У детей повысился познавательный интерес, любознательность.
6. Перспектива.
Учитывая важность и интерес детей к теме планируется продолжить работу по знакомству с лесными ресурса, формирование навыков и практических умений в области экологического воспитания.
Приложение 5
Сценарий развлечения в старше-подготовительной специализированной группе «Вот они какие ягоды лесные»
1.
Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысячи чудес,
Это в небе облака,
Это быстрая река,
Это яркие цветы,
Синь небесной высоты.
Ах, лето, как быстро оно пролетает. Мы целый год ждем его, строим планы, мечтаем. А вот, уже и последняя неделя августа подходит к концу, немного грустно. Но не будем грустить, ведь с нами еще долго будут жить воспоминания о лете.
Что же мы будем помнить о прошедшем лете? (Ответы детей и родителей).
Я думаю, что многие из вас были летом в лесу, может кто-то собирал ягоды или грибы, а кто-то просто гулял по лесу. Не надо огорчаться, тем, кто еще не был в лесу. Потому что сегодня я приглашаю всех вас в лес, за ягодами.
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Закройте глаза и представьте, что мы очутились в лесу. Звучит аудиозапись «Звуки леса».
2.
Взяли мы лукошки,
Взяли мы корзинки
И пошли за ягодой
По лесной тропинке.
Песенка «Лесные ягоды».
Наш лес полон загадок и чудес.
Загадки отгадаете
Имена узнаете.
Д/и «Отгадай ягоду». Воспитатель загадывает загадку, ребенок отгадывает и ищет картинку.
На каждую ягоду дети читают стихотворение
Загадка:
Я капелька лет
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника)
«Земляника»
Земляника видно в прятки
Хочет снами поиграть,
То бочок покажет яркий,
То запрячется опять,
Будто манит-ближе, ближе!
Наклонись дружок пониже!
Шарь по кустикам рука.
Моя ягодка сладка!
Загадка:
Вкусных ягод с горчинкой
Наберу в свою корзинку!
Словно алая гвоздика
Лес украсила (Брусника)
«Брусника»
У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее не пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.
«Ежевика»
Ежевика на кусте колючем выросла в лесу,
Наберу сейчас ее и маем отнесу.
Из чудесных спелых ягод мама сделает варенье.
Завтра гости к вам нам придут – будет угощенье.
Загадка:
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Черника)
«Черника»
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст
Их в лукошко собери-ка
Эти бусины – черника.
Загадка:
Похожа на малину
Живу в низине
Люблю болото!
Коль сорвать охота-
Не ленись, наклонись,
Желтой ягодкой насладись.
Подумай немножко:
Как меня зовут (Морошка)
«Морошка»
Морошка, морошка,
Тоненькая ножка,
Ягодка-фонарик
Сладостью одарит.
Осень подоспела
Ягода поспела,
Спелая морошка-
Желтая сережка.
Загадка:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
«Малина»
Под зелененьким листочком
Красные виднелись точки.
Я сорвал их, но в горсти.
Далеко не унести.
Утерпеть не смог ни разу,
Чтоб не съесть малину сразу.
В: Молодцы, ребята, родители!
А увидеть не хотите ли?
Не игрушки, не картинки,
Презентацию малинки.
3. Презентация «Малина»
Становись народ в наш веселый хоровод
Хоровод заведем по малину в сад пойдем.
4. Хоровод «По малину в сад пойдем» (Хоровод детей и родителей).
Хорошо в лесу летом поиграть. Давайте и мы с вами поиграем!
Эстафета «Донеси ягодку» (На ложке шарик).
Игра «Перенеси ягоды в ложке».
Игра «Узнай на вкус».
5. Викторина:
1. Какие лесные ягоды вы знаете?
2. Назовите сладкие ягоды.
3. Назовите кислые ягоды.
4. Назовите ядовитые ягоды.
5. У какой ягоды все части ядовитые?
6. Где используют лесные ягоды?
7. Какие ягоды растут на высоком кусте?
8. Как по-другому называется морошка?
6.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природой,
Давайте же всегда ее беречь!
Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.
Ребята давайте вспомним, что нельзя делать в лесу.
Показ предупредительных знаков.
В лесу нельзя шуметь. Нельзя разорять птичьи гнезда. Нельзя ломать деревья. Нельзя вытаптывать грибы и ягоды. Нельзя вырывать кустики ягод с корнем. Нельзя собирать все ягоды.
7. Пора возвращаться с лесной прогулки.
8. Танец «Лавата».
Лето закончилось. Но это не повод отказывать себе в прогулке по лесу. Выходите осенью в лес на тихую лесную охоту за грибами и ягодами. Отправляйтесь в лес зимой подышать чистым морозным воздухом. И обязательно понаблюдайте за пробуждением природы весной.