Оксана Чефранова
Познавательно-воспитательный проект «Мы — дети мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-воспитательный проект
в старшей группе
"Мы - дети мира"
Содержание.
1. Введение. 3
2. Паспорт проекта. 5
3. Содержание проекта. 8
4. Этапы реализации. 9
5. Заключение. 10
6. Список литературы. 11
Введение.
Мы живём в самой большой стране мира. Россия является многонациональным государством, что отражено также в ее конституции. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые, но и автохтонные народы страны. В 2010 году русские составляли 77,71 % населения — 111,0 млн из 142,9 млн чел, представители других национальностей составляли чуть более 22,2 % населения — 31,8 млн чел. Но ещё несколько десятилетий назад наша страна была ещё более обширной и разнообразной по национальному составу. Почти все жители современой России - наследники культуры и истории Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Тогда в состав нашего государства входили многочисленные республики, образовавшие впоследствии Содружество Независимых Государств (СНГ). На территории РФ продолжают жить и растить своих детей тысячи семей со всех огромных просторов Советского Союза. Каждая из них имеет право на сохранение культуры и традиций своих предков. Именно поэтому идеи согласия и толерантности в обществе, гуманистическая культура межнационального общения имеют особое значение для России наших дней. Государство сейчас предпринимает всё больше шагов по обеспечению взаимопонимания между народами как в нашей многонациональной, поликонфессиональной стране, так и за ее пределами.
Публикация «Познавательно-воспитательный проект „Мы — дети мира“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Не осталось безразличным к этой проблеме и дошкольное образование. В наше время перед педагогами стоит задача сделать все, зависящее от нас, чтобы окружающий мир не стал враждебнее для всех и каждого. «Завтра начинается сегодня» - это высказывание, по-моему, точно выражает сущность педагогики и объясняет почему задача снижения межконфессиональной агрессивности в обществе ложится на нас, воспитателей. Таким образом, целью современного дошкольного образования становится формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Паспорт проекта
Тип проекта
• По составу участников: групповой.
• По сроку реализации: долгосрочный.
• По целевой установке: познавательно - воспитательный.
Участники проекта :
• воспитанники подготовительной группы № 6 "Незабудка";
• воспитатели групп;
• родители воспитанников.
Основные направления работы с детьми:
• совместная деятельность взрослого и ребенка;
• самостоятельная деятельность ребенка.
Срок реализаций проекта : июль-август 2013 года.
Прогнозируемый результат:
• Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с детьми и родителями для знакомства с народами мира;
• Формирование у детей интереса к самостоятельному изучению других стран;
• Появление интереса у родителей к проблемам поликультурного образования в ДОУ;
• Воспитание у детей толерантного и уважительного отношения к культурным ценностям представителей стран СНГ.
Место события: НДОУ «Детский сад № 94 ОАО «РЖД», г. Кропоткин, Краснодарского края.
Проблема: проведя беседы с детьми диагностического характера и проанализировав перспективное планирование по реализаций программы поликультурного воспитания дошкольников выяснилось:
• при обследовании детей на конец учебного года у воспитанников выявлена несформированность знаний о странах ближнего зарубежья и народах, его населяющих;
• отсутствие знаний о традициях, фольклоре народов стран СНГ;
• недостаточное оснащение познавательно - развивающей среды и художественно - методической литературой в ДОУ.
Актуальность: исторически сложилось так, что в нашей стране проживает большое количество людей - выходцев из стран ближнего зарубежья. При этом, последнее время отношение русских к представителям других национальностей значительно ухудшилось. Появляется всё большее количество агрессивно настроенных молодёжных организаций, пропагандирующих националистские идеи. Я считаю, что это связано с отсутствием у молодого поколения достаточных знаний и представлений о общей истории нашего и соседствующих государств, о традициях и религии народов СНГ. Кроме того, проблема поликультурного образования детей, способствующего формированию толерантной личности, уважающей культуру не только своего народа, но и других, несколько десятков лет была в нашей стране отодвинута на второй план. В связи с чем, мы получили целое поколение людей, имеющих довольно слабое представление о исторических и культурных нитях, связывающих нашу страну с партнёрами по СНГ. Именно поэтому, я считаю актуальным знакомство детей с историей, географией и культурой стран Содружества Независимых Государств.
Новизна: как мною уже было отмечено, в современной России (в отличии от СССР) поликультурное образование было незаслуженно отодвинуто на задний план. К счастью, в последние годы актуальность этой проблемы вновь была отмечена государственными структурами, изменилась государственная политика в данном направлении. Тем не менее, гораздо больший интерес в обществе вызывает изучение более отдалённых, более крупных и экзотических стран, а ближнее зарубежье вновь остаётся без должного внимания. Изучив методическую литературу в данном направлении, я выяснила, что ни одна из предложенных программ поликультурного образования не содержит достаточное количество необходимой нам информации. Поэтому мною было принято решение о разработке и апробации проекта по поликультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста, направленного на изучение стран - партнёров России но СНГ.
