тикенова венера
Познавательно-творческий проект в младшей группе «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект
младшей группе
«Путешествие в сказку»
Руководители проекта :
Воспитатели :Явич Ю. В.
Тикенова В. А.
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой краткосрочный.
Цель проекта :
*Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
* Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего возраста.
Публикация «Познавательно-творческий проект в младшей группе „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.
Постановка проблемы
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка.
Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
В своей работе мы столкнулись с тем, что дети хотят и желают рассказывать сказки, но не обладают достаточными речевыми умениями.
Задачи проекта :
• Развитие связной речи (детей подводят к построению связного высказывания, развивают у них умение описывать предмет, сочинять рассказы и сказки, а так же рассуждать);
• Формирование грамматического строя речи (дети учатся согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, изменять слова и образовывать новые, строить предложения разных типов - простые и сложные);
• Обогащение, расширение словарного запаса (дети узнают новые слова и учатся понимать их значения, а затем употреблять в своей активной речи);
• Воспитание звуковой культуры речи (дети начинают понимать, что все слова звучат, произносить их надо чётко и правильно, используя разные способы интонационной выразительности, у них развивается умение произносить восклицание, вопрос, удивление).
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители.
Формы работы:
1. Игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, театрализованные игры);
2. ООД
3. Продуктивные виды деятельности - рисование, лепка, конструирование.
Продукт проектной деятельности :
> Оформленный проект;
> Конспекты ООД;
> Творческие работы детей, выполненные в процессе ООД;
Срок реализации проекта : 15.01.18-02.02.18г.
Этапы проекта :
I. Подготовительный
• Составление плана деятельности;
• Наработка и накопление необходимого материала;
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал.
• Оформление книжного уголка.
II. Организационный
• Разработка плана мероприятий;
• Определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.
• Разработка дидактических игр, конспектов ОД, сценария итогового мероприятия.
III. Основной (планируемые мероприятия)
Чтение художественной литературы по теме проекта :
•Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка».
•Чтение и рассказывание русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя» ,«Кот, петух и лиса», беседа по прочитанным сказкам
•Отгадывание загадок по сказкам
Игровая деятельность
•Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр: «Доскажи
словечко», «Разрезные картинки», «Составь сказку».
•Игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба»
• Дидактические игры на развитие речи детей: «Узнай по голосу», «Кто в домике живет?», «Кто как кричит?», «Позови свою маму», «РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК», «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»,«Лото», «Потерялись», «Домики»
Изобразительная деятельность
•Конструирование домика для заюшки и лисички (сказка «Заюшкина избушка) •Лепка – золотое яичко (сказки «Курочка Ряба»)
•Рисование –«Колобок покатился» («Колобок», раскрашивание иллюстраций к сказкам
Взаимодействие с родителями
Консультации на темы: «Роль сказки в развитии речи ребенка»
«Немного о сказках»
«Развитие речевой активности детей»
Итоговое мероприятие по проектной деятельности «Путешествие в сказку»
Музыкальная деятельность
•Слушание музыкальных произведений
•Пение детских песенок
IV. Итоговый
У Создание фотоотчета о проведенных мероприятиях;
УОформление проекта;
У Итоговое мероприятие «Путешествие в сказку»
Содержание проекта
Этапы реализации проекта Действия педагогов Действия детей Действия родителей (других участников проекта)
Подготовительный
этап Подбор материала, метод. литературы, информации по теме, рассматривание иллюстраций по теме, Участие в предполагаемых формах работы по проекту Участие в проблемно-постановочной беседе, «Какие р. н. с. мы знаем», рассматривание иллюстраций по теме Участие в предполагаемых формах работы по проекту
Организационный
этап Составление плана проекта,
определение сроков реализации и ответственных за Активное участие в формах работы по теме Участие родителей в консультациях по теме проекта и реализации задач совместными
отдельные этапы проекта.
Разработка дидактических игр, конспектов ОД, сценария итогового мероприятия. Активное участие в формах работы по теме усилиями (участие в создании выставки «наши любимые сказки»
Формирующий (основной)этап Проведение ОД, игровой деятельности с детьми совместно со специалистами ДОУ (комплексные, тематические). Организация творческой лаборатории детско- родительских работ, фотовыставки Совместная
работа по
созданию
выставки,
подготовки
итогового
мероприятия Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок
совместных работ, фото выставок по теме проекта.
