Ирина Лаврова
Познавательное занятие в подготовительной группе на тему «Защитники земли русской»
▼ Скачать
Программные задачи:
1. Дать представление детям, о том, какими были защитники нашего Отечества в разные эпохи. (Со времён богатырей по настоящее время)
2. Углублять знания детей о Российской Армии, познакомить с разными родами войск.
3. Развивать познавательный интерес к истории, традициям и обычаям своего народа - казакам.
4. Воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Ход занятия:
Дети входят в группу. Здороваются.
- Ребята, присаживаемся.
Я хочу с вами поговорить, а о чём, вы сейчас узнаете.
Давайте рассмотрим фотографию.
Публикация «Познавательное занятие в подготовительной группе на тему „Защитники земли русской“» размещена в разделах
- Что изображено на фото? (памятник, постамент, монумент)
- Кто изображен на фото? (богатырь былинных времен, гвардеец периода Отечественной войны 1812г., советский солдат времен В. О. В.)
- Как вы думаете, кто это? (защитники, воины)
- Этот памятник находится в Москве, на Поклонной горе, называется он "Защитникам Земли Русской". Скульптор - А. А. Бичугов. Памятник представляет собой скульптурную композицию, состоящую из трех воинов русской земли. Первый воин - богатырь былинных времен. Второй воин - солдат-гренадер 1812 г., олицетворяющий армию Отечественной войны. Третий воин - советский солдат времен Великой Отечественной войны. Эти три скульптуры олицетворяют национальную общность и могучий дух русских защитников на протяжении всех времен. Героические скульптуры показывают порыв к свободе, готовность отдать жизнь за родной дом и преемственность этих качеств поколениями.
-Ребята, а у нас в городе есть памятник защитникам Отечества? (да памятник пограничникам)
-Давайте рассмотрим, кто изображен на фото. (Ответы детей)
-4 декабря в Краснодаре открыли мемориал защитникам рубежей Отечества.
Монумент представляет собой 15-метровый обелиск на постаменте, который венчает двуглавый орел. Вокруг него размещены пять трехметровых фигур, изображающих былинного богатыря Илью Муромца, суворовского солдата, матроса, казака и современного пограничника – они символизируют силы, которые в разные периоды истории нашего государства стояли на страже его границ.
- Ребята, а как вы думаете, кто же были самые первые защитники земли русской? (Богатыри)
- В давние-давние времена, еще в Древней Руси стояли на страже нашей Родины, на заставе очень сильные люди, богатыри. О них народ складывал песни-сказания, которые называются былины. На слайде вы видите этих героев.
- Рассмотрите внимательно богатырей, скажите, во что они одеты, какие на них доспехи? (кольчуга – воинский доспех в виде рубашки из металлических колец; шлем – воинский головной убор из металла; поножи – металлическая защита на ногах)
- Какое оружие было у древних воинов? (щит, меч, булава, лук со стрелами, копьё, кинжал, палица – дубинка из металла)
- На чем передвигались богатыри? (на богатырском коне)
-Собирались богатыри в дружины и защищали родную Русь от врагов.
-Давайте с вами посмотрим, кто защищал наши земли после богатырей. (Гусары) (1812)
-ГУСАРЫ - род кавалерийских войск. Возникли в Венгрии в конце 15 века. Затем гусары распространились и в армиях других стран.
-Венгерское происхождение нашло отражение в форме, есть особенности венгерского национального костюма.
Венгерка или доломан – куртка со шнурами.
Ментик – короткая куртка, обшитая мехом.
Кивер или меховая шапка с султаном, а в ней был потайной карман.
Кушак – пояс.
Низкие сапоги со шпорами.
-А как вы думаете: На чем передвигались гусары? (на коне)
-Вооружены были гусары саблей, карабином, пистолетом.
Задачами гусарской кавалерии была разведка, действие в тылу врага, если враг бежал, в дело вступали гусары – захватывали пленных, обозы, оружие.
-Следующими защитниками были солдаты Гражданской войны в России (1917-1922гг., Красная Армия.
-Рассмотрим их одежду:
Шинель, гимнастерка.
Буденовка - шлем, богатырка форменный головной убор, военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной Армии.
-Солдаты Великой Отечественной Войны. (1941-1945)
-Солдаты были одеты: гимнастерки, галифе, шинель, пилотки, фуражки, шапки-ушанки.
-Какое оружие было у солдат ВОВ (наган, пистолет ТТ, автомат ППШ, винтовка Мосина, пулемёты, гаубица, катюша, танки).
-Нашу родину окружали и сейчас окружают разные страны, и не все они относились к нам дружелюбно. С давних времен было необходимо защищать границы. И в наше время границы ни на минуту не остаются без охраны.
Армия – это вид вооруженных сил.
- Какие виды вооруженных сил вы знаете? (сухопутные, воздушно-десантные, военно-морской флот, ракетные войска стратегического назначения).
-В мирное время армия по-прежнему охраняет границы государства, бережет покой и счастье своих граждан.
-А сейчас я предлагаю поиграть в игру. Д/и «Назови военную профессию» - воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово. Ребенок ловит мяч и называет профессию, связанную с этим словом.
- танк - танкист;
- артиллерия – артиллерист;
- корабль – матрос, капитан, боцман, штурман;
- самолет – летчик, пилот;
- разведка – разведчик;
- парашют – парашютист, десантник;
- море – моряк; подводник.
- рация – радист;
- ракета – ракетчик;
- граница – пограничник;
- мина – минер, сапер (новое слово, если дети затрудняются, воспитатель объясняет);
- Чем отличаются рода войск? (Формой, цветом одежды; эмблемами на рукавах, погонами, кокардами, значками.)
