Анастасия Мирошниченко
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности, в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т. е. мыслить и самостоятельно развиваться. Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту. Проблема познавательного развития – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Поэтому проблема познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день в педагогике и психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что познания является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Изучение проблемы требует в первую очередь аналитического представления ее генезиса процесса познания. Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддъяков и др. Важно отметить, что в педагогике особую роль познавательного развития детей признавал еще Я. А. Коменский. В основу своей книги «Материнская школа» он положил принцип энциклопедичности знаний: признавал право ребенка воспринимать мир целостно, а не ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности. Как утверждает Я. А. Коменский, знания ребенка должны быть разнообразными: о природе, о труде, о небесных светилах, об экономике и др. В целом такие педагоги прошлого, как Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо определяли познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию. Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка. Л. С. Выготский и его коллеги обнаружили, что каждый познавательный психический процесс (восприятие, память, мышление и др.) имеет свою логику развития и преобразуется путем интеграции в высшую психическую функцию (логическую память, речевое мышление и т. д., которая носит произвольный и опосредованный характер. При этом произвольность в психической сфере формируется легче и быстрее, если ребенку интересен конечный результат его усилий и понятны приемы и средства познавательной деятельности. Несмотря на разносторонность выполненных работ и их несомненную теоретическую и прикладную значимость, анализ научных исследований и практики свидетельствует, что недостаточно выявлена сущность и показатели особенностей познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Процесс познавательного развития детей старшего дошкольного возраста сопровождается противоречием между необходимостью познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточным методическим обеспечением, позволяющим изучить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: изучить особенности познавательного развития сферы детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста;
Предмет исследования: методы особенностей познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: можно предположить, что познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста зависит от уровня развития познавательной потребности.
Задачи исследования:
1) Определить психолого-педагогическую сущность познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
2) Выявить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
3) Выявить уровни и показатели познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;