Хабенко Оксана Олеговна
Познавательный квест «Богатыри земли русской» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Познавательный квест «Богатыри земли русской»
Воспитатель Хабенко О. О.
Задачи:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Темочки:
- Богатыри, былины
- Богатыри. Сценарии развлечений
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
2. Оживить представление героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
3. Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников.
4. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук).
5. Развивать познавательную и творческую активность детей, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Родины, уважение к русским воинам, желание им подражать. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
Активизация словаря: Богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, Русь, предки, славяне, доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).
Методические приемы: чтение стихов и былин, рассматривание картин, работа со слайдами, дидактические игры, словесные упражнения.
Предварительная работа:
- Подбор иллюстраций, рассматривание картин с изображением богатырей, богатырских доспехов.
- Подбор былин, сказок, стихов, загадок, пословиц о богатырях.
- Беседы о богатырях.
Чтение былины «Илья Муромец», отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».Просмотр мультфильма «Илья Муромец и соловей-разбойник».
Оборудование: иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей, канат, изображения Кощея Бессмертного, Змея-Горыныча, картина Васнецова «Богатыри».
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им свою улыбку.
-А теперь, сделаем круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие «Доброе утро»
Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Садимся на стулья возле телевизора.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в республике, у которой удивительно красивое имя. Как же называется наша республика?
Дети: Донецкая Народная Республика.
Воспитатель: Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Донецкая Народная Республика – единственная, необыкновенная республика, потому, что она – наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.
Но так было не всегда, более 1000 лет тому назад жил народ- славяне, которые основали своё государство, и назвали Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами.
Давайте подойдем к карте. Посмотрите, какая была Русь
показывает границы Руси.
СЛАЙД № 1
(границы Руси)
Воспитатель:
“Все может родная земля -
Может накормить своим хлебом,
Напоить из своих родников,
Удивить своей красотой.
Но не может себя защитить”
- Как вы думаете, кто защищал родную землю?
Дети: Русские воины, богатыри.
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Богатыри – это защитники нашей Родины в древности.
Воспитатель: - А как вы считаете, какими качествами обладали богатыри?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов.
СЛАЙД № 2
Картина Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель: Внимательно посмотрим на картину, она знакома вам?
Как называется? Кто ее написал? «Три богатыря» Виктор Михайлович Васнецов.
Воспитатель: Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли.
- Давайте мы поближе с ними познакомимся
СЛАЙД № 3
Со звуком
Я - Илья Муромец - крестьянский сын. Охраняю покой своей Родины мирную жизнь жителей Руси. Собираясь в поход на подвиги ратные, просим благословение отца и матери.
СЛАЙД № 4
Со звуком
Я-Добрыня Никитич – знатного происхождения, из рода князей. На мне кольчуга блестит серебром, щит сияет самоцветами, меч мой—главное оружие, моё богатство—сила богатырская, моё дело—Руси служить, от врагов оборонять.
СЛАЙД № 5
Со звуком
Я- Алёша Попович- сын попа. Моложе своих товарищей, увёртлив и догадлив. Сражаюсь за Русь- матушку. Не скакать врагам по родной земле, не топтать им конями Землю русскую.
СЛАЙД № 6
Картина Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель: ребята,а вы что знаете о богатырях?
Дети: Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Он старик с седой бородой, родина его Муром. Больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, они исцелили Илью, наделив его богатырской силой.
Добрыня Никитич - образованный, прекрасно воспитан, владел знаниями норм этикета, умел играть на гуслях. Добрыня великолепно играл в шахматы. Кроме перечисленных качеств он, как и все богатыри, храбр и отважен. Уже с детства (с 12 или 15 лет) Добрыня прекрасно владеет оружием.
Алеша Попович – самый молодой богатырь,был находчивым, смекалистым, хитроумным. Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Волха: оно сопровождается громом. Едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей.
Воспитатель: - А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете?
Дети: А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.
СЛАЙД № 7
Воспитатель:
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети:
С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
СЛАЙД № 8
Воспитатель: Что помогало богатырям в пути?
Дети: оружие, конь богатырский, земля матушка, лист дуба.
СЛАЙД № 9
ДУБ
Воспитатель: У нас сегодня в гостях дерево. Что вы знаете, об этом дереве?
Дети: Дуб.
Воспитатель: Верно, это дерево называется – дуб.
