Татьяна Смирнова
Познавательно-творческий проект «Новый год у ворот» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательный, творческий.
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители (законные представители).
Сроки реализации: краткосрочный (09.12.2024 – 24.12.2024)
Актуальность. Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимает особое место в воспитании ребёнка. Проект ориентирован на детей 2-3 лет и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника. Заинтересовать родителей жизнью группы и ДОУ, что тоже способствует развитию ребенку.
Цель проекта: создание условий для развития творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности через знакомство с елочкой, Дедом Морозом, Снегурочкой и приобщение к традициям новогоднего праздника.
Задачи:
для детей:
1. Познакомить с новогодним праздником и главными его атрибутами: елочкой, Дедом
Морозом, Снегурочкой, снеговиком.
2. Формировать эмоциональный опыт празднования новогоднего праздника.
3. Знакомить с сенсорными эталонами: цветом, величиной, формой в ходе игровой,
познавательно-исследовательской, художественной деятельности.
4. Способствовать развитию речевых, музыкальных и двигательных умений.
5. Развивать интерес и любовь к природе и окружающему миру.
Задачи для педагога:
1. Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместных мероприятий.
2. Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
3. Создать условий для социально-нравственного развития детей в процессе изучения и сохранение традиций празднования Нового года.
4. Способствовать сплочению детско – родительских отношений, улучшению контакта между работниками детского сада и родителями.
для родителей:
1. Познакомить родителей с целями и задачами проекта.
2. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
3. Укреплять связи дошкольного учреждения с семей.
Ожидаемые результаты:
для детей:
- Имеют представление об отличительных особенностях живой, искусственной,
игрушечной елки; о бережном отношении к елочке.
- Имеют представление о Деде Морозе и Снегурочке, отечественных традициях
празднования Нового года.
- Умеют экспериментировать с разными доступными по возрасту материалами и
способами в моделировании елочки и изготовления украшений для елочки.
- С удовольствием исполняют новогодний музыкально-художественный репертуар.
для педагогов:
- повысили педагогическую компетентность в данном направлении;
- реализовали на практике проектную технологию;
- пополнили предметно-развивающую среду группы;
для родителей:
- приняли активное участие в реализации проекта;
- проявили интерес к жизни ДОУ;
- изготовили новогодние игрушки.
Итоговое мероприятие: новогодний праздник «В гостях у Деда Мороза»
Продукты проекта:
-Выставка «Ёлочных игрушек», изготовленных совместно с детьми дома;
- Дидактические игры «Что в мешке у Деда Мороза?», «Цветные мешочки», «Новогодние разрезные картинки»;
- альбом «Новый год»
- презентация «Новый год у ворот»
Реализация проекта
1-й этап – подготовительный
-Постановка целей и определение задач проекта;
-Составление плана мероприятий;
-Подборка наглядно – дидактического материала на тему Новый год, художественной литературы, новогодних песен, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики, подвижных игр, различных материалов для продуктивной деятельности детей;
-Разработка содержания непосредственно образовательной деятельности;
-Украшение группы.
2-й этап – основной
Проведение мероприятий с детьми и родителями по плану.
Художественное - эстетическое развитие
Рисование «Новогодняя ёлочка» (тычком жесткой кисти, «Раскрась шар»
Лепка «Новогодняя елка»
Раскрашивание раскрасок «Ёлочка»
Пластилинография «Новогодние заплатки»
Раскрашивание раскрасок «Новогодние игрушки»
Конструктивная деятельность «Горка».
Музыка:
Слушание музыкальных произведений «На полянку, на лужок» И. Демьянов
Пение «Дед Мороз», А. Филипенко, «На ладошке холодок» Л. Кириллова
Хоровод: «Как у нашей ёлочки» Е. Тиличеева, «Малыши – карандаши» А. Чугайкина
Хороводные игры:
Игра с погремушками А. Лазаренко, «Заморожу» А. Чугайкина
Танец «Снежинок» (со Снегурочкой) А. Филипенко
Подвижная игра «Паровозик Новогодний»
Музыкальное развлечения «Прослушивание детской песенки «В лесу родилась ёлочка»
Театрализованная деятельность «Звери встречают Новый год»
Познавательное развитие
Беседа «Что за праздник Новый год?», «Скоро, скоро новый год»
Рассматривание сюжетных игрушек Деда Мороза и Снегурочки.
Занятие «Что такое новый год! Наряжаем елку»
Дидактические игры: «Цветные мешочки», Что в мешке у Дедушки Мороза?», «Разрезные картинки» «Найди каждому снеговику елочку», «Укрась елочку» (цветные крышки, «Почини шубу Деду Морозу», «Собери елку» (пазлы).
Беседы с детьми: «Кто такой Дед Мороз?», «Что такое Новый год!»; Ёлочку за веточку не тяни, шарики с лочки не бери.
