Светлана Власенко
Проект во второй младшей группе «Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»
Актуальность проекта.
Проблема развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у которых имеются различные нарушения речи. Дети, которые плохо говорят, становятся замкнутыми, молчаливыми, они отстают в своем развитии от нормально развивающихся сверстников.
Публикация «Проект во второй младшей группе „Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря (до 2000 слов). Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо известную ему сказку. Однако речь детей еще очень однотипна: все глаголы они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом – сказуемое, затем – дополнение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» и ознакомление их художественной литературой.
В своей работе с детьми для решения задач по развитию речи мы решили использовать русские народные сказки.
Сказка – удивительное явление народного творчества. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Но современные родители отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.
Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
Паспорт проекта.
Вид: Познавательно-творческий, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2022г. – май 2023г.
Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Гипотеза проекта: если использовать русскую народную сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится речь и повысится уровень познавательных и коммуникативных способностей детей.
Цель проекта: продолжать развивать речь, познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.
Задачи проекта:
1. Приобщать детей к культуре своего народа.
2. Использовать технологию мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.
4. Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
5. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
6. Развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности.
7. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
8. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней
Планируемые результаты:
• Повысится интерес детей и родителей к русской народной сказке;
• Обогащение активного словаря детей.
• Успешное овладение грамотной и связной речью.
• Рассказывание знакомых сказок с помощью различного вида театров.
• Участие детей в театрализации знакомых сказок.
• Изготовление декораций к сказкам, атрибутов.
• Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
• Повысить культурный уровень родителей.
• Обогащение предметно-развивающей среды в группе (различного вида театрами, иллюстрациями, дидактическими играми, книжками).
Этапы работы:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Повышение собственной профессиональной компетентности Обогащение игровой среды,
Педагогическое просвещение родителей,
Подбор программно-методического материала по направлению работы,
Подбор диагностического инструментария,
Пополнение игровой среды,
Изготовление наглядности (атрибутов к сказке,
Ознакомление родителей с темой проекта, целью и его задачами,
Оформление наглядно-агитационного материала для родителей по организации деятельности дома.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
Выявить уровень развития детей,
Реализация поставленных задач,
Работа с родителями,
Мониторинг уровня развития речи детей,
Проведение занятий по чтению художественной литературы,
Игры, драматизации, и др.
Вовлечение родителей в досуговые
мероприятия группы и ДОУ,
Побуждать родителей к
посещению театра с детьми,
Знакомство родителей с
репертуаром театров для детей
посредством афиш,
Домашние задание (чтение сказок,
изготовление атрибутов,
Наглядная агитация для родителей
(папки-передвижки, консультации
т. д.)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Оценка эффективности проведения работы с детьми по развитию речи посредством русской народной сказки,
Оценка эффективности работы с родителями и педагогами,
Мониторинг детей,
Отзывы родителей,
Презентация проекта,
Театрализация сказки.
Перспективный план работы:
СЕНТЯБРЬ
1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», «Колобок».
Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, точно отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. На родительском собрании сообщить тему проекта, познакомить с целями и задачами проекта.
Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками и театрального уголка.
Предложить родителям создать какой-нибудь театр или сделать персонажей для театра.
Консультация для родителей: «Для чего нужно посещать театральные представления», рассказать о том, как это влияет на речь и развитие творческих способностей ребёнка.
2. Показ настольного театра «Курочка Ряба», «Колобок».
Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи.
3. Слушание аудиозаписи «Колобок».
Учить детей слушать сказку, следить за развитием действия. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
В ТЕЧЕНИИ ГОДА Изучение литературы и интернет-ресурсов по теме самообразования. Повышение собственной профессиональной компетентности по данной теме.
ОКТЯБРЬ
1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».
Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра: пальчиковый, плоскостной на фланеллеграфе, би-ба-бо и т. д.
2. Показ настольного театра «Теремок».
Порадовать детей, учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову.
3. Показ пальчикового театра «Теремок».
Помочь детям запомнить содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании.
4. Показ сказки теремок на интерактивной доске.
Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Развивать интонационную выразительность речи.
5. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.
Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец).
6. Посещение театральных обще садовских представлений. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.
НОЯБРЬ
1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка» (папка-ширма).
2. Показ плоскостного театра «Маша и медведь» на фланелеграфе. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.
3. Н/печатная игры «Наши любимые сказки»
Развивать логическое мышление при составлении картинки из отдельных частей. Обогащать словарь детей.
4. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь» с помощью мнемотаблицы.
Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.
ДЕКАБРЬ
1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка». Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить содержание сказки, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.
3. Игра-пазлы «Заюшкина избушка». Напомнить детям героев сказки, развивать логическое мышление, внимание.
4. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы. Учить детей воспроизводить текст знакомой сказки с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Поощрять стремление интонационно точно повторять песенки из сказки. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Консультация для родителей: «Использование раз-личных видов театра при ознакомлении детей со сказкой». (папка-ширма).
Привлечение родителей к пошиву костюмов для театрализованной деятельности.
Совместный поход с детьми и родителями на театрализованное представление.
ЯНВАРЬ
1. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание детей на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Консультация для родителей: «Читаем детям (3-4 года)»
2. Показ настольного театра «Кот, петух и лиса».
Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить сюжет сказки. Поощрять участие в рассказывании, интонационно-выразительном повторении песенок героев сказки.
3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).
Уточнить представление детей о загадках. Учить отгадывать описательные загадки. Развивать логическое мышление.
4. Слушание аудиозаписи сказки «Кот, петух и лиса».
Учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действия.
ФЕВРАЛЬ
1. Чтение русской народной сказки «Снегурочка и лиса».
Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, поощрять использование детьми в ответах сказочных оборотов. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Консультация для родителей на родительском собрании: «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой»
2. Показ пальчикового театра «Снегурочка и лиса». Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь представить образы персонажей, помочь запомнить образы персонажей, поощрять участие в рассказывании.
3. Н/печатная игра «Собери фигурку».
Учить детей анализировать элементарную контурную схему, выделять основную форму предмета. Закреплять знание о героях сказки «Снегурочка и лиса» (лиса, заяц, медведь).
4. Рассказывание детьми сказки «Снегурочка и лиса» с помощью мнемотаблицы.
5. Учить детей пересказывать сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.
МАРТ
1. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Фотогазета «Читаем дома». («Все мы любим книжки»).
2. Показ теневого театра по сказке «Гуси-лебеди».
Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить сюжет. Поощрять участие в рассказывании. Развивать чуткость к выразительным средствам сказки.
3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных. Знакомить детей с жанром потешки, поощрять выразительное рассказывание потешек. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.
4. Рассказывание детьми сказки «Гуси-лебеди» с помощью мнемотаблицы. Учить детей пересказывать сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.
АПРЕЛЬ
1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».
Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским на-родным сказкам.
2. Показ настольного театра «Волк и козлята».
Порадовать детей встречей со знакомой сказкой. Развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.
3. Н/печатная игра «Собери картинку».
4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».
Учить детей координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки
5. Драматизвция сказки «Волк и козлята».
Развивать у детей артистические способности, речь, познавательные психические процессы (память, внимание, мышление). Выставка детско-родительских рисунков «Моя любимая русская-народная сказка».
Совместный поход с детьми и родителями на театрализованное представление.
МАЙ
1. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Познакомить детей с шуточной сказкой. Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки. Обогащать словарь детей, подводить их к пониманию значения пословиц. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
На родительском собрании поощрить самых активных родителей.
2. Отгадывание загадок о животных.
Развивать логическое мышление при отгадывании описательных загадок. Закреплять знание некоторых особенностей внешнего вида и повадок животных-героев сказок.
3. Дидактическая игра «Наши сказки».
Закрепить знание детьми русских народных сказок. Развивать познавательные психические процессы (внимание, мышление, память).
4. Рассказывание детьми сказки «У страха глаза велики» с помощью мнемотаблицы.
Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середину, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.
5. Показ театрализованного представления сказки для малышей (или родителей).
Развивать у детей артистические способности, речь, познавательные психические процессы (память, внимание, мышление).