Дети: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали русскую землю.
Дети: Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой его листок и горсть родной землицы. Считалось, что лист дуба даёт силу людям, а родная земля защитит его от врагов, убережёт от смерти, поможет выстоять в трудный час.
(ГОВОРИТ ДУБ)
Воспитатель:
А вы бы хотели пройти путь богатырей.
Дети: да
Воспитатель:
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий путь, где будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Воспитатель: Чтобы отправиться в путешествие давайте, встанем в круг и сделаем хороводный обряд.
Игра-хоровод «Дуб-дубок» с музыкальным сопровождением
У нас рос дубок - Вот таков (Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)
Корень его - Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)
Листья его - Вот так широки! (Развести руки в стороны.)
Ветки его - Вот так высоки! (Руки вверх.)
Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)
Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)
Чтобы землю родную защищать от врага!
Воспитатель: А теперь в путь!
Дети двигаясь по группе
СЛАЙД № 10 со звуком
(дуб, канат)
Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Со ступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).
Выполнили задание канат исчезает
СЛАЙД № 11 со звуком
(дуб, Кощей)
Отправляемся дальше.
Здесь преграда, здесь Кощей
Ест он много-много щей,
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков :
(Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Выполнили задание Кощей исчезает
СЛАЙД 12 со звуком
(дуб, забор)
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы богатырские сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Выполнили задание забор исчезает
СЛАЙД 13 со звуком
(дуб, Змей Горыныч)
Воспитатель:
Дальше в путь мы все пустились
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай
И богатырское оружие скорее собирай!
Воспитатель: Вихрь налетел и сломал доспехи и оружие богатырей, поможем его собрать.
Д/и «Доспехи богатыря» разрезные картинки
вам нужно собрать изображение предметов, которые берёт с собой богатырь, собираясь на службу, на героический подвиг.
Дети выполняют задание: собирают картинки (копьё, меч, палица, лук, стрелы и др.)
-Как называются одним словом, все эти предметы? (богатырские доспехи)
СЛАЙД 14 со звуком
(дуб, богатырские доспехи)
Воспитатель: Давайте сравним, что показывает нам дуб, что собрали вы.
Выясняем, что на столе детей нет щита.
Мы не можем двигаться дальше, задание не выполнено, предлагаю выполнить щит из бумаги (оригами) .
На столах лежат салфетки, квадраты из бумаги серого цвета, схема (выполняют задание)
Выполнили задание богатырские доспехи исчезают
СЛАЙД 15 со звуком
(дуб, медаль)
Письмо
Дорогие ребята, вы прошли нелёгкий путь, вас ждали необычные задания. Внимание, смелость и ловкость помогли преодолеть все преграды. За это награждаю медалью «Юные богатыри»
СЛАЙД 16
(На экране появляются Богатыри)
Илья Муромец.
Если б на свете не было войн,
Как бы я счастлив был и доволен!
Ели бы сладко, спали бы крепко,
Чтоб в огороде у всех росла репка!
Добрыня Никитич.
Чтобы поля все вспаханы были,
Дети вкус хлеба чтоб не забыли.
Бабушки внукам о нас пели б песни,
Стало бы в мире куда интересней!
Алеша Попович.
Бицепсы, мышцы — это не имидж,
Но и без них меча не поднимешь!
Пусть только в сказках будут сраженья,
Вы тренируйте свое воображенье!
Мы посвящаем вас в юные богатыри и вручаем медали.
Воспитатель: А теперь когда вы стали настоящими богатырями скажите :
Наша Родина сильна …. да.
И у нас она одна…. да.
На Руси богатыри есть…да.
Им всегда хвала и честь…. да.
Илья Муромец герой …. да.
Он был самый молодой….нет.
Соловья он победил…да.
Из автомата подстрелил…нет.
Алёша Попович тоже герой…. да.
Он сильный, смелый, молодой….да.
Он в Киеве граде дружинником был…да
Карабаса в бою победил…. нет.
На танках боролись богатыри с врагом…. нет.
Они воевали с мечом и копьём…да.
Добрыня Никитич был слабым и хилым…нет.
Он змея сумел победить своей силой…. да.
Гордимся мы нашими богатырями…. да.
Хотим ли быть такими же сами…да.
Воспитатель:
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все препятствия, как богатыри. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными.
Воспитатель: Какие препятствия преодолевали? Ответы детей