Елена Щербакова
Познавательное занятие «Права детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Права ребенка»
Цель мероприятия: способствовать приобретению учащимися знаний о правах и обязанностях ребенка, а также о правах и обязанностях школьника.
Задачи:
1. Способствовать формированию первичных знаний о правах ребенка и его обязанностях, правах и обязанностях школьника нашей школы, опираясь на устав.
Публикация «Познавательное занятие „Права детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
2. Способствовать развитию навыка групповой, индивидуальной и исследовательской работы, а также способствовать развитию познавательного интереса к предмету “Право”, к проблемам в нашей школе.
3. Способствовать формированию конструктивных, доброжелательных взаимоотношений в группах, в классе. Воспитывать уважительное отношение к Уставу школы, способствовать профилактике правонарушений в школе и обществе.
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, интерактивная доска, листы бумаги, карандаши.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
- Какая тема занятия?
Д: Права ребенка.
- Сегодня мы с вами познакомимся с правами, т. е. узнаем какими правами обладает каждый ребенок, с историей документов, в которых описаны эти права и нарисуем небольшие памятки по правам, чтобы вы их запомнили.
II. Основная часть.
- Вот поэтому сегодня наша задача узнать какими же правами мы обладаем, каковы наши обязанности!
-Как же возникли права ребенка! Об этом я вам сейчас расскажу, вы должны послушать внимательно и ответить на вопрос: «В каких документам мы можем узнать о своих правах!»
- Многие столетия и даже тысячелетия в мире существовало рабовладение. Владельцы рабов считали, что не все люди равны. Например, люди с другим цветом кожи или рожденные в другой стране могли быть обращены в рабов. С ними и обращались не как с людьми, а как с существами второго сорта или как с неодушевленными предметами. Только к XX веку человечество научилось понимать, что это несправедливо.
Люди поняли, что необходимо рассмотреть проблему и составить специальные документы по правам человека, чтобы юридически закрепить его права и свободы.
- Как вы думаете, как разрешались конфликты в древнем мире, в доисторическом обществе? Скорее всего обычными драками. А в XX веке?
В 1914 году началась Первая мировая война. Она привела к огромным, бессмысленным человеческим жертвам. Мир спохватился: надо привести общество в порядок! В 1917 году появилась одна из первых Деклараций прав человека. В ней были провозглашены разные права и свободы, как для взрослых, так и для детей : право на образование и воспитание, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей…
В 1924 году Лига наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка.
В 1945 году закончилась Вторая мировая война – самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества. Развязала эту войну фашистская Германия во главе с Гитлером, который хотел поработить народы других стран и установить мировое господство. Война унесла миллионы человеческих жизней, разрушила множество городов, сел и деревень.
Когда наступил мир, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты решались мирным путем. В октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация по поддержанию мира и безопасности. А в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Положения, о которых говорится в документе, касаются всех – мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих – независимо от национальности и цвета кожи. Это произошло 10 декабря, и с тех пор этот день отмечается во многих странах как День прав человека.
- Итак, ребята, возникновение прав – закономерный этап развития общества, сначала было рабовладение, потом люди поняли, что это несправедливо и придумали специальные документы, регулирующие права человека, а в каких же документах можно узнать о правах ребенка!
Д: Декларация прав человека, Закон об основных гарантиях прав ребенка, Конвенция о правах ребенка.
- Не все знают свои права, какие же они мои права, права ребенка! Сейчас мы сними познакомимся.
Права ребенка :
1. Право на жизнь.
Главное право каждого человека – право на жизнь. И маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить.
Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботится о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где врачи спасут, вылечат маленького, если он заболеет.
2. Право на имя.
Каждый ребенок после рождения имеет право на имя. Любое имя которое понравится его родителям может носить ребенок.
3. Право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им лучший уход.
В данном праве говориться о том, что каждый ребенок может воспитываться в семье, а если нет таковой, то у приемных родителей или государством (наша школа).
4. Право на заботу со стороны взрослых.
5. Право говорить на своем родном языке, исповедовать сою религию, соблюдать обряды своей культуры.
6. Право на бесплатное образование.
Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, умелыми, воспитанными. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.
В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки!
Значит, когда ты ходишь в школу, то помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.
7. Право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
В Конвенции так и записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.
8. Право на достаточное и качественное питание.
9. Право на медицинский уход.
10. Право на приемлемый образ жизни.
11. Дети не должны использоваться в качестве бесплатной рабочей силы.
Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и наказать того, кто жестоко обращается с детьми.
12. Право на отдых, сон.
Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.
13. Право на сохранение семейных связей.
14. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
- Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей.
Здесь говорится о сиротах. Но бывают такие родители, что им страшно доверить ребенка. В этом случае государство растит, воспитывает и заботится, чтобы ребенок был одет, накормлен, чтобы ему было где жить
Государство обязательно проверяет, хорошо ли живется ребенку – сироте, не обижают ли его, не заставляют ли делать тяжелую работу.
- С правами мы познакомились, а давайте теперь вспомним ваши обязанности. Кто мне поможет?
Д:….
Воспользовавшись Уставом школы, мы можем выделить следующие права и обязанности наших воспитанников:
Каждый обучающийся имеет право на :
- защиту своего достоинства;
- защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
- удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
- развитие творческих способностей и интересов;
- получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков развития;
- получение бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
- на отдых, в том числе организованный, между уроками, в выходные и праздничные дни.
Обучающиеся в Учреждении обязаны:
- соблюдать Устав Учреждения;
- избирать и быть избранными в Совет школы;
- добросовестно учиться, не мешать учебному процессу, стремиться к самостоятельному овладению знаниями, выполнению заданий учителя в классе и дома,
- бережно относиться к имуществу Учреждения;
- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;
- выполнять требования работников Учреждения в части, отнесенной Уставом и правилами поведения для обучающихся к их компетенции;
- быть аккуратным и опрятным в одежде;
- экономно использовать электроэнергию и воду;
- соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, санитарии, гигиены;
- уважать права и считаться с интересами других обучающихся, работников, не подвергать опасности их жизнь и здоровье.
III. Заключительная часть.
- Вот мы и познакомились с вашими правами, повторили ваши обязанности, а сейчас я хочу проверить, как вы запомнили полученный материал. Сейчас вы получите каждый по листочку бумаги и карандашу, ваша задача изобразить любое запомнившееся вам право ребенка. На работу вам дается 5 минут
Дети рисуют.
- Какова тема нашего занятия?
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали? Что больше всего запомнилось? Почему?
- Я считаю что данное занятие очень ценно и значимо для вас потому, что многие из ребят не знают и не умеют пользоваться своими правами, а особенно обязанностями. В наше время каждый ребенок должен знать свои права и отстаивать их, потому что те кто знает свои права больше добиваются успеха, нежели не знающие.
- Ребята, спасибо вам за то, что вы внимательно слушали меня и пополняли свои знания.