назарова елена сергеевна
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность является важным этапом развития детей старшего дошкольного возраста. Формирование их личностных качеств и способностей во многом обуславливается знакомством с окружающим миром во всем его разнообразии. Дети дошкольного возраста очень любознательны, для них важно постоянно узнавать что-то новое о предметах и явлениях окружающего мира, понять принципы его функционирования и изменения.
Публикация «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
С использованием средств познавательно-исследовательской деятельности педагоги способны формировать и закреплять интерес детей дошкольного возраста к различным экспериментам, исследованиям, что обеспечивает их комплексное развитие восприятия, внимания, памяти и мышления, а также речи. В рамках познавательно-исследовательской деятельности ребенок учится размышлять о разных объектах окружающего мира, выражать свое мнение, анализировать и сопоставлять.
Познавательно-исследовательская деятельность – это личностная активность детей дошкольного возраста, нацеленная на решение поставленных задач проблемного и поискового характера. Познавательно-исследовательская деятельность носит как теоретическую, так и практическую направленность, помогает познать детям окружающие их предметы и явления как в целом, так и по индивидуальным признакам, анализировать взаимосвязи между ними, составлять группы и системы объектов на основании общих характеристик.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста базируется на их потребностях в новых эмоциях, впечатлениях, знаниях об окружающей действительности. Чем более разнообразна познавательно-исследовательская деятельность, чем интереснее и насыщеннее поставленные поисковые задачи, тем интенсивнее развивается ребенок в рамках процесса познания и экспериментирования.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста начинается с того, что воспитатель ставит перед несовершеннолетними определенную задачу, требующую решения. Ребенок проводит анализ поставленной перед ним проблемы, предлагает варианты решений, из которых выбирается одно или несколько верных совместно с воспитателем. По результатам познавательно-исследовательской деятельности проводится оценка ее результатов, контроль и сравнение с образцом. Воспитатель совместно с детьми формирует выводы, при необходимости дает домашнее задание на закрепление полученных навыков и умений.
Значимой особенностью познавательно-исследовательской деятельности является активизация ребенка, проявление его субъектности как инициатора процесса познания. Занимаясь исследованиями и экспериментированием, ребенок способен показать свою самостоятельность, проявить инициативу и любознательность мышления. Познавательно-исследовательская деятельность таким образом становится важным условием социальной адаптации и социализации детей дошкольного возраста, а ее несформированность вызывает апатию и негатив при столкновении с любыми проблемными ситуациями. Поэтому познавательно-исследовательскую деятельность можно считать важным условием эффективного и благоприятного социального развития детей дошкольного возраста.
Познавательно-исследовательская деятельность интенсифицирует процесс умственного развития ребенка, так как обеспечивает в его сознании формирование четкой взаимосвязи между теоретическими знаниями и практическими действиями. Сталкиваясь с препятствиями и барьерами в процессе экспериментирования, ребенок использует и развивает разнообразные мыслительные операции, помогающие ему достичь поставленных целей.
Специфичный характер познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста обусловлен еще и тем, что в отличие от других занятий, поставленная перед ними цель хотя и понятна, но не совсем осознаваема, расплывчата. В ходе экспериментирования и исследований ребенок выдвигает гипотезы, подтверждает или опровергает их, ищет дальнейшие пути решения, что максимально приближает эту деятельность к научной. Гибкость, вариативность, разнообразие – вот основные характеристики познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Важным элементом познавательно-исследовательской деятельности являются проба и ошибки. Ошибки – следствие отыскивания новейших методов модификации объекта. В ходе процесса познания ребенок самостоятельно применяет и отбрасывает уже известные ему способы, апробирует новые, комбинирует и сочетает их между собой для достижения поставленной цели. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны не только применять новые способы, но и вербально обосновывать то, каким образом они решают проблему, почему они выбрали конкретные предметы и инструменты, что стимулирует процесс умственного развития.
На основании вышесказанного можно определить основные функции познавательно-исследовательской деятельности, стимулирующие процесс развития детей старшего дошкольного возраста :
увеличение объема интересов, расширение знаний, умений и навыков детей благодаря тому, что в ходе познавательного процесса они постигают мир во всем его разнообразии, постоянно стремятся к новому, формируют представления об истории, географии, биологии, общественном устройстве и т. д. ;
постепенный переход мыслительной деятельности ребенка от систематизации и обобщения опыта своих действий к использованию инструментов символической деятельности (ребенок начинает мыслить образами, идеями, способен представлять себе схему и алгоритм процесса, определять взаимосвязь между явлениями и событиями);
усвоение детьми главных культурных методов упорядочения опыта: родово-видовых (классификационных, причинно-следственных, временных и пространственных отношений;
развитие инициативности и познавательной активности ребенка (любознательности);
развитие речи, навыков анализа, обоснования своей позиции, выбранных способов решения проблемы, интенсификация развития мышления, восприятия в ходе активной познавательно-исследовательской деятельности.
