Галина Воробьева
Познавательный проект для детей средней группы «Все профессии нужны, все профессии важны»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Тема проекта : «Все профессии нужны, все профессии важны».
Сроки реализации: среднесрочный, 1 месяц.
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Публикация «Познавательный проект для детей средней группы „Все профессии нужны, все профессии важны“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Участники проектной деятельности : воспитанники средней группы №, воспитатель, родители воспитанников
Актуальность
В возрасте 4-5 лет особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями окружающих людей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Цель проекта : создать условия для расширения и обобщения представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, развития интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Задачи проекта :
расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
пробуждать у детей любознательность и интерес к различным профессиям, особенно уделить внимание профессиям родителей и сотрудников детского сада;
формировать нравственные ценности;
способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора;
содействовать развитию активного словаря детей;
побуждать детей общаться со взрослыми и сверстниками;
развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности;
воспитывать уважение к людям различных профессий.
Мероприятия по реализации проекта :
В работе с детьми:
Образовательная область «Коммуникация» :
Развитие речи:
• составление рассказов по теме «Профессии», «Труд человека», «Хлеб – всему голова», «Кем я стану, когда вырасту?»
Чтение художественной литературы:
• «Город добрых дел» Р. Скарри
• «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)
• «А что у вас?» С. Михалков
• «Кем быть?» В. Маяковский
• «Строители» Б. Заходер
• «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков
• «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари
• «Доктор Айболит» К. Чуковский
• «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов
Образовательная область «Познание» :
• Просмотр мультимедийной презентации «Все профессии нужны, все профессии важны».
• Конструирование «Юные архитекторы».
• Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач».
• Экскурсия в библиотеку «Профессия – библиотекарь».
• Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар».
Образовательная область «Художественное творчество» :
• раскрашивание раскрасок «Профессии»
• коллективная аппликация «Профессии бывают разные»
Сюжетно – ролевые игры:
• «Театр»
• «Семья»
• «Магазин»
• «Больница»
• «Военная база»
• «Строители железной дороги»
• «Школа»
• «Парикмахерская».
Дидактические игры:
«Кому что нужно для работы»,
«Инструменты для людей разных профессий»,
«Что пригодится при пожаре»,
«Исправь ошибку»,
«Для чего нужен этот предмет?»,
«Что мы делали не скажем, а что делали – покажем».
В работе с родителями:
- оформление фотоальбома «Профессии наших родителей».
- совместный «круглый стол» с родителями: родители рассказали о своих профессиях (парикмахер, врач, дизайнер, военный, повар и т. д.).
Предполагаемые результаты:
Предполагается, что результаты проекта будут свидетельствовать о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда).
В ходе реализации проекта проявится такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получат немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.
Предполагается, что в ходе реализации проекта «Все профессии нужны, все профессии важны» дети средней группы :
расширят свои знания о профессиях родителей и окружающих людей;
поймут социальную значимость этих профессий;
научатся уважать труд взрослых;
узнают названия профессий своих родителей и их функции;
научатся организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;
у родителей воспитанников повысится интерес к жизни детей в ОУ, усилится желание участвовать в совместной деятельности с детьми.
Продукты проекта :
создание фотоальбома на тему «Профессия моих родителей» (совместно с родителями);
совместный «круглый стол» с родителями на тему «Профессии наших родителей».
Содержание проекта
1 этап. Подготовительный.
На этом этапе ведется подготовительная работа, а именно:
разработка плана реализации проекта;
подбор наглядно-дидактического материала, иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях;
составление картотеки сюжетно-ролевых игр по теме «Профессии»;
организация развивающей среды в группе;
беседа с родителями воспитанников с целью привлечения их к совместной деятельности;
рассказ родителей о своей работе детям;
создание фотоальбома совместно с родителями, на тему «Профессии наших родителей».
2этап. Основной.
На основном этапе осуществляется непосредственно реализация данного проекта :
Социально-коммуникативное развитие:
проведение дидактических игр «Кому что нужно для работы», «Инструменты для людей разных профессий», «Что пригодится при пожаре», «Исправь ошибку», «Для чего нужен этот предмет?», «Что мы делали не скажем, а что делали – покажем».
сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Семья», «Магазин», «Больница», «Военная база», «Строители железной дороги», «Школа», «Парикмахерская».