Содержание проекта
Цель: ребенок владеющий знаниями о соседствующих странах, имеющий представление о народном творчестве их коренных народов, об особенностях быта, культуры жителей ближайших стран.
Задачи:
• расширить и закрепить знания детей о истории и географическом положении стран СНГ;
• способствовать принятию нравственных ценностей выходцев из Средней и Центральной Азии, Восточной Европы (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие);
• формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений народного творчества стран СНГ;
• посредством литературных произведений способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к культуре других народов;
• углублять и расширять знания детей о животном мире Центральной Азии и Восточной Европы;
• воспитывать умение ценить красоту и богатство евразийской природы;
• расширять знания и представления родителей воспитанников о традициях народов СНГ;
• создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности детей.
Этапы реализации:
• подготовительный:
подборка и оформление книжного уголка для детей;
подборка методической литературы;
наглядно - иллюстративного материала совместно с родителями;
поиск материалов опираясь на интернет ресурсы;
обогащение развивающей среды в пространстве групп ДОУ;
создание презентаций, видео роликов по теме проекта совместно с родителями.
• основной:
рассматривание коллекции наглядности о СНГ;
чтение произведений народов СНГ (фольклор, авторские);
заучивание народных песенок, стихов и потешек;
проведение познавательных бесед из цикла «А знаете ли вы…»;
знакомство и обыгрывание подвижных игр изучаемых стран;
драматизация фольклорных произведений;
художественно-продуктивная деятельность «Таджикский узор»;
просмотр советских мультфильмов, отражающих быт и культуру народов ближнего зарубежья;
ручной труд в семье «Изготовление восточных сладостей из солёного теста»;
экскурсия в Детскую городскую библиотеку им. Гайдара, тема «Детские писатели СНГ»;
проведение мастер-класса для родителей «Традиционная казахская кукла».
• заключительный:
конкурс плакатов "Мы - дети мира"
совместное с родителями чаепитие по-узбекски.
Заключение.
Станет ли XXI-й век веком согласия и отказа от насилия? Мы считаем, что это во многом зависит от стратегии образования и что одним из важнейших инновационных средств решения данной глобальной проблемы является поликультурное образование. Демократические принципы стратегии в сфере национальных отношений сформулированы и в Конституции Российской Федерации и в нормах международного права.
Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.
Список литературы:
1. Аксенов В. В. Национальный путь развития. -М. : Изд-во газеты «Патриот», 1999.
2. Аксиологические приоритеты в сфере образования ивоспитания (История и современность) : Материалы XVIII сес. Науч. Совета по проблемам истории образования и воспитания, окг. 1997 г. / Под ред. З. И. Равкина. М. : ИТОП РАО, 1997.
3. Актуальные проблемы нравственного воспитания: Сб. ст. / Отв. ред. Л. Ф. Колесников. Новосибирск: Наука, 1987.
4. Амонашвили ИГ. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. М., 1998,- 74с.
5. Ан С. А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX — начала XX в. : (Историко-философский анализ) : Автореф. Дис. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1994.
6. Ананьев Ю. В. Культура как интегратор социума. Монография. Нижний Новгород: Изд-во НГУ, 1996.
7. Анорова Т. В. Воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской литературы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону., 1998.
8. Антонов А. И. Семейная политика как объект исследования. //Вестник РАИ. 1992. № 3. С. 39-40.
9. Арсланова Г. А. Интернациональное воспитание старшеклассников и студентов средствами национальногоискусства /татарского и народов Поволжья/ : Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990.
10. Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. -JL, 1967.
11. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М., 1989.
12. Асирян М. А. Педагогические основы дифференцированного разноуровневого обучения в системе учебно-воспитательного комплекса «Детский сад-школа». Дисс. к. п. н. -М., -ИОО. -2000.
13. Баллер Э. Преемственность в развитии культуры. -М. : Наука. -1967. -294с.
14. Бачевский В. И. К вопросу совершенствования патриотического и интернационального воспитания. В кн. Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи: Теория и практика. Горький, 1990.- с. 64 - 6
15. Белов В. В. К вопросу о духовности русского народа // «Национальная безопасность и геополитика России», № 67, 2000.
16. Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования-Волгоград. ,2000г.
17. Блинов В. И. Развитие образования в России в XVTTT -начале XX вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания-М., 2001.
18. Бондарев П. Путь к национальному возрождению // Народное образование. 1996. - № 10. - с. 62 - 65.
19. Бондаревская Е. В. Смысл и стратегии личностно ориентированного воспитания / Педагогика. № 1, 2001. -С. 17-23.63.