Андриевич Юлия
Познавательное занятие «Космическое путешествие» в подгототовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе с элементами экспериментирования «Космическое путешествие»
Цель: расширять и углублять знания детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы, сформировать представления о их размере, расположении к солнцу.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с Российским праздником – Днём Космонавтики и героями космоса.
Развивающие:
- Активировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;
Публикация «Познавательное занятие „Космическое путешествие“ в подгототовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
- Продолжать развивать у детей интерес к экспериментированию;
- Продолжать развивать любознательность, познавательную активность, - -- Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи.
Воспитательные:
- Учить детей гордиться тем, что первый космонавт был российским человеком. Воспитывать уважение к профессии космонавта и гордость за свою страну и за людей, прославивших Россию: К. Э. Циолковский, С. П. Королёв, Ю. А. Гагарин.
Оборудование: ноутбук, экран, презентация, мягкие модули, мяч, шарики, ткань, стакан пластиковый, сода, ложка, лимонная кислота, жидкое мыло, вода.
Предварительная работа: беседа о космосе, космонавтах и учёных, просмотр иллюстраций к беседам; просмотр презентации «Удивительный космос»; чтение стихов о космосе, загадывание загадок.
Ход НОД
1. Орг. момент
Дружно за руки возьмёмся, и почувствуем тепло.
Повернёмся, улыбнёмся, словно наше солнышко.
Мы ребята, дружные? ДА, ДА, ДА.
Мы совсем нескучные? ДА, ДА, ДА.
Заниматься любим? ДА, ДА, ДА.
Ну тогда приступим!
2. Воспитатель:
- Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?
(День Космонавтики)
- А почему именно 12 апреля мы празднуем?
(12 апреля 1961 года, совершил свой первый полёт в космос наш русский космонавт)
- Акто знает имя этого космонавта?
Правильно, ребята, Ю. А. Гагарин, было ему 27лет. (Слайд 1)
Воспитатель:
Когда Ю. Гагарин полетел в космос, вся страна следила за его полётом, все люди сначала очень волновались,а затем радовались, когда онуспешно приземлился, облетев вокруг Земли на космическом корабле «Восток». (Слайд 2)
Они выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордимся, что именно российский гражданин первым в мире отправился в космос.
Воспитатель:
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил полет в космос?
("Восток").
- С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики.
- Кого мы ещё поздравляем в этот день?
(авиаконструкторов, лётчиков, космонавтов, учёных)
- Вот сколько профессий связано с космосом.
- Ребята, а кого ещё из известных космонавтов вы знаете?
(Валентина Терешкова – первая женщина – космонавт. (Слайд 3, Алексей Леонов – первый космонавт, который вышел в космос (Слайд 4)
Рассказ воспитателя:
- Ребята, основоположник русской космонавтики - Константин Циолковский (Слайд 5)
Очень давно, почти 100 лет назад, в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. И вот однажды он захотел соорудить такой летательный аппарат, на котором можно было бы долететь до какой-нибудь планеты.
Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих книгах.
Спустя много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктораСергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник. Они установили на нем приборы и запустили в космическое пространство.
Позже учёные решили повторить полет, но уже с животными на борту – это были собаки – Белка и Стрелка. (Слайд 6) Они благополучно вернулись на землю. И потом ученые решили осуществить свою мечту – послать в космос человека. 12 апреля 1961 года эта мечта сбылась.
Воспитатель:
-Ребята, акто первый запустил спутник и построил ракету?
(С. П. Королёв Слайд 7)
- А хотели бы вы отправиться в космос? (да)
- А что нам для этого нужно? (ракета)
- Давайте все, дружно построим ракету (воспитатель показывает схему - образец ракеты из мягких модулей, дети строят ракету).
- Какая замечательная ракета у вас получилась!
Я рада вам обьявить, что вы зачислены в команду звёздного десанта. Но быть космонавтом – это не только почётно, это и очень трудно.
Надо быть смелым, решительным, сильным, настойчивым, добрым, отзывчивым, нужно много знать. Юрий Гагарин воспитывал у себя эти качества с самого детства.
Ну что, готовы к полёту?
Дети: да.
Обратный отчёт10,9,8,7,6,5,4,3,2,1… «Поехали» Именно эту фразу сказал Ю. Гагарин перед стартом.
Вот, мы и оказались с вами в космосе. Давайте вместе, вспомним какие планеты есть в солнечной системе.