Итоговый этап Проведение итогового мероприятия по проекту
Обобщение опыта по проекту Расширение знаний детей в рамках темы проекта, участие в итоговых мероприятиях. Анализ результатов проектной деятельности Участие в итоговых мероприятиях
Предполагаемый результат
• Дети будут испытывать меньше затруднений в пересказе сказок и других литературных произведений;
• Дети свободнее будут вступать в контакт друг с другом, используя при этом невербальные средства общения (жесты и мимика);
• Повысилась компетентность родителей по семейному чтению сказок;
• Обобщен опыт работы педагогов по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество (русские народные сказки)
ОД Знакомство с русской народной сказкой ”Маша и
медведь”
Цель:
* Приучать детей внимательно слушать русскую народную сказку
*Учить следить за развитием действия и понимать содержание, сопереживать героям сказки.
* Развивать память, внимание, речь, учить выполнять игровое задание
(выкладывать картинки по порядку, в соответствии с текстом сказки). *Воспитывать интерес детей к русской народной культуре, через знакомство со сказками.
Материал:
Фигурки персонажей сказки кукольного театра, большой плюшевый медведь, иллюстрации к сказке.
Ход НОД:
Перед детьми на фланелеграфе картинка с изображением медведя. За плечами у медведя короб, из которого выглядывает Маша.
В-ль - Дети, посмотрите:
Сидит в коробе девочка У мишки за спиной,
Он сам того не ведая,
Несет ее домой.
Провела медведя Маша,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая сказка,
Это - "Маша и медведь".
- Ребятки, вы хотите послушать эту сказку? Садитесь поудобнее, слушайте внимательно.
В-льрассказывает сказку
В-ль - Дети, понравилась вам сказка? (Понравилась). Раздается стук в Дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит игрушечного медведя.
В-ль- Ребятки, к нам в гости пришел Мишка.
Мишка - Здравствуйте, дети! (Дети здороваются с Мишкой).
Мишка - Я к вам очень торопился, хотел послушать и посмотреть мою любимую сказку «Маша и
медведь» и принес вам картинки к этой сказке. Но я так спешил, что картинки у меня упали и
перепутались. Я опоздал к вам на сказку и теперь не знаю, как мне разложить их по порядку.
В-ль - Да, Мишенька, ты опоздал на сказку, но сейчас для тебя мы ее повторим и поможем разложить картинки по порядку. Ребята, поможем Мишке? (Поможем) В-ль раздает детям картинки и напоминает сказку. По ходу сказки ребята
выкладывают соответствующие картинки по порядку.
- Как начиналась сказка? Жили- были дедушка и бабушка, и была у них внучка Машенька.
-Что было дальше? Маша пошла в лес за грибами и заблудилась.
-Что Маша увидела в чаще леса? Она увидела избушку.
-Кто жил в избушке? В избушке жил медведь.
-Медведь оставил Машу жить у себя в избушке. Что делала Маша у медведя? Варила ему кашу.
-Что придумала Маша, чтобы убежать от медведя? Она напекла много пирожков и попросила
мишку отнести гостинец дедушке и бабушке.
-Как обманула Маша медведя? Она села в короб, блюдо с пирожками поставила себе на голову.
-Понес медведь короб с пирожками в деревню? Да, мишка взвалил короб на спину и понес его деду с бабкой.
-Как девочка не разрешила медведю садиться на пенек и есть пирожок? Что она сказала? Вижу,
вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси дедушке, неси бабушке!
-Что случилось с медведем в деревне? Собаки учуяли его и прогнали в лес.
-Г де нашли Машеньку дедушка с бабушкой? Они открыли короб, и увидели
Машу живехонькую и
здоровехонькую.
Мишка - Спасибо вам ребятки, рассказали мне мою любимую сказку, и все картинки разложили
по порядку. А теперь я с вами хочу поиграть.
-Ребята, поиграем с Мишкой? Воспитатель сажает на стульчик игрушечного медведя.
Проводится подвижная игра «У медведя во бору».
Мишка - Молодцы ребята, вы такие ловкие, я никого не поймал. Пришла пора возвращаться мне домой, в лес.
В-ль - Дети, попрощаемся с Мишкой. Дети прощаются с Мишкой
«Теремок» (игра - драматизация).
Цель: побуждать детей участвовать в драматизации сказки, активизировать речь детей, вызвать чувство радости, способствовать воспитанию любви к животным.
Оборудование: элементы костюмов персонажей сказки «Теремок» (маски, рукавички, фартучки, шапочки, кирпичики для постройки дорожки.
Ход НОД
Звучит русская народная музыка. Под музыку появляется воспитатель со словами:
Стоит в поле теремок,
Он не низок не высок.
Воспитатель показывает домик, говорит, что этот домик - теремок, в нем живут звери. Предлагает послушать сказку.
