Ирина Ополяр
Познавательное занятие в подготовительной группе «История одной ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «История одной ложки»
Цель: Создать условия для привития устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
Образовательные:
Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа. Закрепить знание детей о народно прикладном творчестве. Формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Обогащения словаря новыми словами.
Публикация «Познавательное занятие в подготовительной группе „История одной ложки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, внимание, память, ассоциативное мышление, воображение. Развивать творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек.
Воспитательные:
Формировать интерес к истории. Продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.
Оборудование:
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, сундучок, металлическая, деревянная, пластмассовая ложки, презентация «История ложки», трафареты ложек по количеству детей, 3 набора разных ложек, миски с водой, магнит,
краски, кисти, карандаши, пластилин, непроливайки, салфетки.
Ход занятия:
Для привлечения внимания игра на ложках.
Ребята, скажите, пожалуйста, а на чем я вам сыграла.
А для чего еще нам нужны ложки?
В: Я ложкой люблю есть пирожное.
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку,
Вот, сколько всего можно выхлебать ложкой!
В: Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А кто-нибудь из вас знает, как появились первые ложки?
А Вы, хотели бы узнать историю ложек?
Дети: Да.
В: Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие «В историю ложки»
Как вы думаете, какими ложками ели в давние времена на Руси?
Презентация «История ложки»
Слайд 1 С самых давних времен как только человек научился готовить себе пищу, возник вопрос, а чем кушать?
- Руками суп и кашу есть удобно? Как вы думаете?
Слайд 2 Первую ложку человек сделал из глины, но она была не прочная.
Слайд 3 И человек при помощи двух камней сделал себе подобие ложки! Как вы думаете удобная была эта ложка?
- Ложка была очень неудобная, так как нагревалась от горячей пищи, края у ложки были острые и неудобные!
Слайд 4 Затем человек придумал смастерить ложку из кости животного, она была удобнее, легче, более гладкая, чем предшественница. И во время еды ложка из кости не обжигала губы, как каменная ложка.
Слайд 5 И как только человек понял, что из дерева можно вырезать фигурки, человек стал вырезать ложки при помощи ножа из кусков дерева.
- А вы знаете из каких деревьев изготавливали ложки?
Слайд 6 Ложки на Руси вырезали из разных пород деревьев: липы, берёзы, яблони. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи.
Слайд 7 Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники.
Слайд 8 Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Их украшали драгоценными камнями. У нас на Руси ложки у богатых были золотые и серебряные, а у бедных деревянные.
Слайд 9 Позже появились более практичные алюминиевые ложки. Хотя они тоже гнулись и ломались, темнели от горячего.
Слайд 10 Современные люди придумали делать ложки из нержавейки – металла прочного и блестящего.
Слайд 11 А теперь посмотрите какие стали современные ложки.
Я приготовила вам ложки : пластмассовая, деревянная и железная. (демонстрация ложек)
- Ребята, что мы можем узнать о свойствах этих ложек и как можем это узнать?
- Правильно провести опыты и эксперимент, хотите стать исследователями, тогда отправляемся в нашу лабораторию.
Разделитесь на группы, кто, где будет проводить опыт. Но давайте с вами вспомним, правила работы в нашей лаборатории. Дать задание каждой подгруппе.
ОПЫТЫ
1. Опустить по очереди в воду (тонет или нет)
2. Опыт с горячей и холодной водой (что быстрее нагревается)
3. Опыт с магнитом (притягивается или нет)
Какой можно сделать вывод? (Спросить у каждого стола)
- На Руси раньше всегда были деревянные ложки, чтобы ложки были не скучными их раскрашивали, расписывали разными цветами и завитками, ягодами.
- Наши ложки на Руси
У любого ты спроси
Ложку уважали, из березы вырезали
Расписная ложка, лаковая ножка,
Красной ягоды глазок, золотой завиток
И для каши и для щей нету ложечки важней!
В: На Руси ложки расписывали разной росписью. Какие росписи вы знаете?
Выберите себе понравившийся элемент росписи кто цветок, кто завиток, кто ягодку. Найдите обруч со своим элементом росписи и соберите свою ложку.
- В какой росписи получилась ваша ложка? (спросить у подгрупп)
В: Заготовки для деревянных ложек называли «баклушами», отсюда и выражение «бить баклуши». Так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень простой. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.
- У меня есть вот такие баклуши, кто хочет их украсить и побыть мастерами? (ответы детей)
Выберите материал, каким будете их украшать (краски, карандаши, пластилин).
Работа детей парами под музыку (игра Ложкарей)
Посмотрите, какие получились у вас красивые ложки. (Индивидуально выделить 1-2 за оригинальность). Ребята, давайте рассмотрим наши замечательные ложки. Какая ложка вам нравится больше остальных? Имеет ли значение в росписи ложек аккуратность мастера? Как вы думаете, кто из мастеров сегодня постарался больше всех? Можно ли подарить наши ложки? Кому бы вы хотели их подарить?
В: У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная кто её возьмёт должен рассказать пословицу о ложке.
Присаживайтесь на ковер (игра)
Дети, передавая ложку, друг другу, рассказывают пословицы о ложке.
Рефлексия
В: Да, ребята, ничто в нашей жизни не стоит на месте. Идет время, и благодаря знаниям и умениям человека все вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня, путешествуя с вами, что вы узнали нового?
Что было трудным, но интересным для вас?
А что бы вы хотели узнать нового о ложках?
А на прощание давайте с вами построим «Пирамиду удачи»
Если вам было интересно, но вы не совсеми заданиями справились, то свою фишку, ставим на первую ступеньку.
Если вам было интересно, и вы справились с заданиями, то на вторую ступеньку.
А если вам было интересно, и вы справились и помогли другим, то фишку ставим на третью ступеньку.
Мне очень понравилось с вами путешествовать в историю ложки, думаю, в следующий раз узнаем об игре на ложках, может даже, и научимся играть.