людмила мухина
Познавательно-творческий проект для старших дошкольников. «Ложка — это ложка…»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ложка-это ложка, ложкой суп едят».
Автор – Мухина Л. П., методист, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Дом детского творчества»
г. Вышний Волочек Тверской области.
Краткосрочный познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов.
Цель: развивать любознательность и познавательный интерес к истории и быту русского народа.
Задачи: - развивать у детей навыки исследовательской деятельности;
Публикация «Познавательно-творческий проект для старших дошкольников, „Ложка — это ложка…“» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
- учить использованию разнообразных методов получения информации;
- развивать творческие способности детей; умение видеть необычное в окружающем рукотворном мире;
- содействовать сплочению всех участников проекта (воспитанников, родителей, педагогов).
Сроки проведения: три недели.
Гипотеза: если привлечь внимание детей к повседневному, знакомому им предмету обихода-ложке – и показать историю её появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, традиций русского народа, то у дошкольников проявится познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отразить полученные знания в своей творческой деятельности.
Предполагаемый результат: дети приобретут на практике элементарные компетенции исследовательской деятельности, которые смогут использовать самостоятельно; родители получат возможность организовать продуктивный семейный досуг (семейные истории и предания, связанные с ложкой; выполнение заданий по проекту совместно с детьми); возрастут компетентности педагогов в организации проектной деятельности. Появятся «театр ложек», «ложки настроений», альбом с творческим материалом о ложках, компьютерная презентация о ходе реализации проекта.
Этапы проекта.
I.Подготовительный этап.
1. Определение цели, задач проекта, его связи с программным материалом по развитию речи, знакомству с окружающим, музыке, изобразительной деятельности. Связь темы проекта с историей – в 2010 году современной ложке исполнилось 250 лет; компьютерная презентация о первых ложках, найденных археологами, для демонстрации на занятии детям и родителям на совещании по проекту.
2. Разработка этапов проекта, его методического обеспечения.
3. Подбор необходимой литературы и информации из разнообразных источников.
4. Совещания и беседы с педагогами, родителями и детьми по участию в проекте. Распределение обязанностей между участниками проекта.
5. Разработка дизайна листов-клише для творческих работ воспитанников, из которых по окончании проекта будет оформлен альбом.
6. Оформление макета стенда о проекте «Ложка-это ложка, ложкой суп едят» (набор разнообразных ложек из плотной бумаги, на каждой из которых написаны мероприятия по проекту).
7. Обсуждение с детьми текста письма Снегурочке в её резиденцию в город Кострома. Беседа с детьми о «ложке щедрости», находящейся в резиденции для сбора пожертвований. Принятие решения об изготовлении своей «ложки щедрости» из ватмана в натуральную величину (5,5 метра) для сбора добрых пожеланий, поздравлений в канун Нового года.
II.Технологический этап.
1. Сбор интересных фактов, пословиц, поговорок о ложке, народных примет, материалов из словарей, энциклопедий, Интернет- ресурсов для оформления стенда «Ложка-это ложка, ложкой суп едят».
2. Оформление выставки «Такие разные ложки!» (разнообразные ложки, имеющиеся в семьях воспитанников: столовые, чайные, десертные, для маслин, для яиц, для абсента, для бульона, для грейпфрутов, для икры, для мороженого, ложки-подложки, сувенирные ложки и т. д.)
3. Проведение комплексного занятия «История ложки», в ходе которого дети знакомятся с русскими ложками : межеумок, бутырка, боская, полубоская, носатая, тонкая.
4. Оформление выставки детских рисунков и аппликаций «Ложка-это ложка, ложкой суп едят», выполненных на занятиях по изодеятельности и дома.
5. Проведение мастер-класса для родителей по росписи деревянных плоских ложек и изготовление «театра ложек» и «ложек настроения».
6. Проведение репетиций «театра ложек» с детьми (инсценировки детских стихотворений).
7. Проведение конкурса на самое смешное, необычное название ложки (ложкой что-то мешают – мешалка, хлебают – хлебалка. В старину отец бил ложкой по лбу расшалившихся за обедом детей – значит, полбустукалка и т. п.)
8. Сбор пожеланий, поздравлений в «ложку щедрости».
9. Оформление листов-клише с рисунками и стихотворениями о ложке на заданные рифмы, оформление альбома.
III.Подведение итогов проекта.
1. Презентация итогов проекта на празднике «С днем рождения, ложка!» (выступление «театра ложек»; игры с «ложками настроения»; награждение активных участников проекта; передача адресатам пожеланий и поздравлений из «ложки щедрости»; выступление ложкарей; разгадывание кроссворда про ложку; игры, эстафеты и аттракционы с ложками : кто быстрее перенесет ложками теннисные мячики; сложит ложку из разрезных частей; придумает слова на каждую букву слова «ложка»; накормит куклу «кашей» - пшенной крупой; скажет, какой ложки не стало; выложит слово «ложка» из одноразовых ложек; сконструирует ложку из плоскостного конструктора «Листик»).
2. Рефлексия участников проекта.
Дети – что узнали нового (где могут пригодиться новые знания, чему научились, что понравилось или не понравилось.
Родители – проект как стимул совместной с детьми деятельности; что узнали нового.
Педагоги – перспективы использования проекта в дальнейшей работе, его сильные и слабые стороны.
3. Просмотр и обсуждение компьютерной презентации проекта.