Ирина Фомичева
Познавательно-творческий проект по экологическому воспитанию детей старшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект по экологическому воспитанию детей старшей разновозрастной группы
«Чистая планета или вторая жизнь использованных вещей».
Актуальность
Сегодня всех беспокоит экология окружающей среды. Во многом виноват человек. Люди не думают о том, что будет с Землёй через несколько десятков лет. Вынося из дома мусор, мало кто задумывается, что происходит с ним дальше. А ведь новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются. Люди считают, что избавиться от мусора можно, если его закопать или сжечь. Но вредные вещества, при закапывании, попадают в почву, в реки, озёра, отравляя воду, которую мы пьём. А при сжигании – в воздух, которым мы дышим. Проблема уничтожения отходов останется, если её не решать. Уже сегодня она грозит новыми экологическими бедами.
Публикация «Познавательно-творческий проект по экологическому воспитанию детей старшей разновозрастной группы» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В дошкольном возрасте ребенок впервые осознает роль природы в жизни человека, переживает нравственно-эстетические чувства, побуждающие его заботиться обо всем, что нас окружает. Понимая, что именно в этом возрасте закладываются позитивные чувства по отношению к природе и, стремясь воспитывать детей в духе бережного, ответственного отношения к ней, мы целенаправленно развиваем у них наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк и лес, на пруд, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Бесконечные вопросы: «Почему у нас так много мусора?», «Откуда он берется?», «Как он влияет на здоровье человека и всего живого?» привели к идее создания проекта «Чистая планета или вторая жизнь использованных вещей».
Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».
Цель проекта :
- узнать всё о способах утилизации мусора и научиться через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору.
Задачи проекта :
— узнать, каких бытовых отходов больше всего в детском саду и дома;
— познакомиться со способами «борьбы» с мусором;
— научиться изготавливать полезные изделия из бытового мусора;
— показать родителям, насколько интересным и радостным может быть творчество в домашних условиях и в детском саду.
Ожидаемый результат:
Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее. Осознание того, что бытовой мусор можно использовать вторично для изготовления полезных вещей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Вид проекта : познавательно – информационный.
Продолжительность проекта : Краткосрочный (март, апрель 2022г., групповой.
Участники проекта : дети старшей разновозрастной группы, их родители, воспитатель группы.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
- Разработка плана реализации проекта;
- Определение цели и задач;
- Подбор методической и художественной литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр;
- Создание условий для реализации проекта;
- Подготовка консультации для родителей «Вторая жизнь использованных вещей»,
мастер-класса для педагогов «Забавные поделки из бросового материала».
Основной этап
Перспективный план по реализации основного этапа проекта :
Виды детской деятельности Формы организации совместной деятельности взрослого и детей
Познавательно-исследовательская Просмотр и обсуждение презентации «Мусор – глобальная экологическая проблема». Познакомить детей с информацией о том, какие отходы, сколько времени разлагаются.
Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по теме «Мусор вокруг нас», решение проблемных ситуаций.
Просмотр фильма «Утилизация мусора» - источники возникновения и способы утилизации бытового мусора.
Опыты с бумагой (растворяется в воде. Разлагается в земле, и яблоком
Рассматривание иллюстраций ландшафтов планеты, заваленных бытовыми и техническими отходами.
ООД «Что можно сделать из отходов».
Цель: расширять представление детей о вторичном использовании бытовых отходов. Развитие познавательной активности детей в процессе познания проблем нашего села, умения наблюдать и делать выводы.
Социально-коммуникативная Беседа «О мусоре, что можно сделать, чтобы его стало меньше». Цель: дать представление о вреде свалок для окружающей среды, для человека. Приучать детей к ответственному отношению к природе. Донести до ребят важность этой проблемы и предложить подумать над её решением силами ребят в д/с и дома.
Беседа «Земля – наш общий дом и мы его спасём!».
Цель: продолжать формировать навыки культуры поведения в природе, расширять представления о том, что в природе всё взаимосвязано. Воспитание у детей гуманного отношения к природе, желания беречь и сохранять её красоту.
Речевая,
Восприятие х/л Заучивание стих-ия «Дружно в парке мы гуляем». Чтение сказок и рассказов из серии «Жалобная книга природы» : «Волшебная метёлочка», «Сражение с мусором», «Случай в лесу». Стихи: «Берегите Землю, берегите!», «Земля – моя планета голубая!» М. Львовский. Чтение Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется», А. Кедрин «Последний турист», экосказка «Хламище-окаянище»
Игровая Д/и «Аукцион идей» (2 команды – назвать больше способов использования вещи, которая изображена на карточке, «Выбери правильный путь» (схема из картинок, «Соедини по точкам», «Какой, какая, какое?». С/Р игра «Спасатели» (в лесу, в море).
Двигательная,
трудовая П/и «Сортируем мусор» (в контейнеры с определённой маркировкой, «1, 2, 3 – свой дом найди!».
Трудовые поручения: «Уборка группового участка от мусора»
Цель: Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к окружающему.
Дидактические игры: «Собери мусор правильно». «Сортируем мусор».
Изобразительная Рисование «Чистая планета», рисование листовок «Нет мусору на улицах села!». Рисование плаката «Детям — чистую планету»;
Творческая мастерская «Очумелые ручки» (ваза и цветы из бросового материала).
