Екатерина Митрофанова
Познавательные сказки, как одна из форм формирования у детей 4–5 лет знаний об экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.
Экологическое образование дошкольников– это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Публикация «Познавательные сказки, как одна из форм формирования у детей 4–5 лет знаний об экологии» размещена в разделах
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Экологическая сказка – уникальный метод воспитания, дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.
Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка.
Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, в фантазийной форме, формирующие экологическое, гуманное отношение человека к природе.
Цель экологических сказок :
1. познавать окружающий мир;
2. воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
3. думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
4. Задачи экологических сказок :
5. Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.
6. Формировать систему экологических знаний.
7. Развивать умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
8. Привлечение внимания детей к экологическим проблемам через эко. сказки.
9. Воспитывать стремление беречь нашу Землю
10. Осознание себя как части природы.
11. Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к себе как к части природы.
Значение экологических сказок :
В детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе.
Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Виды экологических сказок.
Экологические сказки подразделяются на авторские и народные. Народные сказки созданы по сюжетам русских народных сказок. Авторские сказки можно подразделить на следующие виды:
- сказки – «рассказки»
- сказки – «почемучки»
- сказки –«катастрофы»
В своей работе я использую следующие экологические сказки.
«Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Кот и лиса» ,«Теремок», «Кощей Бессмертный», «Лиса и Журавль», «Снегурочка», «Две Мышки»
Примеры авторских экологических сказок.
В. Бианки: «Сова», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хитрый лис и умная уточка», «Как муравьишка домой спешил?».
Д. Мамин-Сибиряк: «Серая шейка», «Лесная сказка». А. Н. Толстой: «Сорока», «Мышка», «Козёл», «Ёж», «Лиса», «Заяц», «Кот Васька».
Н. Сладков: «Синичка необыкновенная», «Лесные шорохи»
К. Паустовский «Кот ворюга»
Н. Рыжова: «Жила-была река», «Чей дом лучше?», «Как медведь дом потерял?», «История одного пруда», «Травинка-путешественница».
Л. Тарасенко «Путешествие капельки», «Ласка и Звездочка», «Подсолнух», Фокус ящерица», «Гномик в муравейнике», Превращение гусеницы», «Молодая яблонька», «Появление муравьишки»
Сказки – «рассказки».
В качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и др.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т. д., посредством встречи с которыми дошкольники узнают много нового о многообразии живой природы.
«Про Звездочку и космический мусор» (А. Бачерикова)
«Кто вырастил ягодку?» (Е. Коротаева)
Сказки – «почемучки»
Благодаря этим сказкам взрослые могут ответить на множество типичных вопросов маленьких «почемучек». В названиях этих сказок уже содержится вопрос.
«Почему на крыше сосульки?» (Е. Бакина, Е. Засолоцкая)
«Почему у Мухи хвоста нет?» (К. Овчинникова, Н. Перевалова)
«Почему Льдинка исчезла?» (Ю. Игошина)
«Почему у кита большой рот» (С. Сахарнов)
Сказки – «катастрофы»
В содержании этих сказок раскрываются глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды – факторы в совокупности создающие непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.
«Сказка о том, как разозлился дождь» (М. Пантюхина)
«Лесной пожар» (А. Смирнова, А. Устинова)
1. Содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
2. в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.) ;
3. главное – вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.
Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.
В каждой отдельной истории сказочные персонажи :
- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;
- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;
- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.
При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать в сказке возникновения познавательной потребности и интересов у главных героев. Тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается интересам к описываемым событиям.
После чтения сказок или вовремя :
- Детям могут даваться задания:
придумать конец, нарисовать, сконструировать модель чего – либо и т. д.
Проходит обсуждение текста
Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому образованию детей и может входить в другие:
• экологические занятия,
• опытно-экспериментальная деятельность,
• беседы,
• наблюдения,
• театрализованная деятельность.
На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены:
• начальные формы осознанно правильного отношения к природе;
• интерес к ее познанию;
• сочувствие ко всему живому;
• умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях,
• выражать свое эмоциональное отношение к ней.