Татьяна Грязнова
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать
«Ребенок должен создавать свою внутреннюю жизнь, чтобы суметь выразить что-то. Он должен самостоятельно выбирать в окружающей среде материал для сочинений, свободно упражнять свой ум, чтобы находить логические связи между вещами»
М. Монтессори
Введение
Сделать наших детей умными - желание любого педагога и родителя. Умен тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить.
Публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ребенок по своей натуре природный исследователь окружающего мира. Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Согласно ФГОС, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, т. к. активность - необходимое условие умственного развития личности. Поэтому задача дошкольного учреждения - развитие у дошкольников устойчивой потребности в познании, потребности в учении или мотивации учения. Н. Н. Поддъяков справедливо подчеркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной работе может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Одним из эффективных средств развития познавательной активности и познавательного интереса является предметно-пространственная среда ДОО. Такая среда должна предоставлять каждому ребенку равные возможности приобретения тех или иных качеств личности, возможность для его всестороннего развития. Поэтому, в связи с введением нового ФГОС, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как среда должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
К проблеме формирования предметно-развивающей среды обращались многие авторы, раскрывающие ее многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции и культурологическую роль. По мнению С. Л. Новоселовой «предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Основными элементами предметной среды, описанными в трудах С. Л. Новоселовой, являются: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами.
Работая над изучением состояния предметно-развивающей среды в современном детском саду, приходишь к выводу об ее однообразии и ограниченности содержания. Наблюдается отсутствие средств, позволяющих детям самосовершенствоваться в освоении познавательно-игровой деятельности; недостаточность объектов, отвечающих интересам дошкольников (материалы для экспериментирования, занимательный материал для интеллектуального развития и др.).
Недостаток материала затрудняет развитие мотивационного поля взаимодействия детей, не позволяет максимально реализовать возможности предметно-пространственной среды в качестве фактора развития познавательных интересов.
Все это обусловило актуальность темы исследования.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть гипотезу. Предметно-развивающая среда будет способствовать эффективному формированию познавательных интересов детей при соблюдении следующих условий:
• обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка через ее содержание;
• организацию содержательного общения ребенка со взрослым;
• стимулирование разнообразной деятельности детей с учетом их интересов.
Объектом исследования стали познавательные интересы детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: предметно-пространственная среда как средство развития познавательных интересов детей-дошкольников.
Цель данной работы – выяснить эффективность предметно-развивающей среды как средства развития познавательных интересов дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
• изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС, обеспечивающих развитие познавательных интересов дошкольников;
• создать условия для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, его творческого потенциала в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
• представить практический опыт по организации предметно-пространственной среды, способствующий формированию познавательных интересов детей дошкольного возраста.
1.1. Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде
Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитание и развитие ребенка.
Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнаёт о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д. Иными словами, среда, обеспечивающая разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развивается любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребёнка, служить фоном и посредником в личностно – развивающем взаимодействии с взрослыми и с другими детьми.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
• содержательно насыщенной;
• полифункциональной;
• трансформируемой;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной. [9, с. 13]
1. Насыщенность среды обеспечивает:
• Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям;
• двигательную активность в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
2. Полифункциональность обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
3. Трансформируемость среды обеспечивает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
4. Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр., наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей и стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
5. Доступность среды обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
6. Безопасность среды предполагает обеспечение надежности и безопасности использования всех элементов предметно-пространственной среды. Все материалы и оборудование должны иметь сертификаты качества, отвечающие гигиеническим требованиям.
Очень важно помнить, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Другими словами можно сказать, что среда в дошкольной организации не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливаясь к определенному возрасту ребенка.
Работая над созданием предметно-пространственной среды группы, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
2. Особенности формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды
Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.
Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.
Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.
Изучение психолого – педагогической литературы позволило выделить стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста, по мнению В. А. Онищук они таковы:
• любопытство – элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов;
• любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить границы своего познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;
• познавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.
Учеными-педагогами были выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников :
• Создание обогащенной предметно-пространственной среды, которая подготовит почву для познавательного интереса;
• Включение занимательности в содержание НОД;
• Интеграция разнообразной деятельности;
• Создание проблемно-поисковых ситуаций, в недрах которой формируется познавательный интерес;
• Организация экспериментирования;
• Вовлечение детей в выполнение творческих заданий;
• Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребенка к предмету и к деятельности. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса.
Успешное решение проблемы формирования познавательного интереса в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.
Образцом знаний о предметном мире, умеющим организовать познавательную деятельность с предметами окружающего мира является взрослый человек. Именно взрослый организует обогащение эмоционально-чувственного опыта детей, стимулируя и поощряя познавательный интерес и его проявление в познавательной деятельности. В силу возрастных психологических особенностей (подражаемость, внимательность, эмоциональная непосредственность) дошкольник открыт для воздействия взрослого, испытывает к нему доверие, поэтому для нас важно, чтобы наряду с деловыми характеристиками (умелость, заинтересованность, профессионализм, взрослый обладал личными качествами, привлекательными для ребенка (доброта, приветливость, заботливость, эмоциональность).
Взрослый человек может выступать в качестве образца-ориентира проявления познавательного интереса к предметному миру, требует от него эмоционального и интеллектуального напряжения, широкого кругозора, эрудиции. Именно такой взрослый способен организовать интересную, содержательную жизнь ребёнка в детском саду, обогатить его яркими впечатлениями, обеспечить эмоционально-чувственный опыт.
Важными являются этапы развития познавательного интереса :
• постановка проблемы;
• определение источников получения информации;
• осуществление познания посредством разнообразного содержательного общения с взрослыми;
• систематизация и обобщение полученного опыта;
• отражение освоенного опыта в процессе разнообразной детской деятельности: ролевые игры, викторины, создание макетов.
Развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребёнок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, если он сам - полноценный участник процесса, а взрослый рядом - его товарищ, партнёр, помощник.
С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребёнку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены центры для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, центры для чтения и наблюдения за живой природой и др.
Только в таких условиях будет поддерживаться, и формироваться устойчивый познавательный интерес у дошкольников.
Правильно организованная предметно-развивающая среда, направленная на личностно-ориентированное развитие ребенка, стимулирует общение, познавательные процессы. Любознательность способствует развитию таких качеств как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно то, что работа по созданию предметно-развивающей среды объединила всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.
Заключение
В настоящее время активно возрос интерес педагогов к проблеме стимулирования развития познавательного интереса детей дошкольного возраста, что обусловлено требованиями ФГОС и общества.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательной активности дошкольника. Научный поиск эффективных средств стимулирования развития интересов дошкольников – в настоящее время представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Проявление познавательного интереса ребенком показывает уровень развития его деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.
Предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:
• увлечён изучаемым материалом;
• стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
• проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
• обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя, поэтому к нему предъявляются особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К. Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Таким образом, предметно-развивающая среда выступает одним из условий развития познавательного интереса детей старшего дошкольного, если:
- организована в соответствии с ФГОС к условиям реализации педагогического процесса в ДОО, способствует удовлетворению разнообразных интересов ребенка;
- отличается информативностью, динамичностью, привлекательностью и доступностью для детей;
- организована педагогами рационально, содержит не только стационарную, но и мобильную мебель, разнообразные материалы для развивающих игр и занятий в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой дошкольного образования;
- содержание предметно-развивающей среды сезонно изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей;
- обеспечивает коррекционно-компенсирующие условия для полноценного развития всех видов детской деятельности;
- решает задачи ближайшего психического развития ребенка с учетом возраста, уровня психического и физического развития детей с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьной жизни.