Ольга Федюк
Познавательное развитие в режимных моментах с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие в режимных моментах с детьми дошкольного возраста.
Воспитатель:
О. Н. Федюк
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников. ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Публикация «Познавательное развитие в режимных моментах с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно - познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру. Познавательную активность ребенка рассматривают как деятельность, в процессе которой он учится, познает окружающий мир в игре, на занятиях, в труде, продуктивной деятельности, в общении. В связи с этим большое внимание необходимо уделять работе с детьми по развитию познавательной активности не только в учебной деятельности, но и в процессе совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, в процессе проведения режимных моментов. Для этого я использую разные формы работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста в режимных моментах :
наблюдение,
игра,
проектная деятельность,
проблемные ситуации,
экспериментирование,
моделирование,
конструирование,
рассказ, беседа.
Раскрою некоторые из них. Актуальной формой познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О. В. Дыбина, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева). Вот несколько примеров экспериментов:
1. «Есть ли у воды вкус?» Дайте детям попробовать питьевую воду, затем солёную и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавлено.)
2. «Испаряется ли вода?» (Вода испарится из ложки, превратится в пар. При нагревании жидкость превращается в пар.)
В работе с дошкольниками я использую познавательные задачи. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций. Такие ситуации возникают, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. Примерами познавательных задач могут быть следующие: неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег? Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Эти проблемные ситуации создаются в разных видах детской деятельности: игре, прогулке, одевании на прогулку, во время еды и т. д.
К эффективным формам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В моей практике использованы исследовательские проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение варианта решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети проводят эксперименты, ставят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования. В качестве примеров проектной деятельности с целью познавательного развития можно предложить ряд проектов: «Подводный мир», "Молоко и молочные продукты", "От зернышка - до каравая", "Люблю тебя, мой край родной!"
К самой распространенной формой познавательного развития дошкольников относится игровая деятельность. В режиме дня выделено несколько периодов игры: во время утреннего приема, в промежутке между завтраком и непосредственно образовательной деятельностью, на дневной и вечерней прогулке, в групповой во второй половине дня. Я помогаю детям выбрать игру, учитывая время и смену видов деятельности. Во второй половине дня в групповой организую драматизации, строительные, сюжетно-ролевые игры.
Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт. Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения. Я обращаю внимание детей на все, что нас окружает: природу, дома, люди. и т. д. Наблюдения проводятся и в помещении детского сада в разное время и за разными объектами. Результаты наблюдений уточняются, обобщатся, систематизируются, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения. Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно и проявляли интерес, испытывали от этого удовольствие.
Наглядное моделирование – эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста. При формировании обобщенных представлений, некоторых понятий, раскрытии взаимосвязей и закономерностей я опираюсь на различные модели. Модели, сделанные руками воспитанников в свободной деятельности (например, в вечернее время, можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, например, модели животного и растительного мира, модели природных зон Земли - отображение связи, влияние изменений окружающей среды на жизнь и внешний вид животных и растений. Модели в уголке природы являются ежедневными помощниками в познании природных явлений, изменении в природе, свойств времени. Это познание идет в утренние и вечерние отрезки времени проживания детей в детском саду.
Рассмотренные выше формы работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста в режимных моментах не существуют отдельно друг от друга. Они интегрируются, дополняют друг друга, происходит процесс установления связей между этими формами.
Заключая вышесказанное, я могу сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования - проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме не только на специально организованных занятиях в детской деятельности, но и в режимных моментах. Таким образом, используя разнообразные формы работы при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, я обеспечиваю качественные изменения в развитии познавательной деятельности : от любопытства до познавательной активности, что влечет за собой качество дошкольного образования.
Спасибо за внимание!