Речевое развитие:
отгадывание загадок про профессии (Приложение 1);
слушание стихотворений о профессиях (Приложение 1);
разучивание пальчиковых игр «Профессии», «Будем мы варить компот», «Почтальон» (Приложение 2);
беседы на тему «Профессии», «Труд человека», «Хлеб – всему голова», «Кем я стану, когда вырасту?»;
чтение художественной литературы: «Город добрых дел» Р. Скарри, «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях, «А что у вас?» С. Михалков, «Кем быть?» В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер, «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков, «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Доктор Айболит» К. Чуковский, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов;
рассказ о профессии своих родителей, с помощью коллажа, приготовленного дома вместе с родителями.
Познавательное развитие :
Просмотр мультимедийной презентации «Все профессии нужны, все профессии важны».
• Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач».
• Экскурсия в библиотеку «Профессия – библиотекарь».
• Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар».
Художественно-эстетическое развитие:
раскрашивание раскрасок «Профессии»,
коллективная аппликация «Профессии бывают разные»
Физическое развитие:
физкультминутка «Мы – шоферы».
Взаимодействие с семьями:
создание фотоальбома на тему «Профессия моих родителей» (совместно с родителями);
совместный «круглый стол» с родителями на тему «Профессии наших родителей».
3этап. Заключительный.
На заключительном этапе подводятся итоги. Критерии оценки эффективности проекта :
Высокий уровень познавательной активности детей в процессе работы над проектом.
Отражение тематики проекта в разных видах детской деятельности.
Создание лото «Профессия моих родителей»
Активное участие родителей и других членов семей в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Заключение
Проводимая работа помогла создать положительное отношение дошкольников к труду взрослых, повысить их интерес к трудовым действиям, к профессиям взрослых, обогатить социального опыта детей, и отразить полученные знания и впечатления в сюжетно-ролевых играх.
На заключительном этапе проекта можно отметить следующие результаты:
1. В процессе работы, дети показали высокий уровень познавательной активности : с интересом рассказывали о том, какая профессия у мамы (папы) и чем они занимаются на работе. В ходе бесед дети рассуждали на тему «Когда я вырасту я стану…», тем самым развивали навык связной речи.
2. Данная тематика нашла свое отражения в различных видах деятельности. Ребята знакомились с профессиями и их назначением, с удовольствием играли, и тем самым закрепляли полученные знания и развивали связную речь в сюжетно-ролевых и дидактических играх. В ходе реализации проекта дети выучили стихи и загадки, овладели пальчиковой гимнастикой и физзарядкой на тему «Профессии».
3. На занятии по развитию речи, дети презентовали свои коллажи, сделанные совместно с родителями. В результате проекта было создано лото «Профессия моих родителей», которое используется ежедневно как настольная игра. Ребята с удовольствием играют в нее, рассказывают о профессиях, развивая тем самым, связную речь.
4. В результате внедрения проекта в общеобразовательный процесс у детей повысился уровень знаний о профессиях людей; расширился словарь по теме «Профессии»; стала более развита речевая и мыслительная деятельности, мелкая моторика.
5. В ходе проекта повысилось положительное отношение к результатам труда взрослых, в том числе родителей, продолжаем формировать навыки сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
6. Полученные знания дали детям возможность фантазировать, творчески самовыражаться, что обусловило повышение уровня познавательных и творческих способностей.
7. Заинтересованность родителей в реализации проекта привела к увеличению доли их участия в совместных мероприятиях и к подготовке условий для дальнейшей проектной деятельности детей.
Приложение 1.
Загадки на тему «Профессии»
«Кто в дни болезней всех полезней
Илечит нас от всех болезней?» (врач)
«Ходит в белом колпаке с поварешкою в руке.
Он готовит нам обед: кашу, щи и винегрет». (повар)
Вижу в небе самолет
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,
По-другому просто. (лётчик.)
Все дороги мне знакомы,
Яв кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - … (шофёр.)
Ежедневно спозаранку
Вруки он берёт баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак! (шофёр.)
Уэтой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый. (парикмахер)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит… (строитель)
Стихи на тему «Профессии»
Воспитатель
Смалышами я вожусь,
Сними провожу все дни,
Никогда я не сержусь
На проделки ребятни.
Сними я хожу гулять,
Их укладываю спать.