Садитесь поудобнее на стульчики и посмотрите сказку «Теремок».
Воспитатель и дети – участники (звери) показывают сказку.
-Понравилась сказка? Кто понравился больше всего?
По окончании драматизации воспитатель предлагает построить дорожку к новому теремку, который построили звери (из кубиков).
Сначала дети строят узкую дорожку, приставляя кирпичики друг к другу короткой стороной. Воспитатель спрашивает:
- Какая это дорожка?
-Как вы думаете, по такой дорожке кому из зверей удобно будет ходить? (Мышке, лягушке, зайке).
Затем дети строят широкую длинную дорожку, приставляя кирпичики друг к другу длинной стороной:
-Какая это дорожка?
- Какие звери могут ходить по широкой длинной дорожке? (Медведь, волк, лиса). Дети играют с постройками и персонажами.
Завершается игра общим танцем, (воспитатель включает аудио запись с детскими песенками).
НОД по развитию речи для детей второй младшей группы. Чтение
сказки «Волк и семеро козлят»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Козлятки и волк»
2. Учить детей слушать художественное произведение.
3. Учить понимать содержание сказки.
4. Развивать внимание, память, усидчивость, умение следить за развитием действий.
5. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
6. Воспитывать интерес, доброту к русским народным сказкам.
Словарная работа:
Козлятушки - ребятушки Толстым - претолстым голосом Чик -чик Ход НОД:
Воспитатель: сейчас я вам прочитаю русскую народную сказку «Козлятки и волк». Слушаем внимательно. (Воспитатель неторопливо читает сказку). Ребята, понравилась вам сказка.
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята скажите мне, пожалуйста, про кого я вам читала?
Дети: Про козу, волка и козлят.
- Где жила коза?
- С кем она жила?
- Куда уходила коза каждое утро?
- Вспомните, какую песенку пела коза своим деткам. Каким голосом?
Дети: Тоненьким, ласковым, добрым.
- Что задумал волк?
- Каким голосом пел волк песенку мамы - козы?
- Что сделал волк для того, чтобы его голос стал похож на голос козы?
- Что произошло дальше?
Воспитатель: Ребята, а какая была коза?
Дети: Добрая.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Конечно, она была добрая.
Воспитатель: Умницы ребята. Молодцы. А теперь давайте все вместе споём песенку, которую поёт коза.
(С помощью воспитателя дети поют песенку) .
«Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молока принесла.»
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо спели песенку. Ребята, а какой был волк? (Если дети затрудняются ответить, то им помогает воспитатель) .
Дети: Большой, злой, страшный.
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что в дверь стучится волк? (Воспитатель помогает ответить детям) .
Дети: Потому что он запел толстым - претолстым голосом.
Воспитатель: Правильно, дети, молодцы. А что волк пел толстым - претолстым голосом.
Дети: «Вы детушки, вы козлятушки».
Воспитатель:» А теперь давайте поиграем!»
Игра «Волк и козлята»
Вот козлята- скок да скок- Поскакали на лужок.
Зарезвились, заигрались Свежей травки пощипали.
Вдруг выходит серый волк Он зубами щелк да щелк.
Ну, козлята, разбегайтесь,
Волку в лапы не давайтесь!
(повторяем игру два раза)
Рефлексия.
Воспитатель: Вот и все. Превращаемся обратно из козляток все в ребяток.
Что вам понравилось в нашей сказке
Загадки
Нравом зол, цветом сер, Семерых козлят он съел. (Волк и семеро козлят)
Бабушка за дедушку Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть, Помогите, детки!» Добрые помощники Скоро набегут,
Победит упрямицу Общий, дружный труд. (Репка)
У Алёнушки сестрицы Унесли братишку птицы, Та с подружками играла, Братца Ваню проморгала.
(гуси-лебеди)
Миша по лесу идёт, Короб на спине несёт - Пироги для бабы с дедом Внучка Маша напекла- Несговорчивого Мишу Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям? Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала, А хозяева вернулись - Еле ноги унесла!
(Три медведя)
Сказки просят, а сейчас, вы, друзья, узнайте нас! Не лежалось на окошке - Покатился по дорожке.
(Колобок. Русская сказка)
С кем встречался колобок? Кто имеет рыжий бок?
Очень хитрая сестричка,
Ну, конечно же,. (Лисичка)
А дорога далека,
А корзинка - нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь (русская сказка)
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов стало множество жильцов.
(Теремок (русская сказка)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Машенька из Русской сказки "Три медведя")
Отворили дверь козлята - И пропали все куда-то.
