Людмила Хабибулина
Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию дошкольников
Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги по траве, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь — это счастье. Малыш верит в любовь, силу и доброту окружающих его взрослых и очень надеется на их защиту.
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Одна из важнейших информации, которую получает ребёнок — это экологическая. Она касается прежде всего того, как нужно относиться ко всему живому на Земле, ведь от этого зависит доброе и гуманное отношение наших детей к окружающему миру. Чтобы поступки воспитанников были осмысленными, необходимо запомнить с ранних лет экологические законы и правила, тогда они будут жить правильно, не нарушая мир вокруг себя. От этого зависит будущее наших детей
на планете Земля.
Обучение детей экологическим законам и правилам с раннего возраста даст возможность вырастить поколение с новым мировоззрением и новым отношением к окружающей природе. Такие люди будут в состоянии изменить ситуацию на планете и вывести человечество из экологического кризиса.
Показателями экологической воспитанности являются ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту, понимание уникальности живого, сочувствие, сопереживание животным и растениям, находящимся рядом. Работа по данному направлению невозможна без привлечения родителей воспитанников.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества.
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно, сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.
Например.
Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем такую форму работы как создание экологических ситуаций, решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома.
Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа?
На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
Дайте оценку этому поступку.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это: информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.
Интересная форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого.
Важные моменты:
все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлекаем родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, в конкурсах организованных детским садом «Покормите птиц», конкурс на лучшее оформление участка, конкурс «Огород на окне».
Родители с большим желанием и энтузиазмом, проявляя творчество и фантазию, участвуют в данных конкурсах.
Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.
Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками «В весенний лес за приключениями», «Осень, осень в гости просим», «Праздник урожая». Проведение разнообразных конкурсов и выставок.
В холле детского сада ежемесячно обновляется выставка работ, родителей, детей и воспитателей из природного материала на разные темы, такие как «Необычное из обычного», «Осенние чудеса», «Подарки осени», работы из природного материала; «Наши руки не для скуки», поделки из бросового материала., «Новогодняя елочка», «Страна необычных цветов».
В своей работе используем технологию метода проекта. Важное место в технологии занимает игра — несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им.
Привлекаем родителей к проектной деятельности детей по экологическому воспитанию дошкольников. Проектная деятельность способна систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы.
Работая в первой младшей группе «Цыплята», мы долго обсуждали с родителями в какой форме рассказать маленьким детям о домашних птицах. Название группы, возраст детей, чтение сказок, произведений фольклора, стихов, позволили нам выбрать тему для проекта, итогом которого стал мини - музей «Курочка –Рябушечка».
Тема проекта: «Курочка Рябушечка».
Участники: воспитанники (2-3 года, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца).
Актуальность: Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно - манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную предметно – развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
Курочка Ряба – один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства, изображение петушков и курочек, наблюдение за их поведением сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес даже при работе с детьми раннего возраста.
Цель проекта: Расширить представления детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними птицами, со сказками о них, потешками, песнями, играми, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к птицам.
Задачи проекта:
-формировать у детей представление о курочке, петушке, цыплёнке (внешний вид, особенности образа жизни);
-развивать эмоциональный отклик на литературные произведения (стихи, сказки, потешки);
-формировать у детей интерес к художественному творчеству (рисование, лепка);
-активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Ресурсное обеспечение: художественная и познавательная литература, интернет-ресурсы.
Формы и методы работы над проектом:
-наблюдение;
-создание игровых ситуаций с использованием игрушек и литературных персонажей;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов;
-прослушивание аудиозаписей со звуками птичьего двора (кудахтанье кур, кукареканье петуха, писк цыплят);
-рассматривание иллюстраций;
- театрализованная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- выставка детских работ.
Работа с родителями:
- проведение «Круглого стола» с родителями;
- привлечение родителей в участии подбора наглядно-развивающих пособий;
- подбор книг для групповой библиотеки;
- рекомендации по домашнему чтению;
- беседы и консультации;
- просмотр телепередач о домашних птицах;
- подбор материала для мини-музея;
- постановка сказки «Курочка Ряба».
