Елена Острая
Познавательно-творческий проект «Я б в художники пошёл, пусть меня научат» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект
«Я б в художники пошёл, пусть меня научат»
Подготовительная группа
Воспитатель: Острая Е. М.
Содержание:
1. Введение… 2.
2. Паспорт проекта… 3.
3. Формы и методы работы в рамках реализации проекта…. …4.
4. Модель реализации проекта… 5.
5. Календарно-тематическое планирование работы по проекту… 7.
6. Ожидаемые результаты….… 12.
7. Литература… 13.
8. Диагностика…14.
9. Приложения…. 15.
Введение.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует…
В. Берестов
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский.
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами, с использованием различных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти способствует подготовке руки к письму.
Рисование с использованием различных техник и способов способствует не только развитию изобразительных навыков, но и
-интеллектуальному развитию ребенка;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук.
Таким образом, изобразительная деятельность, и в частности, рисование, как нельзя лучше способствует развитию творческих способностей дошкольников и гармоничному развитию личности в целом, что является целью воспитания ребёнка.
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Я б в художники пошёл, пусть меня научат»
2. Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный, недельный
3. Время реализации проекта: декабрь 2 неделя
4. Руководитель проекта: воспитатель Острая Е. М.
5. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 172», воспитатели, родители.
6. Цель проекта: создание условий для развития потенциальных творческих способностей ребёнка, его изобразительных умений и навыков посредством рисования, привитие интереса к изобразительной деятельности и искусству в целом.
7. Задачи проекта:
Развивающие:
• Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное воображение;
• Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
• Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
• Закреплять и обогащать знания детей о профессии художник, о разных видах художественного творчества, о художниках.
• Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
• Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
8. Актуальность проблемы.
В процессе работы по формированию у детей подготовительной группы изобразительных умений и навыков, ознакомлению их с искусством, развитию творческих способностей и формированию художественно-эстетического вкуса в рамках непосредственно-образовательной деятельности обнаружилась проблема: у детей недостаточно сформированы представления о разных жанрах живописи, они плохо знакомы с творчеством художников. Без постоянного закрепления у некоторых детей теряются приобретённые ранее изобразительные умения и навыки, навыки придания выразительности рисунку, точнее сказать в свободной деятельности многие дети перестают ими пользоваться, намеренно упрощая рисунок. После летних каникул, по моим наблюдениям, уровень рисунков некоторых детей стал даже ниже, чем в старшей группе. А ведь подготовительная к школе группа предъявляет более высокие требования к детскому рисунку, его колориту, композиции.
Недостаточно уделяется времени в свободной совместной деятельности для ознакомления с изобразительной деятельностью, художниками - пейзажистами, жанрами живописи. Родители в семье также не уделяют должного внимания этой проблеме.
Поэтому в этом учебном году я решила больше внимания уделить проблеме развития творческих способностей и изобразительных навыков детей – будущих первоклашек. Познавательно-творческий проект «Я б в художники пошёл, пусть меня научат» призван помочь в решении данной проблемы, а также:
Продолжать знакомить детей с жанрами живописи, художниками – живописцами, известными картинами.
Формировать восприятие произведений изобразительного искусства, эстетический вкус.
Продолжать формировать умение составлять композицию рисунка.
Совершенствовать технику изображения. Расширять набор материалов для использования в рисовании.
Развивать цветовое восприятие, творческую активность.
Формы и методы работы в рамках реализации проекта.
Проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, тематическую, познавательную и практическую деятельность.
Формы работы: организация НОД, индивидуальных и подгрупповых занятий, бесед с детьми по изобразительной деятельности и ознакомлению с искусством; дидактические игры по изобразительной деятельности, презентации, участие воспитанников в конкурсах разного уровня, консультации для родителей и педагогов, участие в вебинарах и др. мероприятиях по теме, организация выставок рисунков в родительском уголке.
Модель реализации проекта.
Подготовительный этап.