И, конечно их, люблю
И профессию свою.
Повар детского сада
Внебе звёздочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
Только повару не спится –
Повар затемно встаёт.
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон
Вспальни входит аппетит.
Мы в столовой дружно сядем,
Как огромная семья.
Буду поваром в столовой –
Так сама решила я!
Парикмахер
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
Водитель
Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт.
Шофёры
Шуршат по дорогам
Весёлые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины…
Ав кузове - важные,
Срочные грузы:
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Работа шофёров
Трудна и сложна,
Но как она людям
Повсюду нужна.
Мы – пожарные
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперёд.
Труд тяжёлый и опасный
Нас, пожарных, ждёт.
Вой пронзительной сирены
Может оглушить,
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить.
Ив беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
Ведь с огнём бороться будем
Смело день и ночь!
Про портного, про пальто и ещё про кое-что
Мне братишка говорит:
-У меня Пальто Болит.
Даже хлястик отвернулся
И куда-то вниз глядит.
Тут пришёл тряпичный доктор,
Или попросту – портной,
Он заахал и заохал:
-Что случилось?
Где больной?
Мой братишка говорит:
-У меня пальто болит.
И никак я не пойму – Почему?
Посмотрел тряпичный доктор
На пальто со всех сторон
И с улыбкой, и со вздохом
Наконец ответил он:
-Это проще манной каши.
Оттого пальто болит,
Что у пуговицы вашей
Жизнь на наточке висит.
Кем хотите стать вы, дети?
Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
— Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.
— Я мечтаю о балете.
Лучше нет его на свете.
— Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его - болезней нету!
— В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет!
— Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!
— Я хочу стать пианисткой.
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю её всем сердцем.
— Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть,
Дни рожденья отмечать.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Родине нужны!
Л. Олифирова
Приложение 2.
Пальчиковые игры, физминутки на тему «Профессии»
«Будем мы варить компот»
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)
Будем яблоки крошить,
Груши будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибать пальцы по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.
(правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)
«Почтальон»
Что принес нам почтальон?
Столстой сумкой ходит он. Перевод, журнал, газеты.
В бандероли 2 кассеты.
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали. (загибаем пальчики по одному)
«Профессии»
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)
Физкультминутка «Мы шоферы»
(выполняются имитационные движения по тексту)
«Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем,
Пристально мы смотрим вдаль.
«Дворники» очистят стекла,
Влево, вправо. Чистота!
Волосы взъерошит ветер,
Мы – шоферы хоть куда!»
Приложение 3.
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе на тему : «Профессии»
Цель: создавать условия для ознакомления детей с профессиями взрослых.
Задачи:
-закреплять знания детей о профессиях воспитателя, помощника воспитателя, врача, повара, познакомить с профессией художника;
-обратить внимание на трудовые действия и их результат, объяснять назначение предметов для труда взрослых;
- развивать диалогическую речь при ответах на вопросы воспитателя, обогащать словарный запас детей новыми словами (художник, расписывает игрушку,
-воспитывать уважение к людям труда - мастерам своего дела,
- в процессе игровых действий, находить предмет и называть его, соотносить предмет с иллюстрацией.
Оборудование: посылка, иллюстрации профессий для слайдов, погремушка, мешочек с игрушечными предметами: градусник, шприц, кастрюля, кисть, инструменты, сковорода, морковь, курица, капуста.
Ход занятия.
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята!
Я вам посылку принесла,
В ней секрет таится.
Вы посылку открывайте,
В мои игры поиграйте!
Воспитатель достает из коробки иллюстрации.
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, какие картинки я вам принесла.
Воспитатель достает из коробки картинки по одной, вешает их на доску и задает детям вопросы.
Картинка 1, изображен воспитатель в окружении детей.
-Кто нарисован на картинке?
-Как вы догадались?
-Как зовут вашего воспитателя?
-Что делает воспитатель?
После ответов детей воспитатель читает стихотворение:
С малышами я вожусь,
С ними провожу все дни,
Никогда я не сержусь
На проделки ребятни.
С ними я хожу гулять,
Их укладываю спать.
И, конечно их, люблю
И профессию свою.
Воспитатель: А кто еще работает в группе вместе с воспитателем?
Картинка 2, изображен помощник воспитателя.
-Кто нарисован на картинке?
-Как вы догадались?
