Ирина Дробязкина
Познавательно-творческий проект «Театр на столе»
Руководитель проекта :
Дробязкина Ирина Дмитриевна- воспитатель подготовительной группы.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Актуальность проекта :
Публикация «Познавательно-творческий проект „Театр на столе“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В дошкольном возрасте дети легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребенка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность, несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Дети перестали общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Только живое общение обогащает жизнь детей,- нельзя об этом забывать. У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне. А театр, сделанный своими руками, запоминается на всю жизнь.
Сроки реализации проекта : октябрь-май 2020-2021г.
Цель проекта :
Формирование художественно-эстетического развития личности дошкольника средствами театрализованной деятельности;
Развитие творческого и познавательного мышления в совместной деятельности детей, педагогов и родителей в процессе создания театральных кукол;
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Приобщение к театральному искусству.
Задачи:
Формировать интерес детей к миру театра.
Дать представление о разных видах кукольных театров : пальчиковом, настольном, бибабо, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.
Развивать навыки работы с различными материалами;
Развивать способность самостоятельно приобретать новые знания и умение решать проблемы;
Развивать коммуникативность, креативность, самостоятельность, ответственность и способность к самооценке и самоанализу;
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап:
-Основы театральной культуры. Обеспечение условий для приобретения дошкольниками элементарных знаний и понятий, профессиональной терминологии театрального искусства, знаний о театральных профессиях, костюмах, атрибутах театра. Знакомство с особенностями театрального искусства, его видами, историей театра, рождением спектакля; формирование культуры зрителя:
Беседы:
-«Что мы знаем о театре»,
-«Кто работает в театре»,
-«Мой любимый театр»,
-«Трудно ли быть артистом?»
-«За кулисами театра».
Чтение:
А. Л. Барто: «В театре», «Квартет».
С. Я. Маршак «В театре для детей».
Г. Сапгир «Небылицы в лицах».
Ю. Ким «Приятно быть актрисой».
-Работа с родителями:
Родителям предлагалось: 1. Консультации: «Чем хороши театрализованные игры», «Кукольный театр в детском саду», «Настольный кукольный театр»;
2. Мастер-класс: «Кукольный театр своими руками»;
3. Изготовление театральных игрушек;
4. Показ родителями, профессионалами спектаклей: «Вежливые слова», «Репка», «Заюшкина избушка», «Калейдоскоп сказок».
2. Основной этап:
-Театральная игра. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.
-Игры-пантомимы: «Сугроб», «Медвежата», «Сенокос», «Как варили суп», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» и т. д.
-Рассказывание стихотворения с помощью мимики и жестов: «Убежало молоко» (М. Боровицкая, «Удивительная кошка»(Д. Хармс).
-Придумывание на одну мелодию ( например: танец маленьких утят) танец котят, лягушат, обезьянок.
-Основы актёрского мастерства. Развитие актёрских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения; формирование способности понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение.
-Игры: «Передавалки» (передай эмоцию, «Живой оркестр», «Игры-превращения», «Испорченный телефон», «Зеркало», «Изобрази героя сказки», «Угадай, кого изображаю».
-Основы кукольного театра. Знакомство с разновидностями кукольного театра : настольный, плоскостной, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, «живая рука» и др. обучение приёмам кукловождения различных кукольных театров.
-Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией; игры со словом, развивающие связную и образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
-Разучивание чистоговорок, потешек, скороговорок с различными интонациями;
-Игры: «Придумай веселый диалог», «Давайте хохотать», «Немой диалог», «Поиграем-угадаем»;
-Разыгрывание по ролям стихотворений: «Кто как считает?» М. Карим, «Рыбка и рыбак», «Как по речке, по реке» А. Тетивкина, «Киса» И. Жукова и т. д. ;
-Придумывание мелодий на фразы из знакомых стихотворений или сказки.
-Творческая театральная мастерская. Рисование героев сказок, изготовление различных настольных кукол, посильное участие в оформлении и изготовлении декораций, придумывание и разыгрывание сказок, мини-сценок с самодельными куклами.
-Рисование: «Мое настроение», «Репка», «Колобок», «Путешествие по сказкам с помощью красок»;
-Аппликации: «Заюшкина избушка», «Театральные маски»;
-Лепка: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Дед Мазай и зайцы», «Герои бабушкиных сказок»;
-Конструирование из бумаги: «Три медведя», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Я люблю свою лошадку».
3. Заключительный этап:
-Проведение праздников, досугов, развлечений на основе театрализованной деятельности. Прививание детям любви к театральному искусству, развитие умений сопереживать героям сказок, оценивать поступки действующих лиц.
-Ожидаемый результат: Восприятие ребёнком театрального искусства, приобщение к театру, постановка сказки с использованием самодельных кукол.
-Результаты проекта : В ходе решения задач дети познакомились с различными видами театра, сценической речью, с основами театральной культуры, основами актёрского мастерства, работой актёров.
Создание самих театральных персонажей из разнообразных видов материалов способствует развитию творческих способностей, воображения, сенсорной моторики пальцев рук, освоению навыков и умений в области изобразительной деятельности, формированию мотивации к дальнейшему обучению. А также на примере создания собственного кукольного театра дети знакомятся с содержанием и целью работы художника в зрелищных видах искусства.
Ресурсное обеспечение:
Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» АРКТИ,1999.
Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников» М. :Просвещение, 1991,-127 с. :ил. -ISBN 5-09-001627-5.
Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова «Театрализованные игры в детском саду» М. :Школьная Пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12) И. М. Петрова «Театр на столе».-СПб, : Детство-пресс, 2003.-144 с. + цв. вкл, 8с.
Л. Царенко «От потешек к Пушкинскому балу…» ЛИНКА-ПРЕСС Москва 1999.