Елена Барышева
Познавательное занятие по развитию речи «От зерна до каравая»
▼ Скачать + Заказать документы
"От зерна до каравая"
Цель: Расширять знания детей о хлебобулочных изделиях,
о процессе сбора зерна.
Задачи: - Расширять представление детей о хлебе и его производстве
- Учить вести диалогическую речь и составлять небольшие
рассказы о профессиях: агронома, комбайнера, пекаря….
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к
труду взрослых.
Публикация «Познавательное занятие по развитию речи „От зерна до каравая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал: Каравай хлеба, осьмушка черного хлеба, колоски злаков, зерна
ржи, плакат хлеб - всему голова, муляжи хлебобулочных
изделий, подборка иллюстраций о хлебе
Ход занятия:
На столе лежит, каравай хлеба, накрытый салфеткой.
Воспитатель:
- Ребята здесь лежит какой-то продукт, какой я вам не назову, попробуйте сами догадаться.
- В каждой стране, в любом уголке мира, есть один продукт, который едят люди не зависимо от того, где они живут.
- Как вы думаете, какой это продукт? Я вам немного помогу - Я вам загадку загадаю.
Он и черный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним. (Хлеб)
Ответы детей.
- Правильно, это хлеб.
Воспитатель снимает салфетку с каравая и читает стих :
Вот он, хлеб душистый
С корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Воспитатель:
- Вот сегодня и мы с вами поговорим о хлебе. Узнаем о долгом и нелегком пути зернышка до каравая.
- Но сначала я хочу вам рассказать немного о том, как люди начали выращивать хлеб.
- Давным-давно кормит людей матушка-земля. Были времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них вырастила:
Воспитатель:
- Ребята, а что земля выращивает сама без человека?
Ответы детей, (ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки).
Воспитатель:
- Молодцы.
Но часто случалось так, что вместе со съедобными грибами и травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек.
Случайно упадут они на землю возле дома - смотрят, а на этом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, а лепешки и еще лучше. Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски.
Воспитатель:
- Как только уберут урожай с полей, человек начинает готовить землю к следующему году.
Осенью на трактора надевают плуг и вспахивают землю, для того чтобы земля смогла за зиму отдохнуть, набраться побольше влаги (талой воды - снег таит). (Рис. вспашки земли)
Весной, вспаханную землю трактора боронами боронят. Борона – это такие большие грабли, которые разбивают комья земли. Земля становится ровной, рыхлой и мягкой готовой к посеву семян. (Рис. Боронования)
Проводится физминутка.
Физминутка.
В землю зернышко попало, (присесть)
Прорастать на солнце стало. (руки над головой)
Дождик землю поливал, (имитация дождя)
И росточек подрастал, (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (тянутся на носочках)
И красавцем обернулся. (Поворот вокруг себя)
Воспитатель:
- Семенем - не каждое зёрнышко может стать, а то которое соответствует определённому размеру, форме, на определённую глубину сажают семена.
Если посадишь слишком глубоко - не хватит сил у ростка выбраться наружу. Если не будут прикрыты семена достаточным количеством земли, то станут лёгкой добычей птиц.
С того момента, как зёрнышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. Зёрнышку даёт тепло и свет- солнышко, оно светит и согревает землю. Зёрнышко в тепле прорастает. Нужно зёрнышку не только тепло, но ему нужно «поесть» и «попить», а кормит зёрнышко земля- матушка, потому, что в ней находятся необходимые питательные элементы для роста. Ещё для роста хлеба нужен дождь, но в меру. Слишком часто если идёт дождь, он мешает созреванию урожая. (Рис. рост посевов)
За ростом пшеницы наблюдает агроном. Агроном-это человек, который знает, как растить хлеб, какие вредители могут помешать его росту, какие болезни нападают на растения. (Рис. агроном)
Вот и созрели колоски. Пришла пора убирать урожай. Начинается уборка.
Уборку нужно начать вовремя, иначе все усилия хлеборобов окажутся напрасными. Раньше пока не было машин, люди убирали хлеб вручную. Брали несколько колосков и срезали. Сейчас это делают машины, которые называются комбайнами. Этой машиной управляет комбайнер, который едет по полю и машина скашивает колоски. (Рис. комбайн в поле)
Затем из комбайна зерно выгружают в машины, которые везут зерно на хранение в зернохранилище, которое называют элеватором. (Рис. элеватор)
На элеваторе зерно сушат, хранят и молотят (измельчают). На элеваторе есть мельница - где зерно перемалывают, так получают муку. Затем полученную муку, расфасовывают и развозят по магазинам и хлебозаводам.
На хлебозаводе пекарь из муки выпекает различные хлебобулочные изделия.
- А где ваши мамы берут муку? (в магазине)
- Ребята, а какие вы знаете хлебобулочные изделия?
Ответы детей. (батон, пряник, лаваш, хлеб, сухари, вафли, печенье)
Воспитатель:
-Готовые хлебобулочные изделия развозят по магазинам, где мы с вами их покупаем и едим дома… (Рис. и муляжи хлебобулочных)
Воспитатель:
- Да, ребята, много людей потрудилось, прежде чем хлеб пришел к нам на стол, труден и долог был его путь.
А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Что сначала, что потом?»
(Колосок, зернышко, элеватор, комбайн, пряник)
По аналогии еще 3-4
Воспитатель:
- Молодцы, все справились.
- Ребята, а давайте вместе еще раз вспомним этапы роста зернышка. И в этом нелегком деле нам помогут наши иллюстрации.
(дети составляют рассказ опираясь на иллюстрации и муляжи хлебобулочных изделий)
Вспашка земли - Боронование земли- Посев зерен – Рост посевов- Уборка урожая- Элеватор – Мельница - Пекарня
Воспитатель:
-А у меня для вас есть еще кусочек черного хлеба. Но хлеб этот не простой. Это осьмушка хлеба, т. е. восьмая часть от целой буханки. Вы знаете, что в этом году наша страна отмечала 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Во время войны люди голодали, а в городе Ленинграде, который находился в блокаде у немецких захватчиков почти 3 года, эти 125 грамм были нормой хлеба на целый день. Другой еды не было вообще.
- Возьмите в салфетке и подержите в ладошке.
- Это много или мало? (ответы детей)
- А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.
- Давайте разделим его на всех и съедим.
- Вы наелись? (ответы детей)
- Вы поняли, как дорог каждый кусочек хлеба?
- Ребята, я надеюсь, что вы будете беречь хлеб, доедать все до последней
крошечки?
- Ребята давайте запомним простые правила.
• К хлебу нужно бережно относиться.
• Не крошить хлеб во время еды
• Не оставлять недоеденные кусочки хлеба
• Не выбрасывать хлеб
• Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Воспитатель:
- Мы сегодня с вами очень хорошо поработали.
- О чем мы с вами разговаривали?
- Что делали?
- Что узнали нового?
- Что вам больше всего понравилось?
- А теперь давайте вместе дружно съедим наш красивый каравай.