-Как зовут вашего помощника воспитателя?
-Как она нам помогает? Что делает в группе?
-Кто еще трудится в детском саду, давайте посмотрим следующую картинку, но сначала отгадайте загадку:
Он с утра на кухне нашей,
Варит суп, компот и кашу.
Кто это?
Картинка 3, изображен повар.
-Кто нарисован на картинке?
-Как вы догадались?
-Что повар делает на кухне?
Сейчас (имя ребенка) нам расскажет стихотворение о поваре.
Ребенок 1: Повар - мастер щей, борщей,
И рагу, и овощей.
Вкусный сварит он бульон,
Торт испечь сумеет он.
Картинка 3, изображен врач.
-Кто нарисован на картинке?
-Почему вы так решили?
--Где работает врач?
-В чем состоит работа врача?
Сейчас (имя ребенка) нам расскажет стихотворение о работе врача.
ОРебенок 2: Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет врач!
Затем воспитатель достает из посылки дымковского петушка, матрешку картину и спрашивает:
Воспитатель: Что это за игрушка? А как вы думаете, кто их сделал? Я вам сейчас расскажу.
Картинка 4, изображен художник.
Воспитатель: Эту игрушку делает художник. Художник красками рисует узоры, цветы, лицо у матрешек. Работа художника требует терпения, умения красиво рисовать. Поэтому игрушки получаются такими яркими, их любят и дети, и взрослые. С этими игрушками можно не только играть, но можно их подарить на день рождения или праздник.
2. Подвижная игра «Волшебная погремушка».
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Волшебная погремушка».
Воспитатель: Дети, погремушка будет звенеть, а вы будете превращаться и делать то, что она скажет.
Погремушка звенит, воспитатель объявляет:
-Превращаемся в детей, которые поливают цветы;
-Дети подметают пол;
-Дети копают землю;
-Дети играют на пианино;
-Дети пекут пирожки;
-Превращаемся в радостных детей.
3. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
Воспитатель достает волшебный мешочек с предметами. Дети по одному достают из мешочка предметы и говорят, кому нужен этот предмет для работы и как им пользоваться. Предмет помещается возле картинки с изображением профессии : врача, воспитателя, повара, помощника воспитателя, художника.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, о каких профессиях мы с вами сегодня говорили? Где работают воспитатель и помощник воспитателя? Что они делают? Где работает доктор? Что он делает на работе? Чем занимается художник?
Ребята, каждый из всех, кого мы увидели сегодня на картинках, работает быстро, аккуратно, все они умелые, трудолюбивые. О таких говорят: «Труд красит, а лень портит».
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе
на тему «Профессии»
Цель: создавать условия для ознакомления детей с профессиями взрослых.
Задачи:
систематизировать знания детей о профессиях людей;
расширить активный словарь детей;
развивать мышление, наблюдательность;
воспитывать интерес к различным видам профессий;
воспитывать у детей уважение к труду взрослых и бережное отношение к его результатам.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Посмотрите пожалуйста в окно. Что вы там видите?
Ответы детей : дома, здания.
Воспитатель: Правильно. А кто построил все здания в городе? Отгадайте загадку.
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит… (строитель)
Молодцы, ребята, это строитель построил все здания.
Воспитатель: А какие профессии вы еще знаете? Я буду показывать вам картинки, а вы хором называйте.
Дидактическая игра «Угадай профессии»
Воспитатель показывает карточки с изображением доктора, воспитателя, почтальона, художника, повара, полицейского, пожарного, продавца, строителя.
Воспитатель: Молодцы, вы узнали все профессии, которые были нарисованы на карточках.
Вижу вы уже устали. Пришло время нам немножко отдохнуть.
Физкультминутка «Мы шоферы».
(выполняются имитационные движения по тексту)
«Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем,
Пристально мы смотрим вдаль.
«Дворники» очистят стекла,
Влево, вправо. Чистота!
Волосы взъерошит ветер,
Мы – шоферы хоть куда!»
Воспитатель: Молодцы! Хорошие шофёры получились. А теперь мы послушаем рассказы наших ребят о профессиях их родителей.
Дети по очереди рассказывают о том, кем и где работают их родители, опираясь на заранее приготовленный, совместно с родителями коллаж.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие? Про какие профессии мы сегодня разговаривали? Давайте вспомним, кем работают ваши родители.