№ п / п Наименование мероприятия Участники Сроки проведения
1 Изучение методической и справочной литературы по теме проекта, работа с интернет-ресурсами. воспитатель Декабрь
1 неделя
2 Создание предметно-развивающей среды в группе: дополнение и обновление уголка изодеятельности, подбор иллюстраций, создание дидактических игр для детей. воспитатель Декабрь
1 неделя
4 Составление конспектов НОД, (подгрупповых и индивидуальных занятий по изодеятельности, итогового занятия по проекту «Создание картинной галереи») воспитатели Декабрь
1 неделя
5 Оформление папки-передвижки в родительский уголок «Нетрадиционные техники рисования», оформление стенда детских работ. воспитатели Декабрь
2 неделя
Основной этап – реализация проекта.
№ п / п Наименование мероприятия Участники Сроки проведения
1 Диагностика (беседа, наблюдение, дидактические игры и задания) воспитатели, дети Декабрь
2 неделя
2 Целевые прогулки на участок, в лес, в музей или на художественные выставки. воспитатели, дети, родители Декабрь
1, 2 недели.
3 Рассматривание картин известных художников. воспитатели, дети. Декабрь
2 неделя.
4 НОД, индивидуальные и подгрупповые занятия по изобразительной деятельности. воспитатели, дети Декабрь
2 неделя.
5 Участие в конкурсе «Моя любимая сказка»; воспитатель, дети, родители. Декабрь
2 неделя.
6 Дидактические и игры по изодеятельности. воспитатели, дети. Декабрь
2 неделя.
Заключительный этап.
№ п / п Наименование мероприятия Участники Сроки проведения
1 Итоговая диагностика ЗУН по проекту, Итоговое занятие «Экскурсия в картинную галерею» дети, воспитатель Декабрь
2 неделя, пятница
2 Выставка детских работ и достижений в родительском уголке воспитатели, дети. Декабрь
2 неделя.
Календарно-тематическое планирование работы по проекту.
Дата Наименование мероприятия Программное содержание Участники
Понедельник 1. Диагностика: беседы, наблюдение, дидактические игры.
2. Совместная деятельность с детьми - занятие: «Рисунки в пещерах (зарождение искусства)», видеофильм «Рисунки в пещерах».
(см. Конспект)
3. Индивидуальная работа по рисованию: «Я – художник» (по замыслу).
4. Совместная деятельность с детьми: «Рассматривание картин И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»,
«Февральская лазурь».
(см. Н. А. Курочкина с. 15, 17.)
5. Дидактическая игра «Собери букет».
6. Консультация для родителей «Зачем ребёнку рисовать?»
7. Создание презентаций для педагогов по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования. Выявить уровень знаний детей о профессии художник, об известных художниках, жанрах живописи; уровень развития изобразительных навыков и творческих способностей.
Познакомить детей с историей возникновения рисунка, рассмотреть рисунки в пещерах, напомнить технику печатания ладошкой.
Развивать творческие способности, изобразительные навыки.
Знакомить детей с художником-пейзажистом И. Э. Грабарём, его картинами «Февральская лазурь» и «Сказка инея и восходящего солнца».
Закреплять знание тёплых и холодных цветов
Ознакомить родителей с консультацией «Зачем ребёнку рисовать?» (в родительском уголке)
Осуществлять обмен опытом по применению в работе с детьми нетрадиционных техник рисования. Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети.
Воспитатель, родители.
Воспитатели.
Вторник 1. Раздел - гражданско-патриотическое воспитание: рисование «Мост через Волгу».
2. НОД. Рисование по замыслу «Кем ты хочешь быть?». (См. Т. С. Комарова с. 86.)
3. Совместная деятельность с детьми - занятие: «В мастерской художника».
(см. Конспект,
4. Чтение с элементами беседы: «Нам художник о многом рассказал» (см. Т. А. Шорыгина Эстетические сказки с. 35).
5. Дидактические игры: «Костюмы для Петрушек», «Рыбки плавают в пруду» Развивать умение рисовать мост через Волгу, воспитывать любовь к Волге и родному городу Саратову.
Учить детей передавать в рисунке представление о труде взрослых, изображать людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке.
Продолжать знакомить детей с изобразительными средствами и правилами работы с ними, с понятиями: композиция, портрет, пейзаж, натюрморт.