Работа с родителями Консультации: «Вторая жизнь мусора», «Забавные поделки из использованных вещей»; экологическая акция «Мой чистый двор» - Изготовление коллажей: «Здоровая планета», «Правила поведения в природе»;
С педагогами Мастер класс для родителей по изготовлению кукол из бросового материала: «Играем в театр»
Заключительный этап
Цель: Осознание детьми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.
КВН по познавательному развитию на тему : «Чистая планета».
Цель: Систематизировать и закрепление знаний детей о проблеме загрязнения окружающей среды. Задачи: Формирование знаний детей о нормах и правилах поведения в окружающем мире. Развитие у детей основных мыслительных процессов, при выполнении поставленных перед детьми заданий. Развивать творческое воображение и фантазию при использовании бросового материала. Воспитывать чувства ответственности за свое поведение в окружающем мире. Формировать коммуникативные навыки в ходе совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
1. Проект помог детям и родителям понять, что нельзя бездумно мусорить. Бумагу и картон можно сдавать в пункты приёма макулатуры. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, поделки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности.
2. Осознать значимость охраны природы, экологически-целесообразного поведения в окружающей среде, защите планеты от мусора.
3. Повысился уровень знаний у детей и родителей о решении проблемы - загрязнения окружающей среды бытовыми отходами. Можно использовать их вторично в виде полезных вещей для украшения любого интерьера, подарков, дидактических пособий для игр.
4. Была проведена выставка детско-родительских работ «Забавные поделки из подручных материалов»
5. Проведена акция по развешиванию листовок на тему «Нет мусору на улицах села!» и субботник на территории участка детсада.
6. Была создана презентация «Вторая жизнь использованных вещей».
ВЫВОД: Каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты окружающей среды. А нужно для этого всего лишь желание, немного фантазии и получаются замечательные вещи из уже, казалось, ненужных предметов. Помогая природе, – мы помогаем себе!
Мусор дети убираем,
На дорогу не бросаем.
В парках, скверах и садах
Будет чистота у нас.
Список литературы.
1. Бачерикова А. «Про звездочку и космический мусор». М. : «Творческий центр», 2012г., стр. 50-51.
2. Гребенева М. «Водяное царство». М. : «Творческий центр», 2012г. ,стр. 57-58.
3. Дитрих А., Юрин Г., «Почемучка». М. : «Педагогика – Пресс», 1997г.
4. Лопатина А. Скребцова М. «Сказки матушки земли» М. : «Армита –Русь» 2007
5. Родионов С. К. и др. «Что такое мусор». М. : «Химия», 1991
6. Энциклопедия экологии для детей «Мир вокруг тебя». М. : «Педагогика –Пресс»,1997г.
Приложение
Практическая работа
Цель: определить, какие отходы разлагаются быстрее.
Описание.
Ученые утверждают, что каждая группа бытовых отходов, имеет свой срок разложения, и в зависимости от этого срока и материала, из которого они изготовлены, различные отходы приносят свой вред окружающей среде.
Я решила провести практическую работу по определению времени разложения тех групп отходов, которых было больше всего в мусорных ведрах в саду.
В каждую из трех баночек я положила разные виды отходов : кусочек бумаги, пластикового стаканчика и яблока.
№ банки №1 № 2 №3
Вид отходов Пищевые отходы Бумажные отходы Отходы из пластика
Материал для исследования Кусочек яблока Обрывок газеты Пластиковый стаканчик
Во все банки насыпала земли, закрыла крышечками и оставила на несколько дней. В течение 4-х недель следила за отходами и делала записи.
1 неделя
Банка №1 – кожура яблока потемнела и сморщилась
Банка №2 – бумага намокла и легко разорвалась на кусочки
Банка №3 – со стаканчиком пока ничего не произошло
2 неделя
Банка №1 – кусочек яблока потемнел и стал мягким
Банка №2 – бумага распалась на несколько частей
Банка №3 – ничего не изменилось
3 неделя
Банка №1 – появился неприятный запах, яблоко стало очень мягким и покрылось плесенью
Банка №2 – бумага смешалась с землей
Банка №3 – без изменений
4 неделя
Банка №1 – запах стал еще более неприятным, и яблоко совсем размякло и смешалось с землей
Банка №2 – бумага смешалась с землей и стала почти незаметной
Банка №3 – со стаканчиком так и не произошло никаких изменений
Выводы:
1. Тонкая бумага быстрее всего разлагается в земле.
2. Чуть больше времени требуется пищевым отходам.
3. С полимерными материалами ничего не происходит. На протяжении всего времени проведения опыта не наблюдалось никаких изменений. Это говорит о том, что природа не может справиться с переработкой данного вида отходов. А если они и смогут разложиться, то на это понадобится очень много времени.
Следовательно, отходы из полимерных материалов нанесут больший ущерб природе, чем первые два. Но это вовсе не значит, что их можно спокойно выбрасывать в окружающую среду. Бумагу производят из дерева, а, значит, если мы будем ее выбрасывать, для производства новой бумаги будут вырубать деревья, тем самым наносить вред природе и ее обитателям. От пищевых отходов при разложении исходит очень плохой запах. Значит, если мы просто будем выбрасывать данный вид отходов на свалку, то они будут разлагаться и выделять плохой запах, а также будут источниками бактерий и микробов.
Поэтому, передо мной встала задача – выяснить, каким образом можно использовать эти отходы в дальнейшем без вреда окружающей среде.