Валентина Фатеева
Теоретическое обоснование материалов по познавательному развитию в дошкольном возрасте
▼ Скачать
Теоретическое обоснование материалов по познавательному развитию в дошкольном возрасте
Изучение проблемы требует в первую очередь аналитического представления ее генезиса процесса познания. Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддъяков и др. Важно отметить, что в педагогике особую роль познавательного развития детей признавал еще Я. А. Коменский. В основу своей книги «Материнская школа» он положил принцип энциклопедичности знаний: признавал право ребенка воспринимать мир целостно, а не ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности. Как утверждает Я. А. Коменский, знания ребенка должны быть разнообразными: о природе, о труде, о небесных светилах, об экономике и др. В целом такие педагоги прошлого, как Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо определяли познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию.
Публикация «Теоретическое обоснование материалов по познавательному развитию в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка. Л. С. Выготский и его коллеги обнаружили, что каждый познавательный психический процесс (восприятие, память, мышление и др.) имеет свою логику развития и преобразуется путем интеграции в высшую психическую функцию (логическую память, речевое мышление и т. д., которая носит произвольный и опосредованный характер.
При этом произвольность в психической сфере формируется легче и быстрее, если ребенку интересен конечный результат его усилий и понятны приемы и средства познавательной деятельности.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте тесно связано с выделением в структуре действия ориентировочной части. А. В. Запорожец изучал процесс формирования навыка у детей и показал, что появление ориентировки повышает эффективность выполнения предметного действия. Описанные ученым стадии овладения навыком наглядно демонстрируют постепенный процесс интериоризации ориентировки: сначала ребенок действует путем проб и ошибок, затем у него формируется двигательная ориентировка в ситуации и лишь позднее – зрительная ориентировка, которая впоследствии интериоризуется и становится внутренним средством. Н. Н. Поддъяков в ходе изучения генезиса ориентировочных действий установил, что в процессе решения задачи ориентировочное действие “вырастает” из исполнительного.
Важным направлением развития восприятия в дошкольном возрасте является усвоение сенсорных эталонов – общественно выработанных представлений о свойствах и качествах предметов. Как показали исследования Л. А. Венгера, в этом возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины, благодаря чему процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Овладение этими эталонами связано с развитием перцептивных действий, позволяющих соотнести наблюдаемое свойство предмета с эталоном. Изучая динамику формирования перцептивных действий в дошкольном возрасте, Л. А. Венгер и его сотрудники установили, что развитие действий восприятия подчиняется выявленной А. Н. Леонтьевым закономерности “параллелограмма развития” : на первом этапе ребенок обращается с эталонами как с реальными объектами и соотносит с ними воспринимаемые предметы в плане внешнего материального действия; на втором этапе соотнесение осуществляется уже в плане восприятия, но с опорой на эталон; на третьем этапе соотнесение происходит во внутреннем плане, и внешний эталон уже не нужен.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется новая система психических функций, в центре которой находится память. П. П. Блонский показал, что для дошкольников характерна тесная связь мышления и памяти: память определяет весь ход развития мышления и дает возможность ребенку действовать в плане общих представлений.
В дошкольном возрасте выделяют две линии генезиса памяти: становление ее произвольности и опосредованности. У младших дошкольников память имеет непроизвольный характер, т. е. дети не ставят перед собой цели специально что-то запомнить. В среднем дошкольном возрасте ребята начинают осознавать цель запоминания и припоминания и овладевают простыми мнемическими приемами. В старшем дошкольном возрасте дети учатся соотносить воспроизводимый материал (например, стихотворение, которое читается вслух по памяти) с образцом. Развитие памяти в дошкольном возрасте включено в основные виды деятельности ребенка, причем игра оказывает наиболее значимое влияние на генезис памяти: дошкольнику гораздо легче воспроизвести запоминаемое содержание, если оно соответствует роли.
Важным направлением в развитии памяти является приобретение ею опосредованного характера. Л. С. Выготский отмечал, что высшие психические функции развиваются благодаря овладению знаками, которые перестраивают и регулируют психическую деятельность человека. В соответствии с этими представлениями А. Н. Леонтьев исследовал динамику развития опосредованного запоминания у детей дошкольного возраста и выявил уже упоминавшуюся ранее закономерность становления опосредованности психических процессов, известную как “параллелограмм развития”. Согласно этой закономерности младшие дошкольники еще не умеют использовать внешние средства для улучшения запоминания. В среднем дошкольном возрасте дети овладевают умением применять внешние средства для организации мнемической деятельности, и эффективность опосредованного запоминания повышается. В старшем дошкольном возрасте многие внешние средства интериоризуются, и успешность непосредственного запоминания “подтягивается” до уровня опосредованного.