1 этап. Подготовительный
- Изучение уровня представлений детей по теме.
-Определение цели и задач проекта.
-Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта
- Информационно-методическое обеспечение:
подбор методической литературы.
подбор художественной литературы.
изготовление развивающих пособий, игр.
разработка конспектов.
2 этап. Содержание проекта
Вид деятельности Название темы Задачи
Познавательная «Где живут домашние птицы».
«Рассказ по серии сюжетных картинок».
«Что кушают курочки». «Цыплёнок из яйца». «Еда для курочки». Расширить знания детей о домашних птицах, на примере курочки. Познакомить с домашними птицами. Дать представление об особенностях их жизни, питании. Формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие. Развивать логическое мышление, любознательность. Воспитывать гуманное отношение к миру птиц. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление, воображение.
Чтение художественной литературы
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Цыплёнок», русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассказ Е. Чарушина «Курочка», В. Берестов «Курица с цыплятами». Разгадывание загадок о курочке и петушке. Прослушивание аудиодисков. Рассматривание иллюстрации «Дети кормят курицу и цыплят». Познакомить детей с произведениями о курочке разных авторов.
Коммуникативная «Семья курочки Рябушечки»
Продолжать активизировать познавательные способности детей, развивать интерес к жизни домашних птиц. Познакомить с удивительными и интересными фактами из жизни домашних птиц. Воспитывать доброе и бережное отношение к домашним птицам.
Совместная
деятельность
Чтение
стихотворений о курочке и петушке.
Рассматривание альбомов и фотографий.
Отгадывание загадок. Рисование кистью «Зёрнышки для курочки Рябы». Лепка из пластилина «Золотое Яичко» Учить детей внимательно слушать стихотворения о домашних птицах. Активизировать словарь по теме птицы. Развивать у детей умение разгадывать загадки. Закрепить знания детей о курочке и петушке.
Игровая «Расставь цыплят по росту», «Длинные и короткие червячки», «Подари Петушку перышки», «Курочка Ряба», «Домашние птицы» Закрепить знания детей о курочке и её семье.
Различать курочку, петушка, цыплёнка по внешнему виду. Закрепить знания детей о том, где живут птицы развивать память, мышление.
Музыкальная Музыкально-ритмическое упражнение «Цып-цып, мои цыплятки»; музыкально-танцевальное упражнение «Танец цыплят». Обогащать музыкальные впечатления детей. Развивать у детей слуховое внимание, музыкальность, ловкость, быстроту, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.
Двигательная
Подвижные
игры: «Наседка и цыплята», «Петушок», «Цыплята и кот», «Вышла курочка гулять». Закрепить знание детей о домашних птицах. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
Организация тематической выставки в книжном уголке Привлечь внимание детей к книгам о курочке и петушке. Развивать любознательность, самостоятельность. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Совместная деятельность с родителями «Это важно и интересно»
Сбор интересной информации о домашних птицах. Помощь в организации книжной выставки, мини- музея.
«Круглый стол» с родителями Беседа «Организация мини - музея «Курочка Рябушечка»» Познакомить родителей с проектом «Курочка Рябушечка». Обсуждение участия родителей в проекте.
3 этап. Итоговый
Мероприятия:
1. Открытие мини-музея «Курочка-Рябушечка»
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы: повысился уровень знаний по заданной теме, в группе создана необходимая развивающая среда, у родителей сформировалась активная позиция по решению заданных проблем совместно с детьми.
Проектная деятельность это интересно, увлекательно, познавательно, как для детей, так и для – педагогов и родителей.
Список литературы
1. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» Планы занятий- 2-е изд., Мозаика - синтез, 2010.
2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ»; - М. 2006
3. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009
4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л Театрализованная деятельность в детском саду. Москва,2000
5. Русская народная сказка «Курочка ряба»
6. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста : пособие для воспитателя / Е. А. Тимофеева. – М. : Просвещение, 2010
7. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» Мозаика - Синтез, 2008
8. Интернет-ресурсы