Наблюдение за елью на прогулке
Наблюдение за Дедом Морозом из окна детского сада
Физическое развитие
Физкультминутки: «Ёлка»
Пальчиковая гимнастика: «Новогодний праздник», «Новогодние игрушки»
Подвижные игры: «Снег кружится», «Зайка беленький сидит»
Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку».
Игры малой подвижности: «Снежинка волшебная, замри»
Речевое развитие
Рассматривание сюжетной картины «Дед Мороз».
Рассматривание сюжетных картинок и беседа по теме: «Дед Мороз и елочка».
Рассматривание иллюстраций, книг, сюжетных картин о новогоднем празднике.
Чтение детской художественной литературы: РНС «Снегурушка и лиса»; З. Александрова Дед Мороз; А. Барто «Встали девочки в кружок»; Н. Мигунова Новый год у зверят», Н. Майер «Новогодние игрушки», Н. Мягкова «Новогодние песенки»; В. Петрова «Мама елку украшала», «Дед Мороз прислал нам елку», В. Степанов «Новогодние стихи», Н. Уткина «Подарочки для ёлочки», К. Чуковский «Елка».
Социально-коммуникативное развитие
Игра-ситуация «В гости ёлочка пришла»
Игровая ситуация «Как звери елку наряжали»
Игровая ситуация «Новогодние угощения для друзей»
Игровая ситуация «В магазине игрушек»
Сюжетно – ролевые игры: «Семья готовится к Новому году»,
«Магазин новогодних игрушек»,«Дед Мороз в гостях у детей».
Безопасность «Ёлочку за веточку не тяни, шарики с ёлочки не бери»
Оформление группы
Взаимодействие с родителями
• Ознакомление родителей с целями и задачами проекта – объявление.
• Разучивание песен и стихотворений с детьми.
• Информация в приемной: «Новый год», «Новый год для детей: как устроить праздник». «Безопасный новый год»
• Участие в выставке новогодних поделок «Ёлочная игрушка»
3 этап. Заключительный
1. Выставка поделок, изготовленных совместно с родителями дома.
2. Утренник, посвященный Новому году.
3. Презентация проекта для родителей «Новый год у ворот»
Результат проекта:
В процессе реализации проекта дети были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединила детей, создала праздничную предновогоднюю атмосферу в коллективе. Полученные знания дети используют в игровой деятельности, делятся полученными знаниями с родителями. Дети с удовольствием вспоминают о новогодних праздниках, рассматривают альбомы, коллекции открыток и фотографии, поют новогодние песни, узнают мелодии. Проведенные в процессе реализации проекта мероприятия объединили детей впечатлениями, переживаниями, дети получили много новых знаний, расширился их словарный запас, возрос познавательный интерес.
Программное и методическое обеспечение, в том числе интернет-ресурсы
1. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально –коммуникативное развитие дошкольников. Вторая группа раннего детства 2 – 3 года.
2. Н. В. Бабинова, И. В. Мельцина Музыкальные занятия с детьми раннего возраста
3. Н. Ф. Губанова. «Развитие игровой деятельности, 2008г».
4. В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада,
2014г».
5. Н. А. Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада».
6. Колдина Д. И. Рисование в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 2 – 3 лет.
7. Найбауэр А. В., Куракина О. В. Мама – рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка: Методическое пособие.
8. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой, система работы в первой
младшей группе детского сада».
9. А. Н. Фролова «Умственное воспитание детей раннего возраста»
Приложение к проекту
Беседа «Что за праздник Новый год»
Цель: познакомить воспитанников с новогодним праздником.
Сюрпризный момент: дети сидят на ковре, стук в дверь.
Воспитатель: к нам в гости пришел зайчик, и он принес нам картинку. Посмотрите, что на ней нарисовано. Дети водят хоровод вокруг наряженной елки, что это за праздник
Дети: Новый год!
Воспитатель: Правильно! А что за дедушка стоит с мешком?
Дети: Дед Мороз!
Воспитатель: А девочка рядом с ним? Кто она?
Дети: Снегурочка!
2. Подготовка елочных игрушек:
Воспитатель: Чтобы праздник Новый год был и у нас, что нужно нарядить?
Дети: Нужно нарядить елку!
Воспитатель: Да! Смотрите, сколько зайчик принес нам игрушек. Давайте разберем их. Шарики будем класть в одну корзинку, а мишуру — в другую. Берите по одному предмету и называйте.
Вместе с воспитателем дети раскладывают игрушки, сопровождая называнием «Это шарик!» и «Это мишура!».
Игра-ситуация «Звери встречают Новый год»
Программное содержание. Приобщать детей к подготовке новогоднего праздника, учить следить за сюжетом спектакля, вызвать положительные эмоции.
Материалы. Елка, куклы бибабо (медведь, волк, лиса, белка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка.
Ход игры
Воспитатель подводит детей к наряженной елке и спрашивает: «Знаете ли вы, что скоро новогодний праздник?» Приглашает ребят посмотреть, как звери в лесу готовятся к Новому году. Показывает кукольный спектакль бибабо «Новый год в лесу».
Звери (поют возле елки).
Ну-ка, все дружнее,
Ну-ка, веселее
Наряжайте, поспешайте,
Дружно елку украшайте.
Скоро праздник Новый год,
В гости Дед Мороз придет!
Медведь
Скорей сюда, зверюшки,
Я дам вам по хлопушке.
Лиса
А я про елку не забыла —
Красивый бантик смастерила!
Белка
На елочку под потолок
Сушеный вешаю грибок.
Волк
А я повешу шарики
Да яркие фонарики.
Медведь
Ну вот, готова елочка!
Лиса. Ах, как блестят иголочки!
Волк
Теперь пора принарядиться,
Тут новый шарф мне пригодится.
Лиса. Надену красные сапожки!
Белка. Надену модные сережки!
Медведь
Как весело, как весело,
Как радостно кругом,
Мы песней праздник встретим,
О елочке споем.
Все
Из темного леса
К нам елка пришла,
И праздник веселый
С собой принесла.
Мы будем теперь
Веселиться, плясать
И дружною песней
Наш праздник встречать.
Медведь
С Новым годом! Воспитатель предлагает детям вспомнить и спеть знакомую песню про елочку.
Игра-ситуация «Елочная песенка»
Программное содержание. Приобщать детей к новогоднему празднику; вызвать эстетические чувства;
побуждать к свободной пляске.
Материалы. Наряженная новогодняя елка. Елочные игрушки (бычок, фонарик, шарик, дед-мороз).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель обращает внимание детей на наряженную елочку и просит их вспомнить, к какому празднику ее наряжали. Показывает на елочные игрушки и говорит, что они тоже были на празднике; предлагает послушать разговор елочных игрушек. Воспитатель снимает игрушки с елки по одной и показывает детям.
Воспитатель
Привезли к нам елочку в детский сад.
Нарядили елочку для ребят.
Ростом наша елочка выше всех,
Слышен возле елочки звонкий смех.
Е. Волина
(Показывает на висящую на елке игрушку.)
Вот висит на ветке
Маленький бычок.
(Снимает с елки игрушку.)
Воспитатель.
Маленький бычок,
Рыженький бочок.
Ножками ступает,
Головой мотает:
– Где же стадо? Му-у-у!
Ску-у-учно одному-у-у!
В. Берестов
Увидал бычок фонарик
И красивый яркий шарик.
(Снимает с елки фонарик.)
Фонарик на ветке качается,
Фонарик бычку очень нравится.
Горит голубой огонек:
– Меня ты не бойся, бычок!
Воспитатель (снимает с елки шарик).
Шарик бычку тоже нравится,
В нем рожки бычка отражаются.
Шарик висит,
Качаясь, блестит.
В нем рожки бычка отражаются.
Шарики, шарики
На елочке блестят,
Радуют шарики
Маленьких ребят.
Воспитатель (берет с елки игрушку – деда-мороза).
К нам пришел на праздник Дед Мороз,
Для ребят подарки он принес:
Конфеты, шоколадки,
Машинки и лошадки,
Куклы и мишки, новые книжки.
Все это вам, детишки!
Можно сопровождать каждый показ игрушки соответствующим музыкальным образом, подобрав подходящую музыку (например, «Елочка смолистая», муз. Е. Тиличеевой (вступление); «Маленький танец», муз. Н. Александровой (бычок); «Маленький вальс», муз. А. Филиппенко (фонарик); «Детский танец», муз. С. Майкапара (шарик); «Песня Деда Мороза», муз. М. Красева (дед-мороз).
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как звери в лесу готовились к празднику елки. Задает вопросы: «Какой праздник встречали звери? Кто был возле елки в лесу? Что делали звери? Как звери наряжались на праздник? Кто надел новый шарф? Кто надел красивые сапожки? Кто надел модные сережки? Кто поздравил всех с Новым годом?»
Воспитатель предлагает детям встать возле елочки и потанцевать под веселую плясовую музыку.
Новогодний праздник «В гостях у Деда Мороза»
Перед праздником дети в группе получают от Д. М. открытку с приглашением на праздник. Дети «едут» в зал, встают у елки.
Вед. - Ну вот мы и приехали на праздник, в гости к дедушке Морозу, посмотрите-ка, ребята, как здесь красиво:
Вот так елку нам принес добрый Дедушка Мороз,
Как нарядна, как пушиста, снег на ветках серебристый,
И до самой до макушки - разноцветные игрушки!
(рассматривают с детьми игрушки на елке)
Вед. - Колокольчики, Петрушки, шишки, звездочки, хлопушки.
Вам, ребята, нравится елочка-красавица? (Да)
А где же наш дедушка Мороз? Пригласил нас в гости, а самого нет. Давайте его поищем (идут вокруг елки, находят спящего Д. М.)
Ой, а Дед Мороз нас ждал, сел на стул – и задремал, надо его разбудить. Давайте позовем Деда Мороза (зовут его сначала тихо, затем громче, хлопают в ладоши, Д. М. просыпается)
Д. М. - Ох, как я крепко спал. А ко мне ребятки в гости пришли, да какие все нарядные, красивые. Ну, здравствуйте, ребятишки,
Мои славные малышки (дети здороваются)
Что - же, будем веселиться, песни петь, играть, резвиться? (Да)
Тогда Морозу помогайте, помогайте, поднимайте! (встает)
Ну-ка, маленький народ, заводите хоровод!
Вед. - Дед Мороз, ты погоди, ты на елку погляди,
Елка грустная стоит, и огнями не горит.
Д. М. - Ну, эту мы беду исправим, все огни гореть заставим,
Скажем вместе,1,2,3 – «Наша елочка, гори!»
(Говорят слова, елка загорается)
- А притопнут каблучки – и погаснут огоньки!
Игра с елкой
Д. М. - Вокруг елочки пойдем, песню елочке споем!
Хоровод «Как у нашей елочки»
Д. М. - Ну, ребята, хороши, песню пели от души!
Вот вам от меня за это – пребольшущая конфета!
(снимает большую конфету с елки)
Вед. - Д. М., а конфетка всего одна, а ребят много, как же мы будем ее делить?
Д. М. - А вот как! (высыпает погремушки для игры)
«Игра с погремушками»
Д. М. (удивляется) – Ох, вы, какие шустрые! Обыграли меня.
Уморился я, посижу, отдохну (садится у елки, обмахивается.
Дети тоже садятся на стульчики)
Вед. – Жарко тебе, дедушка? Сейчас Снегурочка с девочками - снежинками тебя быстро остудят, чтобы ты у нас на растаял.
Танец Снежинок с султанчиками.
Вед. – Ну что, дедушка, прохладнее стало?
Д. М. – Да, вот спасибо, не дали мне растаять. А кто сейчас дедушку уважит, про меня стишок расскажет?
Вед. - Д. М., а мы тебе не стишок, а песенку споем!
Д. М. - Так это еще лучше! Ну-ка, ну-ка, я послушаю.
Песня «Дед Мороз»
Дед Мороз, Дед Мороз
Деткам елочку принес. 2 - раза
А на ней фонарики, золотые шарики – 2 раза
Дед Мороз, дед Мороз
Не морозь деткам нос -2 раза
Ты ребяток не пугай,
Лучше с нами поиграй. - 2 раза
Вед. - Понравилась тебе наша песенка?
Д. М. - Да, очень понравилась. А я сейчас вас тоже удивлю, вот этого зайку оживлю (берет маленького зайчика).
Раз, два, три, четыре, пять – выйдут зайки танцевать!
Танец «На полянке зайки танцевали…»
Вед. - А расскажи нам, Дед Мороз, что ты нам в мешке принес?
Д. М. (хитро) - Хотите знать, что в мешке? А вот что!
(Высыпает из мешка снежки)
Любите в снежки играть?
Вед. – Конечно, дедушка Мороз, мы очень любим играть в снежки!
Проводится «Игра в снежки»
(после игры садятся на стульчики)
Д. М. - Так, так, значит, вы играть любите. А мороза
не боитесь? А если у вас ручки замерзнут?
Вед. - А мы ими похлопаем! - А как? - А вот так! (хлопают)
Д. М. - А если ноги замерзнут?
Вед. - А мы ими потопаем! А как? - А вот так!
(топают ногами) А еще, дедушка, мы такую пляску знаем, чтобы согреться. Вот посмотри!
«Зимняя пляска»
Д. М. - Ну, так вам, конечно никакой мороз не страшен!
Д. М. - Славно с вами веселиться, но пора уже проститься.
Вед. - А ты ничего, дедушка, не забыл?
Д. М. - А что я забыл? Ничего. Мы с вами играли? (Да)
Песни пели, танцевали? (ДА)
Так что же я забыл? (дети подсказывают ему)
- Ох ты, голова моя садовая - шишка еловая, я же вам подарки
приготовил, да в сугроб спрятал, а где – не помню. Давайте вместе искать.
(Ищут с детьми, находят подарки в сугробе)
Раздача подарков
Д. М. - Посмотрите, моя елочка мигает, она ребяток приглашает
сфотографироваться с ней!