Особенности развития мышления в дошкольном возрасте связаны с преобладанием его образных форм, в становлении которых существенную роль играет создание системы представлений ребенка о мире и умение оперировать образами. Сначала возникает наглядно-действенная форма мышления, характеризующаяся тесной связью мыслительных процессов и практических действий. В ходе выполнения предметных действий ребенок открывает внутренние характеристики и связи между объектами. В основе наглядно-образного мышления лежит манипулирование не конкретными предметами, а представлениями о них. Н. Н. Поддъяков говорил об особом типе мышления дошкольников – о “детском экспериментировании”, которое объединяет эти две формы мыслительной деятельности. В процессе экспериментирования ребенок открывает неизвестные ему ранее свойства и связи между предметами, которые стимулируют дальнейшее преобразование среды. Таким образом, экспериментирование способствует развитию самостоятельности и гибкости мышления детей, расширяет возможности изменения схем ситуации.
В дошкольном возрасте сосуществуют все формы мышления, при этом они различаются по уровню развития. Несмотря на то что наглядно-действенное мышление появляется в онтогенезе раньше наглядно-образного, переход от первого ко второму виду мышления, как показано в экспериментальных исследованиях А. В. Запорожца, Н. Н. Поддъякова, Л. А. Венгера и других, происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности. Изучение особенностей мышления дошкольников позволило Л. А. Венгеру выделить особую форму мышления – модельную, которая служит промежуточной между образным и логическим мышлением. Овладение детьми способами наглядного моделирования является важнейшим условием формирования внутреннего плана действий. Основные виды деятельности в дошкольном возрасте имеют моделирующий характер: в игре ребенок использует модели реальных вещей (предметы-заместители) и моделирует взаимоотношения между людьми; в процессе рисования и конструирования он строит модель реального объекта на основе его существенных признаков.
Благодаря рисованию и конструированию становится возможным переход от образного мышления к схематическому, а затем и к словесно-логическому, основы которого закладываются в дошкольном возрасте. Характерной особенностью схематического мышления детей является опора на наглядные схемы и модели, которые помогают ориентироваться в признаках и свойствах предметов. Постепенно интериоризуясь, эти схемы становятся внутренним средством мышления, стимулируя развитие словесно-логического мышления. Отрыв от чисто наглядного мышления создает возможность устанавливать связи между общими представлениями, расширяет круг доступных для ребенка обобщений, тем самым закладывая основу словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте формируются такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, классификация и др. В процессе рисования и конструирования дети учатся отделять существенные признаки от несущественных и на основе первых проводить обобщение предметов и их классификацию.
Изучая мышление детей дошкольного возраста, Ж. Пиаже выявил следующие его специфические особенности: эгоцентризм (неумение понять точку зрения другого, анимизм (одушевление неживого, артифициализм (взгляд на окружающий мир как на созданный человеком, синкретизм (нерасчлененность мышления, неумение выделять детали в ситуации, трансдукцию (ход мысли от частного к частному, минуя общее, нечувствительность к противоречиям и овеществление психики. К семи годам формируется обратимость мыслительных операций и эгоцентрическая позиция постепенно преодолевается.
Генезис мышления в детском возрасте тесно связан с развитием речи, что было подтверждено исследованиями Л. С. Выготского и Ж. Пиаже. С точки зрения Ж. Пиаже, процесс развития мышления можно представить следующим образом: “аутизм-эгоцентризм-логика”, т. е. на ранних этапах онтогенеза мышление направлено на удовлетворение желаний и не может быть выражено в речи. Эгоцентрическое мышление является переходным от аутичного к социализированному мышлению взрослых и выражается в особых эгоцентрических высказываниях, “речи для себя”. В то же время эксперименты, проведенные под руководством Л. С. Выготского, показали, что внутренняя речь появляется намного позже внешней. На первых этапах развития речь направлена на других людей и служит средством общения. В дошкольном возрасте возникает эгоцентрическая речь, которая, интериоризуясь, становится внутренней речью. По мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь – это лишь звуковое сопровождение действий ребенка, которое не имеет особого значения в психическом развитии. Однако Л. С. Выготский показал, что в дошкольном возрасте эгоцентрическая речь выполняет планирующую функцию, т. е. помогает ребенку осмыслить деятельность и найти решение возникшей проблемы. Таким образом, с точки зрения ученого, эгоцентрическая речь является переходным этапом от внешней речи к внутренней.
В течение дошкольного детства происходит процесс фонематического развития : ребенок не только научается правильно произносить слова, но и постепенно перестает реагировать на неверно сказанные слова. Значительно увеличивается словарный запас, дети начинают правильно использовать грамматические конструкции, благодаря чему речь из ситуативной становится контекстной, а затем и объяснительной: дошкольники могут пересказать сказку или короткий рассказ, описать картину и придумать ей название. Общение со взрослым и сверстниками стимулирует развитие диалогической речи, которая предполагает умение задавать вопросы и выслушивать ответы собеседника, а также умение рассуждать, анализировать.