Стоит коза, голосит коза:
-Ой, беда, беда, беда!
Разбежались кто куда,
Один - в лесок, а другой - за стог,
А третий козленок спрятался в бочонок. А сколько козлят в избушке сидят? («Волк и семеро козлят» (русская сказка)
Всем известна на Руси,
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же эти
Маленькие дети?" (Семеро козлят)
НОД «Путешествие в сказку «Репка»
с детьми младшей группы»
Цель: Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях с
взрослыми и другими детьми.
Задачи:
1. Образовательный аспект: - вызвать желание с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать сказку - способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми.
2. Развивающий аспект: - способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности; - обеспечить развитие умения обобщать и делать выводы.
3 . Воспитательный аспект: - формировать социальные навыки; - вызвать желание помочь героям сказки; - способствовать развитию умения соблюдать в ходе игры элементарные правила; вызвать интерес детей к художественной литературе; обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении НОД.
Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов.
Чтение сказки «Репка», беседа о героях сказки. Рассматривание иллюстраций с изображением персонажей сказки. Отгадывания загадок. Обыгрывание сказки с помощью настольного театра. Разрезные картинки и пазлы.
Взаимодействие с родителями:
Предложить посмотреть мультфильм «Репка», обратить внимание на героев сказки. Рассмотреть иллюстрации.
Ход НОД: Воспитатель с детьми встают в круг.
Воспитатель: (вместе с детьми)
«Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
Воспитатель: Дети, вы хотите отправиться в ГОСТИ В СКАЗКУ? (ответ детей) Есть у меня волшебный «ковер-самолет», на нем мы и отправимся в Наше путешествие. Дети стоят на ковре и с воспитателем говорят волшебные слова:
Наш ковер по небу мчится,
Что же с нами приключится?
Закрывайте быстро глазки,
Чтобы очутиться в сказке!
В сказку с вами попадаем,
А в какую - отгадаем!
Воспитатель:.Садимся на свои места, отгадываем загадку: Круглый бок, желтый бок, Сидит в грядке колобок. Врос он в землю крепко. Что же это?
Дети: Репка. Воспитатель показывает «репку». Начинается игра-драматизация
Воспитатель:
Сказка начинается. В огороде дедка посеял репку, выросла репка большая- пребольшая. Стал дед репку тянуть: тянет - потянет, вытянуть не может (ребенок имитирует, позвал дед бабку.
Ребенок-дед: Эй, бабка, выходи, репку тянуть помоги! Выходит ребенок - бабка. Воспитатель: Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. А Внучка предлагает всем детям поиграть.
Динамическая пауза «Посадили репку в огороде»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
(ходьба)
Перед нами огород
(руки вытянуть вперед)
Дед на помощь нас зовет
(махи руками)
Вот мы репку посадили
(наклониться)
И водой её полили
(имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка
(развести руки в стороны)
Если мы её потянем,
(имитация движения)
То из репы кашу сварим
(имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие
(показать силу)
Ребенок-бабка: Эй, внучка, выходи, репку тянуть помоги! Выходит ребенок - внучка.
Воспитатель: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку. Ребенок-внучка: Эй, Жучка, выходи, репку тянуть помоги! Выходит ребенок - Жучка.
Воспитатель: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка Кошку. Ребенок-Жучка: Эй, Кошка, выходи, репку тянуть помоги! ребенок - Кошка.
Воспитатель: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут.
Позвала Кошка Мышку. Мышка рядышком живет,
Вышла мышка в огород.
Ребенок-внучка: Эй, Мышка, выходи, репку тянуть помоги! А Мышка и говорит: «Дорисуйте моим друзьям усы и хвосты, тогда помогу!»
(Дети подходят к столам и выполняют индивидуальные задания.)
Выходит ребенок Мышка
Воспитатель:Мышка, за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, тянут - потянут и вытянули репку. Вывод: Вместе репку мы тащили,
Только дружбой победили.
Бабке с дедом помогали,
Было трудно, все устали,
Но репку из земли достали.
Воспитатель: Ребята, а ведь репка очень вкусный и полезный продукт. В ней много витаминов. Она дает людям силу и здоровье.
Вот и сказки конец! Нам пора возвращаться домой, в детский сад. (дети садятся на «ковер - самолет» и говорят слова)
Наш ковер по небу мчится,
Чтоб домой нам возвратиться. (Звучит фонограмма)
Итог занятия.
Воспитатель: (задает детям вопросы)
- в какой мы сказке побывали?
- каких героев повидали?
- как мы им помогали?
Дед и бабка угощают детей.