МААМ-картинки

Познавательное занятие в старшей группе «В царстве лекарственных растений»

Татьяна Озерова
Познавательное занятие в старшей группе «В царстве лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы

Представления о здоровом образе жизни у ребенка шестого года жизни достаточно, а способность к обобщению позволяет самостоятельно сформулировать простейшие правила, сохраняющие здоровье: есть чеснок и лук,делать прививки,есть витамины, мыть руки,одеваться по погоде,делать зарядку, закаляться. На занятии о лекарственных растениях дети старшей группы сначала рассматривают альбом "Лекарственные растения", изучают строение таких трав как крапива,тысячелистник,ромашка,валериана. Затем слушают рассказы воспитателя об лекарственных растениях. В конце занятия дети отвечают на вопросы об этих растениях.

Публикация «Познавательное занятие в старшей группе „В царстве лекарственных растений“» размещена в разделах

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему : «В царстве лекарственных растений».

Цели:

1. Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

2. Развивать экологическое мышление на основе представлений о царстве лекарственных растений.

3. Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.

4. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы побываем в царстве растений, а каких растений – вы узнаете, отгадав загадки.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

(крапива).

Рос шар бел, дунул ветер-

Шар улетел.

(одуванчик).

Стоят сестрички-

Желтый глазок,

Белые реснички.

(ромашка).

Воспитатель: это не простые растения –они могут лечить, поэтому их называют лекарственными растениями.

Издавна люди заметили, что домашние животные, когда заболеют, уходят, чтобы найти какую – нибудь травку, съев которую они выздоравливают. И человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из трав. Постараемся побольше узнать о лекарственных растениях.

-Знаете ли вы, чем хорошо лечить царапины и разбитые коленки? Зеленым бинтом, который называется подорожник.

-Да, ребята, мы иногда топчем его, а он все плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Надежно укрепился он в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелек с соцветиями. Они тоже жесткие и упругие- вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают многие другие растения. Семена подорожника клейкие, легко прилипают к ногам людей и шерсти животных, поэтому животные и люди, проходящие по дорожке, помогают семенам распространяться вдоль дорожек и тропинок.

-Ребята, а вы знаете как пользоваться подорожником при ушибе и порезе? (лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем приложить к ране).

-А как вы думаете, о каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, о крапиве. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, также она хорошо останавливает кровь. Для этого надо взять крапиву, растолочь ее и приложить к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы. Также из нее делают бумагу, веревки и мешковину. Вспомните сказку Г-Х Андерсена «Дикие лебеди» : именно из крапивы пришлось сестрице вязать рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.

-Но почему все- таки крапива обжигает? На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок- как игла крошечного шприца. Внутри волосков- едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Но пройдет немного времени, и вы перестанете чувствовать жжение.

-А это что за растение? (воспитатель показывает картинку с изображением ромашки).

-Если заболело горло, то лучший доктор- отвар из луговой лекарственной ромашки. Еще ее называют аптечной ромашкой. Давайте научимся отличать ее от другой, которая никого не лечит и называется поповником.

Дети приходят к выводу о том, что у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у поповника – листья цельные, на каждом стебле один цветок. Аптечная ромашка не имеет запаха. Она растет только на солнечных местах, а поповник может расти и в темных, влажных местах.

Воспитатель: Кто отгадает по запаху, о каком растении пойдет сейчас речь? (дает ватку с запахом валерианы). Это растение называется валериана. В переводе с латинского языка «valere» означает «быть здоровым». В медицине используют корень валерианы. Рассмотрите корневище, что можно о нем сказать? (корневище толстое, короткое, внутри пустое со множеством корешков).

На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Если царь Петр 1 повелел выращивать лекарственные растения, в том числе валериану, в специально созданных «аптекарских огородах». Растет валериана по заболоченным и влажным местам, по берегам рек и канав, на лесных опушках.

-Кто знает это растение? (Воспитатель выставляет картинку с изображением мать-и-мачехи).

Воспитатель: Лишь только сходит снег, появляются цветы мать-и-мачехи, а по окончании цветения отрастают листья. Давайте сравним верхнюю и нижнюю части листа.

Дети сравнивают и приходят к выводу, почему растение называется именно так.

Физкультминутка «А в лесу растет черника» :

А в лесу растет черника,

Земляника, голубика,

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать

(приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.

(ходьба на месте).

Затем воспитатель рассказывает детям правила сбора лекарственных растений :

1. Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.

2. Запрещается сбор лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.

3. Нельзя собирать лекарственные растения вблизи автомобильных дорог, в городе, рядом с железной дорогой.

4. Сушить траву надо под навесом, чтобы не попали прямые солнечные лучи.

5. При сборе цветков часть из них оставляют на растении.

6. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.

Итог занятия :

(воспитатель бросает ребенку мяч и задает вопрос, а ребенок бросает мяч обратно с ответом).

Вопросы:

1. Какие лекарственные растения ты знаешь?

2. Какое растение называют «зеленым бинтом»?

3. Отвар листьев какого растения лечит кашель?

4. Из какого растения готовят витаминные щи и салаты?

5. Приведите пример того, как можно помочь заболевшему братику, сестричке, папе, маме? И т. д.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Физкультурно-оздоровительное мероприятие «В гостях у зайчика»Физкультурно-оздоровительное мероприятие «В гостях у зайчика» Детский сад №357. Провела воспитатель старшей группы: Тихонова Галина А Физкультурно-оздоровительное направление является одним из приоритетных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное занятие в старшей группе «В царстве лекарственных растений»
Опубликовано: 8 сентября 2014 в 11:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное занятие в старшей группе «В царстве лекарственных растений»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Озерова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД