Евдокия Ткачёва
Конспект НОД по ФЭМП «Ориентировка на листе бумаги»
▼ Скачать
Программное содержание
• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
• Расширять представления о весе предметов.
• Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры.
• Совершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку, выполнять задания по словесной инструкции.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Коробка, 3 квадрата, 5 карандашей, чашечные весы, 2 кубика из пластилина одинаковой массы.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Ориентировка на листе бумаги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Раздаточный материал. Красный и зеленый круги, карточка с цифрами и знаками «+», «–», «=», тетради в клетку, простые и цветные карандаши, конверты с разрезанными квадратами (см. рис. 3, листы бумаги с моделями для решения задач (см. рис. 1, 2).
Ход НОД
I часть. Игровое упражнение «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
Дети заранее готовятся к показу действий по условию задачи и затем демонстрируют их под музыку: к кормушке сначала прилетает 1 птичка, а потом еще 4 птички.
Дети вместе с воспитателем составляют задачу, разбирают ее структуру, цифрами на доске обозначают числовые данные и повторяют задачу. Затем решают задачу и выбирают модель для ее решения: рисуют в кругах (рис. 1) точки в соответствии с условием.
Рис. 1
Воспитатель выслушивает ответы детей (без оценки правильности решения). Дети заполняют модель с помощью точек, рассказывают, как они решили задачу, и цифрой на доске обозначают ответ.
Воспитатель уточняет у детей: «Что надо сделать, чтобы записать решение задачи? (Какие знаки надо поставить между цифрами) Почему надо поставить знаки „плюс“ и „равно“?» (Дети обосновывают выбор знаков.)
Вызванные дети ставят между цифрами карточки с арифметическими знаками (1+4=5, читают запись и отвечают на вопрос задачи.
Воспитатель предлагает записать решение задачи на листах бумаги под «моделью» при помощи цифр и знаков и прочитать запись.
Аналогичная работа проводится при решении задачи на вычитание: «У Алеши было пять карандашей, четыре карандаша он убрал в коробку». (Ребенок показывает соответствующие действия.)
Дети на модели рисуют 5 точек и отделяют 1 точку линией (рис. 2).
Рис. 2
Под моделью дети записывают решение задачи, читают запись и отвечают на вопрос задачи.
II часть. Дидактическая игра «Сложи квадраты».
У детей 3 комплекта разрезанных квадратов разного цвета (в одном конверте; рис. 3).
Рис. 3
Воспитатель предлагает детям сложить 3 квадрата так, чтобы каждый квадрат был одного цвета.
После выполнения задания дети рассказывают, из каких фигур они составили квадраты, например: «Я составил квадрат из прямоугольника и двух квадратов».
Дети проверяют правильность построения квадратов по образцам, выставленным воспитателем, и оценивают работу: показывают красный круг, если есть ошибки, и зеленый круг, если ошибок нет.
III часть. Игровое упражнение «Изменяем форму предмета».
Воспитатель показывает детям 2 кубика из пластилина одинаковой массы и спрашивает: «Что можно сказать об этих предметах (о форме, цвете, величине, материале? Как вы думаете, одинаковые ли они по тяжести? Как это проверить?»
Один ребенок определяет вес кубиков, взвешивая их на ладонях. Воспитатель спрашивает: «Что можно сказать о весе кубиков?»
Другой ребенок использует для взвешивания весы. Воспитатель уточняет: «Что показали весы?» (Кубики одинаковые по весу.)
Воспитатель предлагает ребенку сделать из одного кубика шарик. Затем спрашивает: «Что теперь можно сказать о весе этих предметов?»
Вызванные дети взвешивают предметы на ладонях и весах.
Воспитатель предлагает ребенку сделать из другого кубика лепешку и снова сравнить предметы по весу. Затем обобщает: «Кубики были одинаковые по весу. Мы сделали из них другие предметы, но масса их не изменилась, по весу они остались одинаковые».
IV часть. Игровое упражнение «Рисуем узор».
Воспитатель предлагает детям в тетрадях от предыдущего задания слева отсчитать вниз 4 клетки и поставить точку.
Воспитатель говорит детям, что работу они будут выполнять самостоятельно, и дает задание: «От точки вправо проведите прямую линию длиной в одну клетку, затем проведите вверх прямую линию длиной в одну клетку, потом вправо прямую линию в одну клетку и вниз прямую линию в одну клетку».
Дети рисуют узор до конца строчки и украшают его (по желанию).
После выполнения задания воспитатель проверяет правильность его выполнения и оценивает солнышком.