Эффективность познавательно-исследовательской деятельности обуславливается тем, что ребенок может применять и варьировать различные варианты изучения объектов и явлений окружающего мира, что развивает навыки обобщения и систематизации информации. Важным средством развития ребенка является экспериментирование, попытки теми или иными способами воздействовать на объекты, наблюдать за их изменениями и трансформациями. Необходимо, чтобы при этом ребенок не действовал по указаниям взрослого, а самостоятельно действовал, пробовал, пытался применять разные предметы, достигая поставленной цели. Именно пробующие действия выступают в качестве базы для перехода познавательно-исследовательской деятельности на более высокий уровень, вплоть до наивысшего в старшем дошкольном возрасте. Даже если ребенок сделал неправильный выбор действий, не следует его критиковать или сразу отбрасывать: важно, чтобы он смог самостоятельно проанализировать сделанный выбор, осознать его ошибочность и на основании этого продолжать исследовательскую деятельность.
Благодаря этому в старшем дошкольном возрасте у ребенка развиваются навыки прогнозирования собственных действий. Опираясь на уже полученный опыт познавательно-исследовательской деятельности, ребенок может прогнозировать изменение параметров объекта, а уже после этого начинать экспериментирование. Также эффективным является развитие способностей к децентрации, когда ребенок может отвлечься от изучения одного аспекта предмета и перейти к следующему, что позволяет ему познавать окружающий мир с разных точек зрения, обобщать, систематизировать и классифицировать предметы и объекты.
Следует рекомендовать следующие виды познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе поддержки у них инициативы:
1. Экспериментирование и опыты (основная задача – изучение причинно-следственных отношений и связей).
Деятельность в рамках опытов имеет целью:
привлечь внимание детей дошкольного возраста «интригующей информацией» или показом необычного свойства предмета или действия с ним;
предоставить детям свободу в экспериментировании (выбор материалов и действий) и обсуждении полученного эффекта;
формулировать причинно-следственные связи (если., то. ; потому., что);
самостоятельность использования оборудования в свободном экспериментировании.
2. Коллекционирование (классификационная работа) (основная задача – изучение родовидовых связей). Деятельность, осуществляемая в рамках «коллекционирования» :
выявление сходств и различий между предметами в процессе обсуждения – рассуждения, выявление реальных оснований для их классификации;
внесение материалов в квалификационную таблицу (если материал настоящий – внесение в емкости в идее коллекций, а в классификационную таблицу вносятся картинки, их замещающие, или ярлыки с наименованиями этих объектов или предметов).
3. Путешествие по карте (основная задача – это овладение пространственными схемами и отношениями (представления об окружающем мире) Деятельность в рамках «путешествие по карте» :
обсудить и выбрать пункт назначения, подходящий для путешествия вид транспорта;
обозначить возможный маршрут путешествия, высказать предположение, о том, что может повстречаться на пути;
изучить растительный и животный мир в представленной области, особенности жизни и деятельности общества в представленной области и т. п. ;
заполнить участок карты очертаниями изученных маршрутов, вырезками – метками (животные, растения, люди, занятые типичным для данной области трудом).
4. Путешествие по «реке времени» (основная задача – овладение временными отношениями (знания об историко-временном периоде – от былого к настоящему).
Также в ходе построения работ по осуществлению технологии поэтапной организации познавательно-исследовательской деятельности, направленной на поддержку инициативы детей дошкольного возраста, необходимо использовать моделирование, наблюдения, проблемные ситуации, мини-исследования, беседы и компьютерные игры.
Существенным является взаимодействие с педагогами и родителями, имеющее целью повышения уровня реализации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Дети в связи со своими возрастными и индивидуальными особенностями не способны работать самостоятельно, проводить многие опыты и эксперименты, требуется помощь взрослого, поэтому окружающим взрослым важно поддерживать инициативные проявления детей. Уважительное и серьезное отношение взрослого в большей степени развивает самостоятельность, познавательную активность, его уверенность в собственных силах, в том, что он многое знает, умеет.
Деятельность со значимыми взрослыми необходимо реализовывать в параллели с деятельностью с детьми, поэтому ее целью является склонность к увеличению сведений, представлений, желаний и умений взрослых к поддержке инициативы в процессе познавательно-исследовательской деятельности, а реализовать этот процесс можно при помощи семинаров-практикумов, с демонстрацией конкретных форм работы; моделирования проблемных ситуаций; подбора и реализацией творческих и игровых заданий по проблеме.
Литература:
1. Гуриненко Н. А. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. ФГОС. – М. : Детство-Пресс, 2018. – 64 с.
2. Дыбина О. В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности. – М. : Сфера, 2020. – 128 с.
3. Королева Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. – М. : Детство-Пресс, 2022. – 64 с.
4. Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. – М. : Детство-Пресс, 2020. – 240 с.
5. Рыжова Л. А. Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста. 6-7 лет. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 192 с.
6. Столбунова Н. Н. Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей раннего и дошкольного возраста на основе дидактической системы Ф. Фребеля. 2-7 лет. ФГОС. – М. : Детство-Пресс, 2020. – 128 с.
7. Хорева А. В. Становление и развитие интереса в учебно-познавательной деятельности. Монография. – М. : Русайнс, 2020. – 160 с.