Расширять представление о профессии художника.
Закреплять знание цветового спектра и контрастных цветов, оттенков цветов. Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети.
Среда
1. Совместная деятельность с детьми: Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима» с последующим рисованием «Зимний лес».
(см. Н. А. Курочкина с. 16.)
2. Совместная деятельность с детьми: беседа, видеофильм из серии Уроки тётушки Совы «Сказочный мир В. М. Васнецова». (см. Конспект).
3. Дидактические игры «Загадочные человечки», «Ниточка и иголочка»
4. Папка-передвижка для родителей «Нетрадиционные техники рисования» Знакомить детей с художником-пейзажистом
И. И. Шишкиным, его картиной «Зима». Формировать навыки рисования зимнего леса.
Познакомить детей с творчеством В. М. Васнецова, картинами «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич и серый волк», учить различать быль и сказку.
Развивать мелкую моторику, упражнять в дорисовывании незаконченных картинок.
Ознакомить родителей с папкой передвижкой «Нетрадиционные техники рисования» Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети.
Воспитатель, родители.
Четверг 1. НОД Рисование «Иван-царевич с жар-птицей».
(См. Г. С. Швайко с. 121.)
2. Беседа «Что такое музей?»
(См. О. А. Куревина, Г. Е. Селезнёва «Путешествие в прекрасное» ч. 2.)
3. Рассматривание картин – натюрмортов «Цветы и плоды», «Натюрморт» (фрагмент) И. Т. Хруцкий, «Яблоки и листья» И. Репин.
4. Дидактическая игра «Узнай героя картины» Учить передавать в рисунке один из эпизодов сказки «Иван-царевич и серый волк» с двумя персонажами: Иваном-царевичем и жар-птицей; учить изображать фигуру человека в боковом положении, самостоятельно использовать нужные технические приёмы рисования красками.
Расширить знания детей о музеях, о правилах поведения в музее, о произведениях искусства, об известных художниках, о портрете.
Закреплять знание о натюрморте, знакомить с художниками, писавшими натюрморты.
Закреплять знание картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич и серый волк» Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети.
Пятница 1. Игра «Экскурсия в картинную галерею».
2. Итоговое занятие «Создание картинной галереи»»
3. Дидактическая игра «Хоровод красок».
4. Итоговая диагностика ЗУН воспитанников, анализ эффективности проекта.
5. Выставка детских работ. Закрепить знание жанров: портрет, пейзаж, натюрморт.
Побуждать детей рисовать по замыслу, придавая наибольшую выразительность рисунку, создавать свою картину, используя знания композиции, колорита, основных жанров живописи.
Закрепить знания основных цветов, холодных и тёплых цветов.
Выявить итоговый уровень ЗУН детей по теме проекта. Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети.
Ожидаемые результаты.
• Закрепление и обогащение знаний детей о профессии художник, о разных видах художественного творчества, о художниках.
• Знакомство детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
• Развитие творческого мышления;
• Устойчивый интерес к художественной деятельности;
• Совершенствование умений и навыков, необходимых для создания творческих работ.
Практическая значимость проекта:
Проект является эффективным. Собранный материал может быть использован для дальнейшей работы с детьми, для развития творческих способностей, изобразительных навыков детей, для формирования эстетического вкуса, расширения знаний о культуре и искусстве, о жанрах живописи, о картинах известных художников.
Литература:
1).Баранова Е. В, Савельева А. М «От навыков к творчеству» М. : Мозаика-синтез 2009г., 2). Белошистая А. В., Дьяченко И. И. Я рисую мир. Серия волшебная мастерская. Пособие для детей 4-7 лет. М. : Просвещение 2011г., 3). Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа» М. : Мозаика-синтез 2014г., 4). О. А. Куревина, Г. Е. Селезнёва «Путешествие в прекрасное» 1, 2, 3 части ООО «Баласс 1999, 5).Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» М. : «Владос» 2002г., 6). О. Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью» М. : ЭКСМО 2011г. 7). Т. А. Шорыгина «Эстетические сказки. Беседы с детьми об искусстве и красоте». ТЦ «Сфера» 2014г.