-А по головным уборам, мы сможем определить, в каких войсках служит солдат? (да)
Игра: «Назови, какой ты знаешь головной убор.» (будёновка, пилотка, фуражка, берет, кепка, шлем богатырский, шлем танкиста, каска, бескозырка, папаха.)
-Ребята, а вы знаете, что есть такие защитники земли русской, которые охраняли рубежи нашей Родины во все времена? (Казаки)
-Казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Что главным оружием было у казака? (сабля).
-По обычаю сабля передавалась по наследству от отца к сыну, которого собирали в Армию, всей роднёй.
-Со станиц и хуторов забирали молодых казаков на службу, осенью, после уборки урожая.
- И сейчас мы с вами увидим, как же в старину казака в армию провожали. Встречаем наших артистов.
Сценка: «Проводы казака в Армию»
Действующие лица:
Семья Громовых: Отец, мать, сестра, сын - Иван, бабушка, дедушка, две подружки, два дружка, урядник.
Скачут по Кубани, вдоль родной реки
Со станичным атаманом наши казаки.
Грозные вояки удалью сильны,
Кубанские казаки, защитники страны.
Подружка: По станицам разговоры, скоро казакам на сборы.
Кто из молодых ребят, едет в этот раз в отряд?
Подружка: Ой, да Громовых сын Ванюшка.
Ой, пошли к нему подружка. Едет в дальнюю станицу, надо бы нам с ним проститься.
Под музыку входит урядник
Урядник: Здорово дневали!
Громовы: Слава Богу!
Урядник: Это Громовых курень?
Семья: Громовых, Громовых …
Урядник: Что не ждали вы гостей, да серьезных новостей. Атаман меня прислал, да наказ свой передал. Казаку уж 19, пора службой заниматься. Завтра двинемся в дорогу, собирайтесь понемногу. Прощевайте, я пошел.
Мать: Может, сядете за стол, пообедаем гуртом!
Урядник: Это как - ни будь потом. Много дел у нас в управе. Ну, до встречи на заставе.
Мать: Ой, ты жалочка сыночек, драгоценный голубочек! Не хочу тебя пускать, саблей вострою махать!
Отец: Полно мать тебе страдать. Ему орлом пора взлетать. Саблей вострою махать.
Сестра: Ой, ты родненький мой братка, будет там тебе не сладко! Потемнеет белый день, опустеет наш курень!
Бабушка: Ишь коза, разголосилась, ничего ведь не случилось
Я вот деда провожала, и во сне к нему бежала. Не велел мне горевать, говорил: «Так надо, мать!»
Подружка: Ну, что пойдем ка мы к Ванюшке.
Собирайтесь ка, подружки.
Подружки: Здорово дневали!
Громовы: Слава Богу!
Подружка: Отчего Иван не весел, отчего ты нос повесил?
Подружка: Он за нами заскучал, да чуть плакать не начал! (смеется)
Иван: Эх вы девки, тарахтелки, расставляйте ка тарелки, отобедаем гуртом.
Подружки (вместе) : Да уж, это мы могем!
Подружка: А пока готовим стол, мы чего-нибудь споем!
(накрывают стол)
Песня «Как родная меня мать провожала».
Друг: Кто там любо так спевает, на веселье приглашает?
Друг: Слышно всем издалека, провожают казака.
Пойдем Ивана навестим, на подружек поглядим.
Друзья: Здорово дневали!
Громовы: Слава Богу!
Друг: Ты Ванюша, не журись, а домой скорей вернись. Что б станицы охранять, должен на коне скакать. Саблей вострою махать.
Друг: Ну-ка, Ваня, скажи, коня- то тебе батя справил?
Иван: А как же славный конь, боевой.
Друг: Это уж точно говоришь: верный друг казака - конь.
Друг: А я слыхал, что казак сам не поест, а коня накормит.
Друг: Ваня, друг. Погибай, а товарища выручай. Так всегда было у казаков. Взаимная выручка – основа казачьего братства.
Мать: Вот уж все и собрались. Пожалуйте гости дорогие за стол!
Отец: Чем богаты, тем и рады!
(выходит вперед мать, отец, сын)
Мать: Мы сыночка обнимаем, да наказам наставляем. Не позорь родителей, да всегда будь бдительным!
Отец: Слушай меня Ванюша, сынок, береги честь смолоду. Не завидуй другим и не держи зла в своём сердце. (Надевает портупею) .Вот теперь ты казак.
Дед: Да внучок, казаком надо родиться. Казаком надо стать. Казаком надо быть. Вот тебе сабля сынок. Помни такая доля казака – Сразить врага наверняка! Дюже сну не доверяй, саблю чаще навостряй. (Даёт саблю)
Бабушка: Пойди сюда, жалочка моя. Чти внучок старших - уважай старость! Каждого старика почитай отцом. А престарелую казачку матерью! Вот тебе внучок твоего деда папаха - надевай не ведай страха. Дай тебя я обниму, дюже я тебя люблю! Возьми сынок этот узелок, родная земля в нем лежит, от бед любых тебя пусть сохранит.
Мать: Рушничок я вышивала, да сыночка вспоминала. В добрый час тебе сынок, не оставит тебя бог. (Повязывает рушники со словами.) «Служи – не тужи». «Перевяжу тебя рушником, чтоб не забыл отчий дом».
Иван: Не плачь мать, вашу честь не опозорю. Казак скорей умрет, чем на чужую землю враг зайдет.
Песня: «Как родная меня мать провожала»
Слышен звук трубы
Иван: Благодарствую на том, поклонюсь перед отцом. Перед матерью, сестрой, перед бабушкой родной. Честь семьи я соблюду, дедушку не посрамлю!
Отец: Что ж сынок, взбирайся в путь, все, что слышал, не забудь! А еще у ворот, конь ретивый тебя ждет!