Ирина Федореева
Познавательный проект «Чай — это огромный мир, помещенный в маленькую чашку»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта :
Чай - это огромный мир, помещенный в маленькую чашку
Тип проекта :
Научно – исследовательский (познавательный) проект.
Участники:
1. Целевая группа – дети старшей группы (5-6 лет).
2. Родители.
3. Воспитатель старшей группы.
Временной масштаб:
Средне – срочный (январь 2023 – март 2023).
Актуальность:
Мы живём в мире вещей, и многое воспринимаем как обыденное, должное. Не задумываемся о происхождении и значении предметов в жизни человека.
Темочки:
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Чай, чайные листья
- Чай. Проекты, проектная деятельность
- Чайная посуда, сервиз, чайник, чашки
- Темочки
Люди наливая, в кружку чай, не задумываются, а почему чай? Потому что так делали наши родители, деды, прадеды. Дети, выпивая кружку сладкого, горячего и душистого чая не знают что чай – это огромный мир, мир полный интересного и неизведанного. Чай – это уникальный напиток, который бодрит, освежает, лечит, согревает, помогает поддержать беседу. Таким образом, возникла идея разработать проект «Чай – это огромный мир, помещенный в маленькую кружку».
Цель: Обогащение знаний детей старшей группы о чае.
Задачи:
1. Обогатить знания детей о чайной церемонии в различные исторические отрезки времени.
2. Дать знания о пользе чая.
3. Познакомить детей с посудой для заваривания чая (заварочный чайник, френч, ситечко).
4. Привлечь родителей к реализации проекта.
Этапы реализации проекта :
- Подготовительный
- Внедренческий
- Заключительный
• Подготовительный.
1. Постановка цели и задач.
2. Определение методов исследования.
3. Беседы с детьми.
Цель: Определение знаний детей о чае.
- Подбор наглядно - иллюстративного материала по теме: «Чай».
- Подбор художественной литературы по теме.
- Работа с родителями. Сообщение о теме проекта.
• Внедренческий.
- Взаимодействие с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие осуществлялось по 4 направлениям:
Первое направление: Опыты и эксперименты с чаем
1. Беседа «Польза чая»
Цель: Показать детям, что чай и бодрит, и лечит, и успокаивает, и согревает.
«Чай без заварки»
Цель: Выяснить что чай – это кипяченая вода плюс высушенные листочки чая. Научить заваривать чай.
«Черный, зеленый, красный чай»
Цель: Познакомить с чаем разного цвета. Выделить сходные, а также отличительные особенности чая в сухом виде и при заваривании.
«Крупнолистовой, среднелистовой, мелколистовой, гранулированный чай»
Цель: Познакомить детей с тем, что чай может быть обработан по-разному. Выделить сходные и отличительные особенности чая в сухом виде и при заваривании.
«Чай с добавками»
Цель: Познакомить детей с тем, что чай может быть с разными добавками (травами, ягодами, фруктами, специями). Объяснить их назначение. Дегустация чая с мятой, с яблоком и шиповником, с корицей и гвоздикой.
«Чай рассыпной, в пакетиках, в пирамидках и прессованный»
Цель: Познакомить с разными фасовками чая. Выяснить назначение. Какой чай предпочитают дома?
«Посуда для заваривания чая»
Цель: Познакомить детей с заварочным чайником (стеклянный и фарфоровый, пресс – кружкой, ситечком. Выяснить назначение, их плюсы и минусы. Определить правила безопасности при обращении с горячей водой.
«Посуда для кипячения воды для чая. Самовар»
Цель: Познакомить детей с самоваром. Строение и принцип работы. Старинный и современный самовар.
«Посуда для кипячения воды. Чайник»
Цель: Выяснить, что чай можно кипятить в чайнике на газовой плите, в электрическом чайнике. Научить детей определять кипение воды. Объяснить, что чай заваривают кипяченой водой.
«Горячий чай (1)
Цель: Выявить, что чай можно остудить в блюдце.
«Горячий чай» (2)
Цель: Выявить, что чай можно остудить при помощи железной чайной ложки.
После каждого опыта, дети пили чай с медом, вареньем, баранками, сушками, сухарями, пряниками (как в старину, или с печеньем, конфетами, вафлями (как в настоящее время).
Чаепитие.
Цель: Дать знания о чайной церемонии (русская) в различные исторические отрезки времени.
Второе направление: Коллекционирование
• Беседа «Какой чай пьем дома?»
Цель: Выяснить какой чай пьют дома и почему? Кому, какой нравиться чай? (маме, папе, бабушке, дедушке, ребенку). Как мы дома пьем чай.
• Взаимодействие с семьей «Коллекционирование чая»
Цель: Принести из дома чай, для создания коллекции чая.
• Создание коллекции.
• Взаимодействие с семьей «Блюдце для чаепития».
Цель: Принести из дома чайное блюдце для чаепития, создания коллекции и опытов.
• Рассматривание разного чая.
• Дидактическая игра «Сортировка чая», «Четвертый лишний».
Цель: Классификация по цвету, величине, по обработке, по фасовке, по запаху.
• Сюжетно - ролевая игра «Семья». Игровые ситуации «Гости на пороге» и «Чай для больного медвежонка», «Сервируем стол».
Цель: Расширить знания детей о свойствах чай. Виды чая (травяной).
• Сюжетно ролевая игра «Магазин». Игровая ситуация «Продаем чай».
Цель: Расширить знания о чае.
• Чаепитие. Дегустация чая.
Третье направление: Путешествие по карте
1. Рассматривание иллюстраций на тему «Чайные плантации»
Цель: Дать детям понятия чайный лист, чайный куст, чайные плантации, сборщики чая. Родина чая – Китай.
2. Просмотр презентации «Как растет чай»
3. НОД «Где растет чай?»
Цель: Познакомить детей со странами, где растет чай.
- чтение китайской легенды «Обезьяна и чай».
- работа с картой.
- проблемная ситуация «Как добраться до.»
4. Чтение китайской народной сказки «Сказка о чае».
5. Обсуждение и изготовление символов для обозначения на карте.
6. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на самолете за чаем».
7. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на корабле».
4 направление: Путешествие по «Реке времени»
Беседа «Когда появился чай в России».
Цель: Дать детям знания о появлении чая в России (кем и когда был завезен)
НОД «Древность, старина, настоящее время».
Цель: Дать детям знания о том, что пили на Руси и в России (какие напитки) в разные исторические отрезки времени.
- рассказ воспитателя
- рассматривание иллюстраций на тему «Напитки, чай»
- рассматривание «реки времени», обсуждение.
.- проблемная ситуация «Что было до и после…»
Рассказ воспитателя «Чайная церемония в России в старину».
Чаепитие с самоваром из блюдец.
Рассматривание картин русских художников:
И. Грабарь «Утренний час. Подснежники».
В. Кустодиев «Купчиха за чаем».
Богданов – Бельский «Именины у учительницы».
Чтение художественных произведений:
К. Чуковский «Муха – Цокотуха».
С. Михалков «Самовар».
Даниил Хармс «Иван Иваныч Самовар».
В. Кужелева «Сказка о том, как Иван – чай лень прогнал».
Взаимодействие с семьей «Чаепитие в семье». Рисование на заданную тему.
Цель: Нарисовать рисунок, выучить частушку или стихи про чай.
Концерт «Частушки о чае».
Лепка из пластилина «Чайный сервиз».
Пословицы и поговорки о чае.
Слушание песни «Чашечка чая» (из мультфильма «Ничего»).
Просмотр мультфильма «Смешарики». «Индийский чай»
Игра (ТРИЗ) «Хорошо – плохо» (чай).
Ш. Заключительный этап.
Цель: Систематизация собранного материала.
1. Коллекции чая.
2. Коллекция блюдец.
3. «Река времени».
4. Карта с обозначениями.
5. Посуда для заваривания, хранения чая (чайные домики) и кипячения воды (самовар и чайники).
6. Организация выставок для родителей.
7. Чаепитие с родителями. Дегустация чая.
8. Презентация проекта. Обобщение положительного опыта.
IV. Перспективы.
1. Познакомить с чайными традициями Китая и Англии.
2. Пополнить коллекцию чая.
3. Создание лэпбука «ЧАЙ»
Литература:
1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста
2. Интернет ресурсы
3. К. Чуковский «Муха – Цокотуха».
4. С. Михалков «Самовар».
5. Даниил Хармс «Иван Иваныч Самовар».
6. В. Кужелева «Сказка о том, как Иван – чай лень прогнал».