3. Физ. минутка
На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учё т: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Венера-два-с, (Хлопок)
Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон! (Развести руки в стороны)
Изучение нового и повторение пройденного
Воспитатель: ребята мы с вами летим в космосе, посмотрите в иллюминатор, как выглядит наша планета Земля? (Слайд 8)
- какой формы наша планета?
- какого цвета?
- почему?
( Дети: она имеет форму шара, окрашенного в голубой и зеленый цвета. Голубой - это моря, реки, океаны; а зеленый - это суша (материки).
Воспитатель: дети, а что ещё мы видим в космосе кроме нашей планеты?
Дети: солнце (Слайд 9)
Воспитатель: правильно, в космосе есть солнце – это огромный шар из раскалённых газов, вокруг него вращаются все планеты. Само солнце и всё, что обращается вокруг него, называют – солнечная система. Солнце притягивает всё к себе в радиусе до 6000 млн. км. с помощью силы тяжести (гравитации). Гравитация удерживает планеты на около солнечных орбитах, и каждая планета движется строго по своей орбите.
Луна – это естественный спутник Земли. Что вы знаете о луне?
Это самый большой спутник в солнечной системе. (Слайд 10)
На Луне нет воды и ветра, поэтому нет дождя и снега.
- Дети, а вы знаете, сколько всего планет в нашей солнечной системе? (8)
Первая планета - Меркурий
Смотрим фото Меркурия (Слайд 11)
Меркурий - самая маленькая и самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы. Он повернут к Солнцу всегда одной стороной, поэтому с этой стороны царит постоянная жара. А с другой стороны невообразимый холод.
Сможем ли мы приземлиться на Меркурии? Почему?
Летим дальше…
Вторая планета - Венера.
Смотрим фото Венеры (Слайд 12)
Венера - вторая планета Солнечной системы. Названа в честь богини любви и красоты. Хотя она вместе с Меркурием, Землей и Марсом относится к планетам "земной группы", но жизнь на ней невозможна. Венера укутана слоем плотных облаков, состоящих в основном из азота и углекислого газа. Считается, что это из-за извержений вулканов, которые идут на планете постоянно. Там очень жарко, а вместо рек текут ядовитые кислоты. В ее атмосфере бушуют штормы и бьют молнии. Но, тем не менее, именно Венера первый кандидат на терраформирование. Т. е. на изменение условий для того, чтобы на планете можно было жить.
Ребята предлагаю вам посмотреть, как происходит извержение вулкана.
Опыт 1. Делаем вулкан.
В баночку насыпаем
2 ложки соды
Ложку жидкого мыла
Краситель, все перемешиваем,
Добавляем лимонную кислоту, разбавленную водой.
В результате опыта, мы видим, как взаимодействуют сода и кислота, получается углекислый газ, который, выталкивает содержимое наружу.
Тоже самое, происходит в настоящем вулкане, газы выталкивают магму из вулкана.
Жерло - внутри вулкана дыра, уходящая глубоко в землю; кратер – вершина горы, из которой извергается вулкан; магма порода находящаяся под земной поверхностью, когда она достигает кратера вулкана, то становится лавой, лава – огненная жидкость, которая выходит (извергается) из вулкана;
Уважаемые космонавты, пройдите, пожалуйста, в нашу ракету, мы летим дальше.
Земля - пролетаем.
Третья планета - Марс.
Смотрим фото Марса (Слайд 13)
Марс - четвёртая планета Солнечной системы. Получил имя, в честь бога войны, за красный цвет поверхности. Когда-то здесь была жидкая вода. На фото поверхности видны дельты рек. Сейчас остались только ледяные шапки на полюсах, да возможные подземные резервуары с водой (по некоторым данным, на Марсе наблюдалась деятельность гейзеров). Жидкую воду и следы возможной жизни сейчас ищут на Марсе марсоходы. А еще на Марсе находится самая большая в Солнечной системе гора. Ее назвали Олимп в честь горы в Греции на которой, по легенде, жили боги. Марсианская гора высотой 26 км и в три раза выше Эвереста - самой высокой горы на Земле.
Опыт 2: Гравитация
Знаешь ли ты, что в космосе тоже существуют ямы?
Нам необходима ткань, которую натягивают дети. В центр кладем набивной мяч,
Провисает ли простыня под весом мяча, образуя впадину?
- Теперь, не убирая мяч, бросим на ткань теннисный мяч. Что происходит? Наверняка мяч скатывается в углубление, поближе к банке. Подобным образом и действует гравитация!
КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО?
Гравитация – это сила, которая притягивает объекты друг к другу. Чем больше масса объекта, тем сильнее сила притяжения. Массивные объекты – планеты, звезды – искривляют ткань Вселенной, подобно тому как мяч заставляет ткань прогнуться.
Затем кладем мяч легче, и снова к нему добавляем другие мячи.
Их притягивается уже меньше.
А теперь самый маленький он ничего не притянул.
Вывод:
Чем тяжелее предмет в центре простыни, тем выше «сила притяжения» и тем быстрее мяч будет катиться в центр.
Тоже самое в космосе, если планета большая, она притянет спутников больше, нежели маленькая планета. Именно поэтому у Меркурия и Венеры нет спутников.
Уважаемые космонавты, пройдите, пожалуйста, в нашу ракету, мы летим дальше.
Четвертая планета - Юпитер.
Смотрим фото Юпитера (Слайд 14)
Юпитер - самая большая планета Солнечной системы. Его масса в более чем два раза больше масс всех остальных планет, вместе взятых! Она относится к газовым гигантам - на Юпитере нет твердой поверхности. Эта планета крутится вокруг своей оси со скоростью около 42 км/с. Такая невероятная быстрота вращения порождает на Юпитере постоянно дующие мощные ветры. На Юпитере есть большое красное пятно. Это воронка огромного шторма. По размеру оно больше нашей земли в 2 раза. У Юпитера 63 естественных спутника. И его можно без телескопа увидеть как яркую немигающую красновато-розовую точку.
Сможем ли мы высадиться на Юпитере? Почему?
(Нет. Т. к. на нем нет твердой поверхности)
-Сможем ли мы высадиться на Юпитере? Почему?
(Нет. Т. к. на нем нет твердой поверхности)
Пятая планета - Сатурн.
Смотрим фото Сатурна и его колец (Слайд 15)
Сатурн еще одна газовая планета-гигант. Из космоса поверхность Сатурна кажется спокойной, но на самом деле, там постоянно бушуют ураганы. А ее на этой планете очень холодно: температура в самом теплом е месте никогда не поднимается выше 120 градусов мороза. Сатурн окружен системой колец, состоящих из частичек пыли и льда. Кольца есть и у других газовых планет, но только у Сатурна они такие заметные. Некоторые спутники Сатурна (на данный момент их открыто 62) отвечают за удержание колец на их местах. Их называют "спутники-пастухи".
Сможем ли мы высадиться на Сатурне? Почему?
(Нет. Т. к. на нем нет твердой поверхности)
Шестая планета - Уран.
Смотрим фото Урана (Слайд 16)
Уран - планета-гигант. Но в отличие от своих "братьев", она имеет очень "невыразительный" облик - ее атмосфера необычайно спокойная, в ней не наблюдается больших расслоений и вихрей. Это объясняется тем, что Уран - самая холодная планета Солнечной системы, даже холоднее находящегося дальше от Солнца Нептуна. Зато интерес представляет само вращение планеты. Дело в том, что он вращается вокруг своей оси "лежа на боку".
Уран - первая планета, которая была открыта с помощью телескопа.
Седьмая планета - Нептун.
Смотрим фото Нептуна (Слайд17)
Нептун - самая дальняя планета Солнечной системы. Эта планета получила свое название в честь бога океана. На ней мало света.
Он относится к ледяным планетам (к этой же группе относят и Уран). В его атмосфере бушуют самые сильные среди всех планет Солнечной системы ветра. Они достигают почти сверхзвуковой скорости.
Итак, юные астронавты, возвращаемся в наш детский сад!
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
1,2, 3, потянись,
Вот летит ракета ввысь!
Возвращение на Землю
Итог:
1. Сколько планет в Солнечной системе?
1. У какой планеты больше всего спутников? (Юпитер)
2. Почему?
3. Почему планеты круглые?
4. Какой праздник будем отмечать 12 апреля?
5. Ребята, скажите, а для чего люди осваивали космос?
Я хочу сказать вам большое спасибо за наше увлекательное путешествие. Вы умные, смелые, с вами не страшно выйти даже в открытый космос. За это я награждаю каждого заслуженной медалью, и набором как у настоящих космонавтов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Кургана
«Детский сад №54 «Смородинка»
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы
«Космическое путешествие»
Составил:
Воспитатель
Андриевич Юлия Юрьевна